9. Хаос

Лоран Гвирини
Хаос не является противоположностью разнородных элементов рационального. Рациональности, безусловно, удается в той или иной степени осуществлять свое господство над действительностью, заставляя говорить порядок каких угодно объектов, имен или безымянных лиц, однако неизбежно свидетельствуя о таком уровне предметности, в обществе и жизни, где физические законы перестают действовать. А между тем, в противоположность способу связи разнородных элементов, мы все ще не расстались с утопией прогресса научного познания, фабрикующего и производящего неразрешимое. Если брать мою позицию, то я склоняюсь к почти манихейской гипотезе: в конечном счете, подвести итог последних сорока тысяч лет, по-видимому, нетрудно, вероятно мы имеем дело не с освоением предметного мира субъектом, а с добровольной утратой свободы коллективом. Действительно, создается впечатление, что существует своего рода реверсия бывшего ранее будто бы пассивным предмета, который поддавался изучению, штамм системы подхвачен поэмой зашифрован и вброшен в декорации жизни, выступающие своеобразным противником субъекта. По-существу, здесь дает о себе знать фатальная форма самостоятельности, особого метафизического противостояния, подобного противостоянию Эроса и Танатоса.

Сегодня естественные науки пришли к признанию принципиального исчезновения объекта в поле виртуализации: отныне объект неуловим.

По правде говоря, в том, что происходит, я снова вижу приятный диссенсус несоизмеримого противоречия: рабского удела обещанию новой свободы. Правила игры, которыми мы руководствуемся во взаимодействии с миром, ниспровергаются отнюдь не по-нашему не ведению причин зла. И мы ничего не можем с этим поделать. Другие культуры, другие метафизики, вероятно испытывают гораздо меньше потрясений уплачивая цену диссонанса, для других не были характерны стремление, жажда, мечта обладать миром, исследовать его, чтобы господствовать над ним. Мы европейцы, напротив, всегда оставались пленниками навязчивой идеи контроля за совокупностью оснований социовселенной, и потому -- что очевидно -- именно наша система и находится на пути отвержения зла, на пути катастрофы диссонанса неразличимости структур и тональности мифологических гармоник, на пути к забвению зла.