Притча об осле

Воробьев Константин
Однажды купец и странник поспорили на деньги кто из них быстрее доберется до той горы на своем осле, которая виднелась за горизонтом. Купец сказал, что доберется до той горы за три часа. Странник посмотрел на своего осла и сказал, что доберется быстрее - за девять часов. Купец посмеялся и сказал:

- Да, ты глуп, как твой осел!

Странник же ничего не ответил, лишь покачал головой.

Пока купец приобретал на рынке плетку, чтобы быстрее добраться до места на горе, странник уже был в пути. Он сидел на осле и медленно и медитативно двигался вперед. Купец же когда купил плеть долго его бил, но эффекта не было. Затем он начал тянуть его. Тот упирался.

Через девять часов странник добрался до горы. Вспотевший купец уже был на месте, но без осла. На что странник, отсмеявшись, сказал:

- Где потерял ты своего осла?
- Ты проиграл! Я первый добрался до места! - не слушал его купец.
- Человек - это осел: если его тянут он упирается, если дают волю, то он идет сам. А ты не научился быть "не-ослом", ты так и упираешься в своей правде, так как не хочешь быть проигравшим и терять свои деньги.
- Для меня деньги не главное, для меня главное, что ты проиграл!
- И что же ты хочешь?

Купец смутился на минуту. Сказать деньги значит быть нелогичным. Сказать ничего значит быть трусом.

Тогда он ответил: Справедливости!

Странник же склонив голову, посмотрел на купца исподлобья, и пошел со своим ослом обратно к городу, про себя подумав, что справедливо будет ничего не делать.

Купец же окликнул его:

- И где твоя справедливость? Я добирался сюда полдня, чтобы н и ч е г о не произошло?

Странник же шел своей дорогой вперед и когда он со своим ослом отошел, сказал животному: "Справедливо ли я поступил? Я не принял его гнев и оставил его наедине со своим гневом. В попытке выиграть он потерял всё: и осла, и лицо, и даже свое веселое настроение. Но что могу я сделать для него как не оставить ему возможность решать свою судьбу дальше самостоятельно. Ведь свобода другого рождается там, где я не берусь управлять волей другого человека."

Осел же в подтверждение его словам громко иакнул и где-то в глубине души сказал огромное человеческое спасибо за понимание его человеком.