1939 год. Слобода Мирославовна

Вирджиния Домарк
     22 .2.2016

               
               Стреляет не оружие.Стреляют люди.(Борак Обама.Президент США 2015 г)

   Если предыдущая история вогнала нас в болото по самые гланды,то рассказ о 1939 годе может полностью утопить.

   Мир ,в котором нам посчастливилось очутиться,взывает между тем о возможности дать проявиться ему в полной его красе.Некая пленка в виде лжи была накинута на реальность,как это случается с новой ,еще не показанной публике,скульптурой.

-Но если пелена падет,то что же,-спросил тихо Мышонок.
-Но если пелена падет,то прикрыть скульптуру будет нечем,-согласилась Авторесса.
-Не все способны ,между тем,к восприятию истины.. .

                1.

  В октябре 1795 года в результате третьего раздела Речи Посполитой Слоним и его окрестности вошели в состав Российской империи.

25 декабря 1795 года по указу императрицы Екатерины II из частей Брестского, Виленского, Гродненского и Новогрудского воеводств бывшего Великого Княжества Литовского было провозглашено образование Слонимской губернии с центром в городе Слониме, но решение не было реализовано.

8 августа 1796 года последовал новый указ об образовании Слонимской губернии в составе 8 уездов: Брестского, Волковысского, Гродненского, Кобринского, Лидского, Новогрудского, Пружанского, Слонимского.

Указ был был приведён в исполнение 8 сентября 1796 года, при этом в данных границах была образована не губерния, а наместничество.

12 декабря 1796 года указом императора Павла I в ходе приводимых им административно-территориальных реформ Слонимское и Виленское наместничества объединены в Литовскую губернию с центром в Вильне. Соответствующий указ Сената вышел 6 февраля 1797 год.

-Екатерина Великая умерла в ноябре 1796 года,потому-то и производил изменения Павел Первый.
 
-Это который был масон,-спросил Мышонок.

                2

 Мирославас известен с 17 века.В 1710 году получило это местечко Магдебургские права на торговлю,а все из-за своего уникального расположения на границе Пруссии и Литвы.В то время это была Речь Посполита,как мы видим из предыдущего текста,которая и была разделена в 1795 году.

-Важно отметить ,что  в местечке том находился монастырь.

Мариане были основаны в Польше священником из ордена пиаров Станиславом Папчинским. Датой создания ордена считается 1673 год, в 1699 году устав мариан был одобрен Святым Престолом. Целями нового ордена были распространение почитание Богородицы, просветительская работа, помощь епархиальному духовенству в пастырской работе на приходах. Особое внимание миссии ордена уделяли обучению юношества и борьбе с пьянством. Устав ордена был весьма суровым, монахи много времени уделяли молитве, чтению духовной литературы и аскетическим практикам.

В XVIII веке орден развивался, миссии мариан были основаны в нескольких европейских странах, однако в XIX веке после разделов Речи Посполитой орден был фактически уничтожен. После польского восстания 1863—1864 годов царское правительство распустило последние обители мариан (последний монастырь в Мариямполе был закрыт в 1865 году), многие священники были репрессированы, немногочисленные общины продолжали существовать в подполье. Репрессиям подверглись общины ордена и в других европейских странах, так в 1834 году антиклерикальное португальское правительство закрыло все монастыри мариан.

Успешная попытка возродить мариан была предпринята в начале XX века профессором духовной академии Санкт-Петербурга, впоследствии епископом, блаженным Георгием Матулайтисом (Матулевичем). Он подготовил новую конституцию мариан, которая предусматривала преобразование ордена в конгрегацию и учитывала при этом обстоятельства жизни подпольных религиозных общин. Папа Пий X одобрил конституцию 15 сентября 1910 года.

После обретения Польшей и Литвой независимости в 20-х годах XX века мариане получили долгожданную свободу деятельности. В 1927 году число мариан превысило 300 человек. В настоящее время обители ордена существуют в Польше, Литве, Латвии, Белоруссии, Казахстане, на Украине, в Словакии, в некоторых странах Западной Европы и Латинской Америки.

-Что касается Мирослава,то мариане обосновались в мужском монастыре в 1781 году,и он действовал до 1864 года .

                3.

-Еще в 17 веке местечко называлось Слобода,а это дает основание думать,что основано оно было староверами,которых ссылали в похожие веси и дали.И только с 1744 года оно стало называться Мирославосом.

 В 1923 году в местечке насчитывалось 93 дома,15 магазинов,и 13 из них принадлежали евреям. Таким образом можно смело говорить о том,что расположение местечка было удачным и находилось недалко от столбовой дороги . Так оно и есть! Как говорит Википедия,всего в 2 километрах сегодня проходит дорога номер 142 Алитус-Лаздияй.Строго говоря,это дорога Вильнюс- Варшава,так что с расположением городка все понятно.

                4.

 -Автор,как всегда логики ноль! Надергано фактов,как соломы с разных копен.

Но автор гнет упорно свою линию,а читатель неторопливый не бросит так сразу читать,и проследует за автором вглубь истории.

