Резонанс

Людмила Гари
Посчастливилось ли вам  испытать взрыв восторга необычайной мощи, когда долго и мучительно бьешься над решением задачи, и вдруг оно вот внезапно, почти случайно, как озарение? В похожем настроении  Женя Бабушкин вышел на улицу, одолев таки заковыристую задачку, терзавшую его несколько недель. Теперь открылись новые возможности научного исследования молодого профессора Бабушкина. Мысли крутились вихрем, не давая возможности остановиться на чем-то одном.

Чтобы успокоиться и переключиться на простое житейское, Евгений вышел на улицу. Житейское проявилось через пару шагов, он элементарно хотел есть. Возвращаться домой бессмысленно, холодильник пустой.  «В супермаркет голодным нельзя, - подумал он, - наберешь много всякой ерунды, потом выбрасывать. Надо где-то перекусить». Он зашел в первое попавшееся приличное кафе с маленьким зальчиком и коротким  меню. Взял почти всё из предлагаемого списка и повезло найти уединенный маленький столик в углу, хотя народу было не мало. Вскоре к столу подошла молодая стильная женщина с решительно-воинственным выражением лица и, сказав скорее для проформы «Не возражаете, если я тут?»,  поставила на стол чашку кофе, радом бросила несколько скрепленных листков бумаги и уселась, не дожидаясь ответа. Евгений издал набитым ртом короткий звук, похожий на «да» и продолжал жевать, сосредоточив взгляд на своей еде. Он боялся незнакомых женщин, потому что не понимал, о чем они говорят и чего хотят. С женщинами коллегами – это совсем другое дело. Тут он был и остроумен, и даже игрив, потому что понимал, как устроен их мыслительный аппарат. Или думал, что понимал, но и этого было достаточно для уверенности в себе.  Незнакомые системы его пугали.  Пару раз он пытался наладить контакт с симпатичными на его вкус особами, но разговор с ними заводил его в тупик, из которого приходилось неуклюже выползать с израненной душой и осознанием собственной неполноценности.

Сейчас он по привычке мысленно закрыл створки своей «раковины», как прячутся дети, закрывая глаза ладошками.  Сосредоточившись на пережевывании, он все-таки заметил, что девица внешне ничего себе, но слишком уж серьезна и сурова. «Не иначе революцию замышляет», - подумал он со всем сарказмом, на который был способен. Девушка читала свои бумаги, изредка делая глоток кофе. Перейдя на очередную страницу, она задумалась, подняла глаза в окружающее пространство и как будто впервые увидела своего визави. Критически осмотрев ассортимент его блюд, она с насмешкой заметила: «Редкий Вы человек, диетами не озабочены». Женя смутился и закашлял, вдохнув крошку. Девица забеспокоилась и участливо сказала: «Не обращайте внимания, у меня просто плохое настроение». И она слегка улыбнулась, что поменяло её облик в лучшую сторону. Евгений чуть-чуть приоткрыл створки «раковины» и сказал, прокашлявшись:
- А у меня наоборот, прекрасное настроение, почти праздник. Устроил себе банкет по такому случаю.
- Поздравляю и даже завидую, давно не было праздников, то одно, то другое…  Не складывается что-то….

