Эффект Инженера 2 фантастика, продолжение

Бумбумбум
Эффект Инженера 2
(рассказ)

     Занзибаров устало взглянул на скопившиеся на столе бумаги. Мир перевернулся, его мир, а НИИ КУВАЛДа живет своей жизнью.
     Разговор со следователем ему однозначно не понравился. Своим номенклатурным чутьем он сразу распознал – его хотят сделать виноватым. Ну, он и правда перегнул с Бухановским, не следовало так грубо и напористо запугивать творческого человека. Но угроза ревизии по расходам на машину Бухановского была вполне реальной. И что теперь? Изобретатель дал дёру, возможно, как сказал следователь, к нашим врагам…
     - Нет, нет! – Занзибаров ударил кулаком по столу. – Не надо сразу думать так плохо! О людях… Что я о нём знаю? Сидишь в кабинете, ничего и ни о ком…
     Понятно, что Бухановский сбежал. Но почему? Если машина работала, почему не показал в действии, а предпочел побег? От него бы отвязались. И премии, поздравления, исследования…  А он сбежал. Почему?
     - Почему… Мало ли, какие возможности он нашёл…  Не хотел делиться?  Чушь! Скорее всего, опасался. Да, таких вот "занзибаровых". Что начнут тыкать пальцами и строить планы. Но вот что мне теперь делать?
     А выбор небольшой. Сидеть и ждать, стоять и ждать. Все пальцем на него покажут, не отвертеться. Бухановский предусмотрительно уничтожил машину и все чертежи… Если бы не комиссия товарищей и журналист с фотоаппаратом – сам факт наличия машины был бы недоказуем. Зайди он минутой позже – нет Бухановского, нет машины. Есть только…
     Занзибаров вскочил.
     Гениальный дилетант! Машина, чертежи – уничтожил, умница! А накладные? Квитанции? Все расходы на машину Бухановского строго задокументированы! И это значит – не время сидеть сиднем.
     Побегав по инстанциям, спустившись в архив и заглянув на склад, Занзибаров обзавёлся копиями всех документов на технику и сопутствующие детали, использованные в машине Бухановского. Разложив это сокровище у себя в кабинете, начал прикидывать, что к чему.
     - Образование – это вещь! – усмехнулся он, открывая чистую тетрадку. – Попробуем понять, разобраться...
     Чтоб не тратить время зря, он разделил задачу на пять частей, и три из них отдал в отделы как новейшую разработку. Велел узнать, что и как можно сделать из представленных кусочков.
     - В смысле? – начальник отдела пролистал заметки директора.
     - В смысле – секрет это. Мы должны восстановить машину или её часть по информации об использованных в ней деталях. Понятно?
     - Понятно.
     Себе Занзибаров оставил катушки электромагнитов и то, что он назвал "блоком настройки". Эту хрень он видел в процессе создания и неплохо запомнил, а все потому, что его внимание привлек кубик из деревянных и пластмассовых пластинок, содержащих детали – так нетривиально Бухановский собирал свою машину, слоями.
     Три дня и две ночи он старался восстановить облик кубика, попутно разбираясь в его предназначении. Задачка напоминала ему детство – разбери и собери телевизор. И чтоб он работал. Ха-ха.
     Когда он выходил в столовую, люди от него шарахались. Наконец, он просто заснул на столе в кабинете. Разбудил его утром сотрудник техотдела.
     - Товарищ Занзибаров, я принес результаты. Наши работали день и ночь…
     - А?
     Занзибаров встал, глотнул воды из стакана, взял протянутые бумаги. Похоже, картинка начинает складываться. Если каким-то чудом ему удастся сделать эту машину, возможно, получится избежать худшего… Блок настройки он вроде бы сделал, надо проверять. Но вот как должны быть поставлены эти катушки? Что тут можно вообще сделать этими четырьмя электромагнитами? 
     И тут понял, что помнит, как именно стояли детали! Словно кто-то или что-то ему помогло. Как в трансе, он быстро составил список деталей и протянул технарю.
     - Получите на складе под мою ответственность и принесите сюда.
     - А если не дадут?
     - Тогда я сам приду.
