Бюст Ленина. Часть 1

Валерий Раппопорт
У нас – интересный город: то в нём открывается ресторан «Советский Союз», который просуществовал недолго, то открывается музей-кафе «СССР».
В первом случае здание использовали раритетное, опубликовали на входе, что можно в нём посмотреть и получить за ночной период. Ничего предосудительного там не было. Тем не менее, иду однажды, и уже вывески этого ресторана нет!  Кому принадлежит здание, я не стал интересоваться.

В кафе «СССР» я заходил ранее. Зашёл, посмотрел, поинтересовался ценами. Чай стоил дорого, тем более моих элитных сортов там не было. Кофе меня не интересовало, я его уже не пью.
Стал разглядывать атрибутику этого музея-кафе. Ничего особенного там не было. Несколько вертикальных панно с выдержками из основных лозунгов СССР. Эти лозунги старшему поколению были известны с детства. А вот молодому поколению они неизвестны, но старое поколение там не сидело. Средства не позволяют пить чай за сто рублей. Я тоже не нашёл, что мне бы такое заказать. Строгая женщина метрдотель спросила: «Хотели бы Вы что-нибудь?». Я ответил отрицательно.
Чего-то не хватало в этом музее-кафе. Не хватало вождей, создавших СССР, а какой это музей без его вождей. Я ещё раз осмотрел кафе, но нигде даже фотографий вождей не было. Тут было столиков семь-восемь. За некоторыми сидели люди. Компаний не было.
За барной стойкой были две молодые девушки. Приятные, с хорошими манерами.
Я спросил есть ли сегодня директор этого заведения. Они ответили, что он через час будет.
Я ушёл по своим делам, и через час подошёл ещё раз.
Девушки указали на мужчину, сидевшего на высокой круглой банкетке со стороны посетителей. Он пил кофе.
Минуту-две я разглядывал его.
 С родителями мы жили некоторое время в Казахстане в, тогда ещё, столице-Алма-Ате. Бывал я в Киргизии, Таджикистане, Туркменистане.
Мужчина был плотный, с большой головой и крупным телом. На «качка» он не был похож, скорее всего просто толстый.
Но что примечательного: глаза у него были узкими, и я принял его за представителя среднеазиатских республик (пусть он меня простит, если это не так).  Более всего он был похож на киргизского бая. Не хватало халата и лисьей шапки. Киргизы всегда были кочевниками, и юрты их были разбросаны по степям. Стриженная голова и редкие волосы на лице уверяли меня, что он- из Средней Азии. На вид ему было лет тридцать.
Впечатление он производил неприятное: самодовольный вид этому способствовал. Он пил кофе и лицо было потным.
Я спросил: «Не нужен ли Вам для музея бюст Ленина?». Он подумал и сказал, что нужен, чтобы я приносил его завтра к двенадцати часам.

У нас дома бюст Ленина из алюминия стоял очень давно на полке с книгами. Кто и когда его принёс домой я не знаю. Сегодня дети давно разлетелись, но звонить по этому поводу не хотелось. «Продать или подарить?» -думал я. Что мне взбрело в голову, не знаю. Стоял столько лет, и вдруг мне в голову пришла такая глупость.
На другой день я достал с полки этот бюст, положил его в пакет, и поехал в музей-кафе.

В автобусе я вдруг подумал: «Почему «СССР» - название кафе-музея, да ещё молодой киргиз?» «Прикололся», что – ли?
А потом пришла мысль: а что он тридцатилетний может знать об СССР?  Когда мы учились в школе в Казахстане, то их казахская азбука состояла из русских букв, и только некоторые буквы были символами. В Киргизии было тоже самое. Советская власть дала им грамоту, медицину, образование, построила города.
А что он может знать о Ленине? Зачем ему этот бюст?
Я, конечно, не собирался всё это спрашивать у него.
Дело в том, что с Лениным в России сложилась масса противоречивых сведений. От самых плохих, до самых хороших. Мы изучали Ленина в институте, сдавали экзамены. Правда, в мои времена резко увеличился акцент на Брежнева, на его книгу о «Малой Земле», которую приходилось буквально учить наизусть. Кроме этого задушили материалами съездов КПСС. Эти толстые фолианты приходилось читать, и потом отвечать преподавателям.  Ещё изучали Научный коммунизм.  Тут уж преподаватели покуражились над нами. Как таковых, ленинских работ на экзаменах было меньше, чем брежневских и материалов съездов КПСС. Но были. У моего отца на полке стояло полное издание ленинских трудов в красивых экземплярах. Их было более тридцати. А мы учились по брошюрам – отдельные работы Ленина.
В то время никто даже на секунду не мог представить себе, что Ленин что-то написал и сделал неправильно.
Мавзолей стоит до сих пор. Тысячи памятников Ленину стоят в нашей стране, и никто не подумал их снести. В нашем городе тоже стоит с простёртой в даль рукой. Робкие попытки в прессе в разные года перестройки просачивались в том, чтобы убрать мавзолей Ленина. Но это так и утихло до сегодняшних времён. Я думаю, что время ещё этому не пришло, и что велика дань особенно старшего поколения к Ленину, к революции, к партии КПСС. Может быть, я ошибаюсь.
Музыка нашего государственного гимна осталась, хотя слова изменили. Там были слова: «И Ленин, великий нам путь озарил, нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил!» Со вторым утверждением относительно Сталина можно уже было бы и поспорить, но речь ведь о Ленине.
А я еду и думаю об этом. Всё это пронеслось в голове за считанные минуты.
Директора кафе не было, сказали будет завтра. Я оставил барменам бюст, написал свой мобильник и цену – тысячу рублей. Я это написал без всякой задней мысли. Мне эта тысяча была не нужна, но что сделал, то сделал. Попрощался с ними, и ушёл. Звонка не было на второй день и на третий.
Мне нужно было поехать в то место, и я решил заглянуть в кафе. Директор был. Он сказал одно слово: «Дорого!». Я попросил вернуть бюст, девушки вернули его. Я сказал на прощание директору: «Если для Вас тысяча рублей за бюст Ленина дорого, то это смешно!!!». Он ничего не ответил, продолжая пить кофе.
Я довольный, что бюст снова у меня, приехал домой, и водрузил его на прежнее место. И- успокоился.
Досадно было за этого киргиза. А потом я решил написать этот короткий рассказ и о Ленине тоже.
Два дня штудировал интернет. Всё так противоречиво! Пишут какие-то неизвестные люди. Как в нескольких цитатах отсеять всю шелуху, написанную о нём, и показать его достижения и какие именно? Это оказалось делом непростым. Скажу только одно, что в рейтингах опроса по годам положительное отношение к Ленину растёт и достигает уже шестидесяти процентов опрошенных.

21 февраля 2016 год

          Номинация на премию "Писатель года 2016"

Продолжение следует.