Они оба замолчали, исчерпав тему. Долго молчать было неудобно, и девушка, как особа более решительная, спросила:
- Что же Вы празднуете? Поделитесь. Я тоже хочу кусочек этого пирога.
Женя вопросительно на неё посмотрел, сомневаясь с искренности вопроса, но она подтвердила своё желание узнать подробности:
- Секрет большой, что ли? Или что-то интимное? Тогда я забираю свою просьбу назад.
- Да нет никакого секрета. Просто человек со стороны вряд ли поймет, а чем дело.
- Я произвожу впечатление слабоумной?
- Ну, что Вы, совсем наоборот. Тут дело в специфике. Я, видите ли, физик и не знаю, насколько Вам могут быть интересны мои проблемы, - начал неуверенно мямлить Женя, но девушка решительно пресекла эти колебания.
- Физик – редкий случай. Это слово я в последний раз видела на обложке одного учебника в школе. Честно скажу, внутрь не заглядывала, было страшно. Мне казалось, что это книжка ужасов, а я не выношу ужасы как жанр. Было, правда, одно слово, которое я услышала от физички на уроке, оно показалось мне романтическим, но теперь не помню, какое было слово, похоже на ренессанс.
- Резонанс, наверное, – подсказал Евгений.
-  Точно, это оно. Но я вас отвлекла, вы хотели рассказать про свой праздник.
Евгению показалось неуважительным уйти от ответа, и он начал рассказывать, облекая суть в максимально популярную форму, что он, надо заметить, делал виртуозно, общаясь со студентами.
- Дело в том, что я почти месяц бился над решением одного забавного уравнения и только сегодня это решение нашел, и довольно оригинальным способом.
- Да ладно! – удивленно воскликнула девушка. – Это как Перельман, что ли?
- Ну, нет, что Вы! – остановил её восторг Евгений, хотя маленькая благодарность за лестное сравнение царапнула где-то в  глубине души. – Гораздо скромнее сама проблема. Я ведь ищу решения  уравнения, чтобы применить результаты к  пониманию, к пояснению физических процессов. Математика – это такой инструмент, который помогает иногда увидеть что-то особенное в процессе, причем такое, что пока не доступно простому наблюдению.
- Замечательно! – почему-то вдохновилась девушка и даже уточнила, - Я ей тоже говорю, на фига мне твои абстрактные задачки по управлению, у нас есть практическая проблема, которую надо ликвидировать быстро и по возможности безболезненною, зачем лишние копания в теориях? Ой, всё, продолжай, - остановила она сама себя. Но внезапное обращение на «ты» и неподдельная заинтересованность в развитии темы подстегнула Евгения,  он охотно подхватил эту волну.
- И вот понимаешь, я целый месяц и так и сяк, что только не пробовал. Аналитически не решается. Численно – пожалуйста! А аналитически – никак. А мне не нужны колонки цифр и графики, мне нужна аналитика, иначе получается неполноценное прогнозирование, хотя дело именно в нем.
- Ой! Как ты прав! Ты даже сам не понимаешь, какой бальзам ты льешь на мои раны, – опять зажглась девушка. - Я ей тоже говорю, на черта мне твои цифры?-  и она потрясла своими бумажками. - Ты мне дай обычную человеческую аналитику. Включи простую житейскую логику, вспомни, что мы просто люди и всё найдется! Извини, не могу удержаться. Я тоже месяц уже в поиске, нервы на пределе. Давай дальше.
- Вот и я уперся: хочу аналитического решения и баста! Иначе можно направление закрывать и поставить на нем крест. Численно считают все, кому не лень, потом начинают меряться своими кривыми на графиках. Одно и то же на каждой конференции. Понимаешь, аналитическое решение могло бы быть очевидным, если бы не набла.
-Точно! – вскричала девица, как ушибленная, и её длинный красный ноготь указал на Евгения. - Именно! Всё дело в этой падле! Продолжай, мы идем правильно.
Евгений опешил от такой реакции, но продолжил в начатом стиле:
- Я понял, что пока я с ней не разберусь и не найду способы её упрощения, результата мне не видать. В общем, я решил, что надо взять несколько частных случаев и понять, при каких обстоятельствах можно ликвидировать, то есть свести к нулю, вторые производные по двум координатам как пренебрежимо малые.
Девица решительно стукнула ладошкой по столу и довольно громко сказала:
- Именно так я и думала! Это устроит всех. Ликвидируем второе производство, тогда падла уходит сама. Правильно?!
Евгений очень удивился сообразительности девушки и подтвердил:
- Да, можно и так понимать, но с некоторыми оговорками.
- Это да, - вступила в диалог девушка уже на равных. – Оговорим все условия расторжения договора, и поверь, неустойка там мизерная, это будет намного дешевле, чем сегодняшние постоянные затраты. Я уже не говорю про головную боль от этой падлы.
- Вот я и думаю, - продолжал Евгений, - что сейчас, когда основная преграда снята, на первый план выходит разумное планирование дальнейших действий, и дело пойдет.
- Ты гений! -  Девица смотрела на Евгения как народ на явления Христа. - Я поняла, что надо делать. Кстати, тебя как зовут, гений? Очень приятно, а я Инна. Извини, мне ехать пора, совещание в пять. Ты на машине? Нет. Давай, я тебя подвезу.
- Спасибо, я лучше пешком. Двигаться надо.
- Ну, как хочешь, гений – Евгений. Слушай, а давай дружить, а? У нас здорово разговоры получаются.
Она порылась в своей сумке и протянула Жене визитку. На ней было название компании и слова Середа Инна Андреевна Генеральный директор. Евгений засмущался, поискал в карманах и с трудом нашел свою визитку, которую пока еще никому предъявлять не приходилось. Визитки сделали на факультете совсем недавно по настоянию декана. Хорошо зная своих сотрудников, декан сказал: «Всем заказываем визитки и учитесь деловому общению. А то, понимаешь, на журналистике каждый лаборант с визиткой, а у нас профессура – охламоны охламонами».
- Ух ты, профессор, доктор наук, – прочитала Инна. - Это солидно.
- Да что там. Докторскую я только год как защитил, - почему-то стал оправдываться Евгений.
- Не прибедняйся. Доктор он и есть доктор. Ну, будь! – она резко встала и рванула к выходу. Но с полпути вернулась с предложением:
- Я подумала, а чего тянуть-то. Ты вечером не занят?
- Вроде нет, - нерешительно отозвался Женя.
- Отлично! Давай встретимся часов в восемь, у меня к тебе море вопросов.
- Я с удовольствием, если чем-то смогу помочь.
- Ресторан «Наша гавань» знаешь? Приходи в восемь. Покажешь на воротах мою визитку, они проводят, а я предупрежу.
- Говорят, в этом ресторане надо за неделю стол заказывать, - усомнился Евгений.
- Прорвемся. У меня там бессрочный абонемент, - засмеялась Инна. – В общем, давай, до вечера.
 «А праздник-то, похоже, продолжатся», - подумал Евгений и, полностью удовлетворенный обстоятельствами, отправился в супермаркет, как и намеревался с самого начала.