     Через полчаса у него на столе было всё необходимое. Вот она – машина Бухановского! Правда, пока в разобранном виде. Большая часть деталей относилась к снятию показаний и выводу их в цифровом коде на бумагу. Бухановский ведь исследователь! А вот нам это всё ни к чему, нам просто главное собрать нечто похожее и запустить… И чтоб оно не снесло здание, а лишь заработало.
     Занзибаров вспомнил шелестящую воронку повисшую в воздухе. Только это, без координат и мелочей. Просто, показать, что машина работает! А там пусть хоть десять лет копают, что да как! И отстанут от несчастного директора НИИ…
     Две недели прошли как в бреду. Спалив горку деталей,  изорвав сотни своих "прикидок", Занзибаров наконец собрал нечто. Он сразу понял, что удалось, хотя понятия не имел, что именно.
     Во-первых, машина была собрана воедино. Во-вторых, она не испортилась при включении и пережила тестирование системы. Все цепи работают, все детали на своих местах – условно.
     - Ящик в виде телефона – это еще не телефон! – сам себе сказал Занзибаров, начиная настройку. Тут он просто повторял движения Бухановского – во время тестовых испытаний, наверное, сотни раз видел, какую ручку на сколько повернули, что включили, а что выключили.
     В воздухе перед ним появилась радужная воронка.
     Занзибаров всхлипнул. Неужели получилось? Это не иллюзия?
     Внезапно через воронку вылетела искорка и разрослась в гражданина в черном одеянии вроде пилотского комбинезона. Его ботинки звонко ударили каблуками об пол. Серебристые вьющиеся волосы сияли…
     - Здравствуйте! – пришелец поправил металлический пояс. – Позволите присесть?
     - Да! – пискнул ошеломлённый Занзибаров и потянулся выключить машину.
     - Не надо, пусть работает. Меня зовут Крей, я из другой вселенной.
     - С приездом…
     Занзибаров аккуратно ущипнул себя за бедро. Нет, это не сон.
     Крей улыбнулся.
     - Не волнуйтесь. Я учёный и наблюдал за Бухановским и вами, некоторое время. И ваша машина дала мне возможность попасть к вам. Это очень важно.
     Занзибаров взял себя в руки.
     - Вот дела. И что же, вы за нами наблюдаете? Как по телевизору?
     - Почти, - Крей закинул ногу на ногу. – Вы помните смысл эффекта Бухановского?
     - Конечно! – Занзибаров почти обиделся. -  Эффект Бухановского – это связь любого места-времени со всеми места-временами всех измерений и вселенных.
     -  И ваш изобретатель решил проверить, можно ли соединить все координаты и все моменты времени в точку со временем ноль. Точнее, он инстинктивно почуял, что это не получится, и захотел понять, почему.
     Занзибаров вздрогнул.
     - Это же как чёрная дыра, но хуже. Раз – и нет вселенной?
     - И прошлого, и будущего. Он понял, что так быть не должно. И обнаружил частицу, которую назвал Частицей Хаоса. Это своего рода генератор вероятностей. Переключатель. Можно любую вероятность довести до нуля – то есть, сделать событие невозможным, или до ста процентов – чтоб оно случилось здесь и сейчас.
     Крей поставил обе ноги на пол и подался вперёд.
     - Понимаете? Эти частицы воспринимают телепатические волны. А он поместил одну в свои часы. И получилось…
     - Генератор вероятностей. – Занзибаров кивнул. – Исполнение желаний. Вот почему он сбежал. Да, такое от людей надо держать за семью замками. А я…
     Он посмотрел на работающую машину. Кувалда  - настоящая, есть в подсобке. Чертежи, записи, надо пройти по отделам и все это уничтожить… Да что натворят люди, если дорвутся до машины!
     - Нет, нет, вам не нужно её ломать! – Крей откинулся на спинку кресла.
     - Но почему?
     - Ваш специалист сейчас в прошлом.
     - Как это?
     - Он прибыл во времена Киевской Руси. Я наблюдал не очень большой период, но он создал много: электричество, водопровод, лекарства, оружие…
     - Оружие?!
     - Да. Всего спустя три года русские начали гнать своих врагов танками, самолётами и пулемётами. Очень деятельный товарищ. Но не идеалист. И готов учиться, самосовершенствоваться. Он строит новый мир. Более счастливый и справедливый. И у него получается неплохо.
