Комсомол

Андрей Спиридонов-53
 
«Я в мир удивительный этот пришёл
Отваге и правде учиться.
Единственный друг, дорогой Комсомол,
Ты можешь на нас положиться!»


           Комсомол! Комсомолец! Это значит молодежь, молодость! Это значит любовь, комсомол и весна! Это наша юность, это наше время!
Памятные дни приема в комсомол приходятся на конец 60-х годов, а именно 1967-68гг.      В это время нам исполнилось 14-15 лет, как тогда говорили «вышел из пионерского возраста». Устав ВЛКСМ (всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи) предписывал принимать в члены союза молодежи с 14 лет. И вот в нашем классе появились первые комсомольцы-активисты, отличники учебы - Лобанов Николай, Смутина Валентина. Мы тоже готовились к вступлению. Что бы вступить в комсомол, необходимо написать заявление, заручиться рекомендациями товарищей -комсомольцев. Я решил вступать, надо было подтянуться в учебе -иметь отличные и хорошие оценки. Шефство надо мной взяла соседка и старший товарищ -Смутина Мария. Она дала брошюрку В.И. Ленина «Задачи союзов молодежи» и Устав ВЛКСМ. Все это надо было изучить, так же знать историю комсомола (когда образован, ордена и за что даны и т.д.). И вот в октябре 1968г. нас приглашают на комсомольское собрание школы, зачитывают заявление. Перед тобой твои товарищи, сверстники, ровесники, но смотрящие на тебя уже по другому. Задаются вопросы, выступают товарищи. Ставят на голосование: лес рук, все «За». Тебя поздравляют, но впереди еще утверждение на бюро школы и поездка в Илек, в райком комсомола для вручения билета и значка.
Перед этим необходимо было фотографироваться на комсомольский билет, все это делалось в райцентре. В Доме Быта и КБО (комбинат бытового обслуживания) было фотоателье, парикмахерская, швейная мастерская и т.д. В ателье фотографировались на билет, определенный размер фотографий и количество, не менее 4-х штук. Выписывалась квитанция, платили денежки.  Затем шло любительское фотографирование, визитки 6х9 или большие 9х12см.Фотки были готовы дней через 7-10, специально за фотками потом не ездили.
Снаряжали одного-двух человек, и он получал за всю группу. Фотки возвращались, как правило, не все. Уже в то время были взаимные симпатии друг к другу между парнями и девушками, поэтому иметь фотографию «друга» или «подруги» считалось престижным. Поэтому «разведка работала». Различными путями старались заполучить заветную фотографию. Помню, что из заказанных мной 6-ти фотографий, вернули только, что бы сдать на билет в райком. Где-то, наверное и сейчас у кого-то, есть они в личном альбоме.
Наступал день, приуроченный, как правило, к какому-то празднику, и нас повезли в Илек, в райком комсомола. Там вопросы были традиционные (как учишься, ордена комсомола, какие поручения выполняешь). Были и провокационные вопросы. Например, одного товарища спросили : «Почему вступаешь в комсомол?», он ответил просто: «Все вступают, и я вступаю». Ему в приеме было отказано и предложено подготовиться еще. Катю Олисову ставили в пример, когда она ответила, что «ей нравиться комсомольский значок с символом Ленина у старших товарищей на груди, и она хочет быть в первых рядах строителей коммунизма.»
Немного отступления. Вспомнилось повальное увлечение фотографиями «друга», «подруги», артистов кино. Весной в продаже магазинов у нас и в Илеке появились круглые зеркальца (помните такие!). Их окаймлял ободок из кинопленки, а  тыльную сторону представлял бумажный кружок с замысловатыми рисунками в виде каких-то разводов. Вот этот кружок извлекался, и на его место вставлялась, предварительно вырезанная вкруговую, фотография артиста кино или парня-девушки. После этой моды, зеркальца в сельском магазине были раскуплены, а с Илека провозили уже по нескольку штук. Парни хвастались друг перед другом фоткой. А девчата старших классов: Людмила Вихлянцева, Людмила Лисина, Мария Чепуркина и др. делали расческами на голове высокие прически, глядя в зеркальца. С обратной стороны можно было видеть фото одноклассников Колобова Николая, Рубилкина Николая, Виктора Ломакина, Геннадия Садчикова  и т.д.
Я уже был с полгода в комсомоле, когда решил вступать и мой друг Алексей Митяев. Здесь уже я ему рассказывал международное положение, объяснял стати Устава, что такое демократический централизм и основную задачу союза молодежи «Учиться, учиться, учиться».
Он волновался, но пройдя, как и все, этапы, был принят. Мы вместе с ним ходили на собрания, сборы, различные мероприятия, вечера отдыха (танцы). Вспоминаю с теплотой активисток-комсомолок: Нину Котельникову, Марию Смутину, Нину Резник. Они учились на хорошо и отлично, помогали в учебе другим, были примером во всех школьных делах. Это  они совместно с молодыми учителями и парнями-одноклассниками, организовывали участие  в районных фестивалях нашей делегации от школы. Сколачивали команды и сами принимали участие в районных мероприятиях.
Помниться, что комсомольские собрания школы проводились раз в месяц. Начинались они с песни-гимна комсомольцев «Комсомольцы-добровольцы», так же и заканчивались песней. На собраниях обсуждались различные вопросы, но главным всегда стоял, это УЧЕБА и помощь отстающим. Каждый был охвачен поручением, выполнял какие-то обязанности, затем была отчетность  перед товарищами на собрании или бюро.
Нынешняя молодежь может сказать, что мы ерундой занимались. Я бы так не сказал. Комсомол был силой, организацией. Он воспитывал своей сплоченностью, организованностью. Вспоминаю общее комсомольское собрание школы, когда встал вопрос об исключении двух девушек из членов ВЛКСМ. Это был позор! Девчата сели в машину к солдату, прибывшему на уборку урожая. Солдат совершил ДТП на косогоре в Маячной (не разъехались с мотоциклом, на котором ехали муж и жена). В результате мужчина пострадал, благо, все остались живы! Виноват-то был  солдат-водитель, но досталось и девчатам-пассажиркам. Как они плакали и раскаивались на собрании, просили не исключать их из комсомола. Собрание решало, а утверждало уже бюро и райком.
После окончания школы многие ехали учиться, поступали работать и на вопрос «комсомолец»-да! Уже смотрели по другому. Мы жили в эпоху, когда «партия была наш рулевой», а мы были «достойной сменой и резервом партии». Это был порыв молодежи. Мы так жили и хотели получить комсомольские путевки, что бы строить БАМ, поднимать Нечерноземье, вместе со всей страной строить коммунизм. Завидовали тем ребятам, которые, отслужив в армии, ехали на комсомольские стройки.