Мечта тысячелетий

Виктор Афсари
       Много ли может сделать один человек? Да столько и сделает, сколько может сделать один человек. А сколько сделает мечтатель? Чуть больше, наверное, в силу своей увлечённости. А вот мечтатель с талантом организатора, интригана и неуёмной жаждой прибыли, так вот этот и горы может свернуть. Так, видимо приключилось с Фердинадом Мари виконт де Лессепсом, величайшим авантюристом в истории.

       Родился виконт в Версале в 1805 году. Занимаясь дипломатией, он близко познакомился с Саид пашой, который в будущем дал ему право на строительство Суэцкого канала. Работая на Востоке, Лессепс не мог не быть знакомым с историей попыток проложить канал между Средиземным и Красным морями. Создание такого канала сулило немыслимые прибыли, так как открывало новые возможности для развития торговли.

       Четыре тысячи лет назад из Средиземного моря в Красное уже пролегал путь на Восток. Это было время высокой культуры Древнего Египта. Работы были начаты при фараонах XII династии Среднего царства. При этом погибло около 120.000 египтян. Геродот пишет о том, что строительство канала было завершено по указанию персидского царя Дария. Путь по каналу занимал четверо суток. Широк же канал был настолько. Что по нему свободно могли плыть рядом две вёсельных триремы. Писали о канале и Страбон, и Плиний-старший, и другие историки. Непонятно только, почему он не вошёл в компанию чудес света? Оно и по нашим меркам сооружение непростое. Судоходство по каналу, начатое при Дарии-I, продолжалось около тысячи лет. После завоевания арабами в средние века Египта и других стран, вплоть до Испании, с 776 года судоходство по каналу было прекращено. За последующие века русло канала было засыпано песками наступающей пустыни. В XV веке возможность создать судоходный канал на Суэцком перешейке изучали венецианцы. Но далее изысканий этот проект не пошёл.

       В XIX веке идея о соединении Средиземного и красного морей «витала в воздухе». К этому подталкивал рост промышленности и выход на первые роли буржуазии. В середине XIX века Фердинанд де Лессепс покинул дипломатическую службу и занялся вопросами организации строительства Суэцкого канала. Проект был разработан французскими и итальянскими инженерами Леман. Мужель. Негрелли. Строительство требовало громадных финансовых средств. Для их сбора началась компания по выпуску и размещению акций. Сама эта компания может служить примером величайших способностей Лессепса как политика и финансиста. О человеке можно судить по его друзьям, а можно и по его врагам. Одним из ярых противников проекта выступал лорд Пальмерстон. Он 35 лет занимал высшие посты в правительстве империи. Это ему, кстати, принадлежит высказывание: «Как трудно жить на свете, когда с Россией никто не воюет». Он всегда активно был против всего нового, что могло уменьшить влияние ведущей морской державы. В ход пошли уговоры, аферы, интриги, целью которых было откровенное выкачивание денег у акционеров. Страдали в первую очередь мелкие вкладчики, которых убеждали в колоссальных прибылях и безбедной старости. В ход шли не только увещевания о прибыли, но и популистские лозунги, как, например: «Мы проиграли при Ватерлоо, но можем победить при Суэце»!

       После одиннадцати лет напряжённого труда и организаторов, и непосредственно строителей. 17 ноября 1869 года Суэцкий канал был торжественно открыт.
Длина канала составляет 163 км
Глубина – 20 метров.
Проход судна в среднем занимает 11 – 16 часов.
В последующем канал дважды прекращал функционирование во время войн между Израилем и Египтом.

       Дело сделано. И большое дело. Для большинства людей быть инициатором, двигателем мероприятия такого масштаба было бы поводом для того, чтобы гордиться всю оставшуюся жизнь. Но не для Фердинанда! Ему мало было забот со своим семейством. А к тому времени у него было более десятка детей. Коль заговорили о семье, то надо сказать, что всего у этого неутомимого труженика от двух браков было СЕМНАДЦАТЬ (!) детей. Последняя дочь, Гизелла, у него родилась в 80 (!) лет. Впечатляет. Впрочем, у его современника и знаменитого создателя швейных машинок Исаака Зингера от многих браков было 23 ребёнка, которых он полностью содержал. Как шутили: только законных. Это, несмотря на то, что Зингер прожил 64 года, а Лессепс 89. Вот такие люди были в те времена.

       Вернёмся к виконту. Вполне понятно, что совладав с соединением Средиземного и Красного морей, Лессепс не мог не обратить свой взор на сравнительно узкий Панамский перешеек. Мысль соединить два океана родилась давно. Уж очень это было заманчиво. Первые проекты относятся к XVI веку, но, это из области мечтаний. Первые попытки создать этот канал, были предприняты в 1879 году.

       «Всеобщая компания межокеанского канала» насчитывала около 800.000 акционеров. Построив треть канала было израсходовано уже в два раза больше средств, чем предполагалось по смете на весь канал. Компания в 1889 году обанкротилась. Большое колличество акционеров раззорилось. Хотелось видеть «крайнего». Долго искать не пришлось. Лессепсу и его сыну Шарлю в 1893 году суд определил 5 лет тюрьмы. Сидел только Шарль, но недолго. Фердинанд в заключении не был. Если учесть, что на следующий год 89-летний виконт умер, то это можно понять. Увидеть свой второй грандиозный проект завершённым ему не удалось. Интересно, что был и ещё один фигурант – французский инженер Александр Гюстав Эйфель, чья фирма поставляла стальные конструкции. Вряд ли «откаты» российское ноу хау времён Перестройки.

       В ходе войны между Испанией и США в 1903 году возникла насущная необходимость в Панамском канале. США поддержали отделение Панамы от Колумбии. За это в виде компенсации была выделена территория для строительства канала. В 1904 году строительство продолжилось.

       15 августа 1914 года по Панамскому каналу прошло первое судно. При строительстве канала погибло около 27,5 тысяч рабочих. В основном от эпидемий и оползней.

       Если Суэцкий канал – это, по сути, ров, хоть и очень длинный, то Панамский канал при протяжённости в 81,6 км имеет две группы шлюзов. Это объясняется тем. Что разница между уровнями Тихого и Атлантического океана составляет 25,9 метра. Среднее время прохождения судна по каналу составляет 9 часов. После завершения строительства канала путь от Нью Йорка до Сан-Франциско сократился с 22,5 тысяч километров, 9,5 тысяч км. Игра стоила Свеч!

       Что же двигало Фердинандом де Лессепсом? Очевидно, что это было стремление к славе и богатству. При этом трудно сказать, что преобладало. Интересно, а если бы не эта адская смесь, помноженная на его энергичность, честолюбие и тщеславность, то когда бы эти, безусловно очень необходимые каналы, были построены? И, если бы он жил подольше, то, пожалуй, взялся бы за мост через Берингов пролив. Личности в истории, видимо, играют не последнюю роль.