     Занзибаров вздохнул. Потом поднял глаза на пришельца.
     - Постойте, а как же наше настоящее? Если там перемены, то здесь…?
     - Время, мой друг, тоже обладает инерцией, – снисходительно пояснил Крей. – У нас ещё несколько минут, прежде чем волна изменённой реальности доберётся сюда.
     Подойдя к окну, Занзибаров посмотрел на город.
     - Значит, скоро все исчезнет?
     - Изменится, мой друг, изменится. В мире ничто не берётся из ниоткуда и не исчезает без следа. Вы же сам учёный, вы должны это понимать!
     Занзибаров сник.
     - Меня совсем не греет идея стать деревом или женщиной. Или чем-то ещё. Мало ли чем было или могло стать то вещество, из которого я создан? Эти изменения… Можно ведь и не родиться.
     - Не беспокойтесь. – Крей указал рукой на кресло. – Тело – лишь оболочка для души, а она вечна. Я здесь с важным делом, лично к вам.
     - Ко мне? – опешил Занзибаров. Но чиновник в нём уже вернул себе полный контроль. Он сел за стол  – А что у вас за дело, товарищ Крей?
     - Я вам помогал из своего измерения, помогал вспомнить. Чтоб вы собрали машину и чтоб я смог попасть сюда. У нас там довольно сложная ситуация. А связи между нашими вселенными таковы, что попасть к вам можно только когда идёт волна изменений из прошлого. Как сейчас. И вот я здесь.
     - И? – Занзибаров насторожился.
     - У нас несколько иные законы физики, – пояснил Крей. – Наше пространство-время существует в виде своего рода картинок или этаких слайдов бытия. Конечно, это фигура речи. Между этими бесконечно малыми картинками места-времени есть энергетическая связь. Мы её назвали "вероятностная связь". Можно сказать, что это энергия, отвечающая за течение событий, переключатель вероятностей, генератор вероятностей. Ничего не напоминает?
     - Да, вроде той частицы хаоса у Бухановского.
     - Вроде, - согласился Крей. – И мы научились использовать эти энергетические связи. Представьте себе генератор, который потребляет связи между событиями и взамен даёт ВСЁ. То есть, вообще все, что можно вообразить и потребовать!
     Занзибаров затаил дыхание.
     - Мы использовали связи между событиями прошлого. Думали, что раз прошлого вроде как нет, то и вреда не будет. Но оказалось, что мы совершили фатальную ошибку.
     - То есть? – не понял Занзибаров.
     Крей грустно усмехнулся.
     - Пространство и время ничем не отличаются. Это все одно. Вот вы можете выйти из комнаты, но она при этом не исчезнет, можете уехать в другой город, но этот город останется прежним. Так и со временем. Вы можете покинуть вчерашний день, но он от этого никуда не денется! …Представьте себе кольцо на нитке, скользящее в одном направлении. Для кольца существует только та часть нити, на которой оно находится, это его "сейчас". Но нить цельная, и скользить можно в обе стороны! Так и человек во времени. Все моменты времени существуют независимо от того, в каком из них находится человек.
      Занзибаров отпустил подлокотник кресла.
     - Понимаю. Дальше?
     - Дальше. Мы начали потреблять вероятностные связи. И…
     - Стойте! Хотите сказать, что сделали топливом причинно-следственную связь в пространственно-временном континууме? И ваши слайды бытия начали…
     - Начали сливаться, – подтвердил Крей. – Связи нет, два превращаются в одно. И так по цепочке.
     Занзибаров шумно выдохнул.
     - Это же надо! Сделать топливом причинно-следственную связь! И однажды вы обнаружили, что ваша вселенная стала меньше?
     - Точно.
     - И прошлое? Оно сокращается?
     - И будущее. Его тоже стало меньше. Наша система идёт по замкнутому циклу, мы буквально сжираем время и пространство, с каждым разом уменьшая размеры своей вселенной и время её существования.
     Занзибаров возбуждённо походил по кабинету.
     - Но как?! Как вы могли до этого дойти?
     Крей развёл руками.