 Добавить придется несколько еще фактов,прежде чем перейти к изложению истории.

 Во время Советско-Немецкой войны 1941 года(так написано в Википедии по-литовски) проходившая через местечко в июне месяце немецкая армия расстреляла 42 мирных жителя.
8 августа 1941 года оккупационные войска нацистов издали указ в Алитусе расстрелять жителей еврейской национальности Мирославаса.

 -Пока автор не станет приводить картины расстрела ,потому что приведет ее в другом месте книги,рассказывая о другом местечке.И только стоит упомянуть,что Википедия стыдливо умалчивает сколько именно приказано было убить граждан еврейской национальности.Как минимум их было 20-30,учитывая,что магазинов было 13.Сапожник,портной,брадобрей и корчмарь скорее всего тоже были той же национальности.

Далее Википедия говорит,что в 1944 году во время наступления советских войск местечко было разрушено. Советская власть до 1953 года сослала 29 жителей местечка в Сибирь .

 Тут бы и начать составлять задачку для 6 класса средней школы,с вопросом сколько на самом деле было в том местечке жителей,если не одно "но".

                5.

 " 1945 m. vasario 12 d. Kuslio lietuviu partizanu grupe uzime Miroslava ir aikstije pries baznycia susaude 17 vietos stribu ir aktyvistu, veliau pastatytas paminklinis akmuo ju atminimui."

-Исключительно ради этой фразы автор написал так много букв?

-12 февраля 1945 года группа партизан из отряда Кушлиса заняла Мирославас и на площади перед костелом расстреляла 17 местных активистов и "стрибасов",позже на том месте был поставлен памятник  жертвам.

                6.

 И теперь наконец-то Факты.

  В историографии литовского сопротивления оккупантам говорится,что именно нападение на Мирославас было самым ярким эпизодом войны партизан 1944-1953 годов.Далее говорится,что памятник,оскорблявший честь и достоинство тех самых партизан, оставшийся с  советских времен со звездой и надписью о " буржуазных националистах и классовой борьбе" было решено снести,но после ,учитывая то,что близкие и родные расстрелянных все еще пребывали на Земле,было решено поставить памятную плиту со словами для истории,что ,мол,тут во времена борьбы с советским режимом было в достойной битве уничтожено 17 " врагов" свободы и прочая...


 Данный источник тем не менее задается вопросом,правильно ли называть "событие " уничтожением в борьбе,если известно,что нападавших было 100 человек,что всех активистов выдал их же соратник по фамилии Жвирблис(Воробей),что всех их без борьбы схватили по домам и вывели на площадь,мало того,прямо в доме первого секретаря комсомольской ячейки были убиты мать,отец и 14-летняя сестра.

 Потому источник и задается вопросом ,почему бы не написать на той памятной доске следующее:" „14 su­im­tu ir pa­si­da­vu­siu ak­ty­vis­tu par­ti­za­nai su­sau­de sio­je vie­to­je, taip pat ne­to­lie­se nu­zu­de vie­no ak­ty­vis­to sei­ma is tri­ju as­me­nu“?

\На этом месте 14 активистов, сдавшихся в плен, партизаны расстреляли на этом месте ,а так же и невдалеке расстреляли семью одного из них в составе 3 человек"\

-Тогда -говорит источник-у читающего прохожего бы возник некий вопрос о морали и праве,но как сказал один уважаемый историк в своей рецензии на книгу о партизанах,война-это война.Это жертвы,а партизаны в основном никого не расстреливали зря.Если и есть какие-то разговоры,то это наговоры.

 -Автор не был бы тем ,кто он был,если бы не привел еще из той же статьи некую деталь,а именно,что сами активисты и "стрибасы" грешили  порой донесениями о "чистоте" своих операций,и центр им искренне верил,что во время зачисток никаких таких "мирных граждан " не было "случайно " изничтожаемо.

 "Sau­do­ma bu­vo gat­ve­je, 50 m at­stu­mu nuo bazny­cios, kur li­ko 50 m il­gio ir 2 m plo­cio krau­jo kla­nas."  (Ki­ta me­nu­lio pu­se, p. 123–124)
 
-Расстреливали прямо на улице в 50 метрах от костела,кровавый след остался 50 метров на 2 метра шириной.

-Получается,что расстреливали из автоматов?Значит ,были хорошо вооружены те партизаны?Но естественно ,приводится историками важная деталь,что в результате блестящей операции захвачено было много оружия и припасов к нему для дальнейшей борьбы с режимом.

 -Кто были эти сто человек партизан? Кто расстреливал в Алитусе евреев?Кого советская власть сослала в Сибирь и за что? Куда подевалась утварь из 13 магазинов и прочие товары?

 Осталось добавить,что именно в тот самый день такого удачного нападения на Мирославас  хорошо вооруженных партизан, проходила Ялтинская конференция стран коалиции о будущем Европы. Так не к той ли конференции было приурочено это "самое лучшее нападение" времен сопротивления?

-Получается до этого дрались и теперь дерутся за то же самое,-спросил Мышонок,но знал заранее он:ответа не будет.