     - Когда исчезает вероятностная связь, то пространство и время, связанное с нею, становится частью другого пространства и времени, ближайшего по координатам. Поэтому обнаружить последствия в виде сокращения времени и пространства мы не могли – мы просто забывали всё, что исчезало! Связь – она везде связь. Сам факт сокращения вселенной до одной галактики я установил лично, благодаря нестыковкам в расчетах. И уже потом понял, что мы съедаем своё будущее, прошлое и настоящее.
     - Но зачем?!
     - Генераторы дают нам всё, что мы можем вообразить и пожелать. И мы тотально зависимы от них. Даже если бы я обнародовал свои исследования, меня бы никто не стал слушать. Поэтому я здесь.
     - Но чем я могу…?
     - Именно вы! Здесь и сейчас!
     Крей встал, Занзибаров тоже.
     - С помощью этой машины я могу насытить ваше тело миллиардом миллиардов частиц хаоса. После этого вы по готовому каналу, - он махнул рукой на радужную воронку, - отправитесь в мою вселенную, в прошлое. Там частицы постепенно начнут выходить из вас, пока не останется две-три, или вообще одна. И они самим фактом своего существования запустят процесс изменения законов природы! Моя вселенная станет такой, как ваша! Почти. И к моменту, когда открытие вероятностных связей станет технически возможно, их уже просто не будет!
     Занзибаров чуть не прослезился. Он всю жизнь шёл всюду сам, никому не помогал, а тут ему словно в искупление предлагают спасти целую вселенную!
      - А вы уверены, что этого "миллиарда миллиардов" хватит на целую вселенную? У нас это, кажется, называется квинтиллион…
     - Уверен! – кивнул Крей. – Главное – запустить процесс. Согласны?
     - Да!
     Пока пришелец возился с машиной, Занзибаров многое передумал. Своя жизнь и работа показались ему глупой возней. Личные амбиции, планы… Смешно. Вот рядом человек – спасает вселенную! И даже не беспокоится о себе…
     - А вы? Почему не вы?
     - Когда я перешёл сюда, связи между вселенными стали иными. Мне нужно было успеть в конкретный момент нарастающих изменений реальности. Теперь для перехода туда нужен человек не из нашей вселенной. Я смогу вернуться только когда пойдет волна изменений из прошлого. От вашего подвига.
     - Да ладно… - смутился Занзибаров. – А как же изменения здесь?
     - Я пока защищен! – Крей указал на небольшой прибор на поясе. – Не двигайтесь! – он нажал пару кнопок и крутанул ручку настройки…Всё, готово!
     Занзибаров ощупал себя.
     - Что, получилось?
     - Получилось! – Крей взял выплюнутую машиной бумажную ленту с цифрами. – Как и сказал - миллиард миллиардов.
     Занзибаров посмотрел в окно. Картина менялась. Знакомый город поблек, словно мираж, а сквозь него проступал новый. Небоскребы разных цветов, кусочек округлого здания, вроде, это стадион, и сады, сады везде, даже в воздухе! Проступили очертания двух золотистых дирижаблей, над городом прочертило небо нечто слишком быстрое, стремительное… За окном, совсем рядом, прошёл робот и мальчик лет десяти. Робот, похоже, что-то рассказывал ему, помахивая правой рукой…
     - Вам пора!
     Занзибаров повернулся. Крей указал ему на шелестящую радужную воронку.
     - Просто пройдите через неё. Удачи и спасибо вам!
     Директор НИИ КУВАЛДа шагнул вперёд.
     Мир померк и тут же появился вновь. Занзибаров огляделся.
     Он стоял на холме под проливным дождём. Трава, тучи, лес неподалеку, всё было до ужаса нормальным и привычным. Хотя… Группа людей в плащах, построившаяся кругом у каменного алтаря, ему не понравилась.
     - Что за безобразие тут творится? – строго сказал Занзибаров.
     Дождь моментально стих, тучи убрались. Ошалевшие от удивления служители чуть не выронили девушку, которую как раз приволокли к алтарю.
     Костюм Занзибарова высох. Он буквально чувствовал, как в нём пульсирует жизнь. Жизнь и возможности. Он видел мир и все существа его. Он знал всё, что желал знать. Толстый лысый мужчина в мятом костюме и галстуке сделал шаг с холма, но сошёл с него уже цветущий юноша в майке и брюках. Его глаза светились.
     - Кому-то здесь не хватает справедливости…