Канон Андрея Критского

Петрова Лада
Начало Великого Поста.Примирившись со всеми и испросив у ближних прощения, я стараюсь уйти в недра своей души,притаившись в ёё глубинах.Начинается тишина Великого Поста.И эту втутренннюю тишину некоторое время ничто не может потревожить.
      


Дома,в моей  квартире,всё становится по-иному.Даже солнце освещает комнату как-то смиренно.Хочется ходить осторожно ступая,чтобы даже своими шагами не нарушать свой,ставший в эти дни особенно чуткий , внутренний мир.
   

Все внешние звуки обостряются-весна всё же!За окнам шумят машины,с гудком проносится скорый поезд,гремит товарняк…и вновь тишина,только часы на кухне тикают,нарушают дисциплину.Даже чириканье воробьёв и теньканье синички по-другому воспринимаются-кажется и они молятся.А может так оно и есть?


 За окном вечерняя метель,но надо выходить из дома и идти на Канон Андрея Критского.
 

... Воспоминания уносят меня в начало 90-х-когда я впервые соприкоснулась с чтением Великого Канона.
 

Я,юная двадцатилетняя девушка,собираюсь в Новоспасский монастырь. Одеваюсь скромнее.Платочек какой-нибудь тёмненький,вместо красивого пальто-надеваю какую-нибудь курточку(в пальто поклоны класть неудобно!),и тихонечко,перебирая чётки в кармашке ,исчезаю среди домов,минуя весенние лужи и наледи на тротуаре.
      

К метро Пролетарская еду непременно на трамвае от Павелецкого вокзала!Это внутренняя подготовка такая-а то из метро ,из толкучки выскочишь,не успеешь оглянуться,одуматься-уже в соборе!А тут трамвайчик,знай,едет по старой Москве.Делает забавную петлю возле моста-рельсы рисуют интеграл.
И вот,взлетает трамвайчик на Новоспасский мост.Внизу серая ,студёная Москва-река,справа- Музей воды и Крутицкое подворье,а слева,вот она,жёлтая колокольня,Новоспасский монастырь!Приехали.
 

 В то время служили в древнем Преображенском соборе.Он всегда холодный-внизу под ним усыпальница Романовых.Чугунные резные ступени лестницы,фрески на стенах.Вот я и в галерее  храма.


 Тут продаёт свечи уже знакомый  дедушка в синем халате.На его строгих глазах всегда улыбка-он добрый такой!Мне всегда рад,и я невольно улыбаюсь ему,хотя ещё с воскресенья решила вести себя строго и сдержанно.
 
В галерее прямо у фресок в ряд стоят аналои-тут проводится исповедь.
 

Лестница  ведёт в Покровский храм.Он налево,а направо трапезная-вот почему в соборе всегда пахнет хлебом,жаренным луком и гречневой кашей-этот запах прочно впитался в стены собора наряду с ароматом ладана.Думаю:
 
«Уйду в монастырь,там всегда такие чудесные запахи!»,
    

   Покровский собор тогда был еще закрыт,в нём не служили.,а служили только в Преображенском. Из галереи  в  храм ведут  высокие тяжёлые двери.Открываю-и оказываюсь в другом мире…Занимаю своё любимое место –рядом с левыми диаконскими вратами.Иконостас уходит ввысь,и все святые на меня глядят оттуда.
   


Собирается народ.Старенькая монахиня здоровается  со знакомой-та привела маленькую внучку на чтение Канона.

-Ну что,-ласково обращаясь к малышке,говорит монахиня,-вчера мы с тобой не виделись,давай сейчас прощение просить друг у друга.Прости меня!

-Бог простит,меня простите,-отвечает малышка,удивлённо смотря по сторонам.


…Приходят старушки,живущие в соседних с обителью домах.Приходит старенькая схимонахиня. Мне приятно-она тоже любит молиться « в моём»углу.Храм заполняется народом. И уже,оглянувшись назад,не видишь противоположной стены.
 

На середину храма монах выносит большую свечу,и за ним идёт чёрная фигура-это архимандрит Алексий(ныне архиепископ Костромской и Галичский).
 

Как всё здорово,так глубоко и серьёзно,я так ждала этого дня.Боже,сейчас начнётся необыкновенное по своей красоте чтение и пение Канона Андрея Критского!Жду с нетерпением. «Ура!»-говорю я сама себе и тут же ухожу «в клеть свою, и затворив двери своя»,зажигаю,как и все,свечку,а в храме темно,только сине-жёлтый сумрак древнего Преображенского собора…
 


Как же в Новоспасском монастыре пел тогда хор!Сейчас Канон читается уже в Покровском-там совсем не то!И акустика иная,и хор другой.Ушли некоторые певчие из хора,изменился  состав,голоса не те-мне как музыканту это очень ощутимо.А там-особая акустика Преображенского собора,особое сочетание голосов.

Там- невидимый  прихожанам клирос-он располагается вверху в алтаре,и пение проходит сквозь иконастас,как будто святые лики поют тоже-всё это особую атмосферу создаёт.Нигде ничего подобного я больше не слышала.

Этот хор под руководством игумена Митрофана пел просто удивительно!Так хорошо было с ними молиться!


 А ведь именно с того времени,так сказать,с подачи архимандрита Алексия,в мою душу запали слова Великого ПокаянноготКанона!
 

 «Вообразив моих страстей безобразие, любосластными стремленьми, погубих ума красоту.»
-Читает отец наместник.


И все ,от лица поющих ирмосы ,просят Господа:
          «На недвижимом, Христе, камени заповедей Твоих утверди мое помышление»

Тут  обращение к душе своей соседствует с чувством покаяния,обращённого к  Спасителю:

«Бегай запаления, о душе, бегай содомскаго горения, бегай тления Божественнаго пламене.

...Согреших Тебе един аз, согреших паче всех, Христе Спасе, да не презриши мене.»



И утешение душе моей несут строки:
«Ты еси сладкий Иисусе, Ты еси Создателю мой, в Тебе, Спасе, оправдаюся.»


Особенно поражают меня по своей глубине слова,обращённые к Святой Троице:


«Троица есмь Проста, Нераздельна, раздельна Личне, и Единица есмь естеством соединена, Отец глаголет, и Сын, и Божественный Дух…..»

«Троице Простая, Несозданная, Безначальное Естество, в Троице певаемая Ипостасей, спаси ны, верою                покланяющияся державе Твоей.»

«Безначальне Отче, Сыне Собезначальне, Утешителю Благий, Душе Правый, Слова Божия Родителю, Отца Безначальна Слове, Душе Живый и Зиждяй, Троице Единице, помилуй мя.»

«Тя, Троице, славим Единаго Бога: Свят, Свят, Свят еси, Отче, Сыне и Душе, Простое Существо, Единице присно покланяемая.»

Кажется,никто так не сказал красиво и о Троице,как  это сделал святой Андрей Критский!


Ну разве можно так сказать на современном русском языке?!

Наверное,это произведение преподобного Андрея одно из самых красивых в православном богослужении.Но и тут главное- «блаженны не слушащие а исполняющие волю Отца Моего Небесного»


…Долго-долго по-монастырски продолжается великое повечерие.


Кладём поклоны,молимся на коленочках.Некоторые женщины принесли с собой в церковь какие-то коврики,обёрнутые полиэтиленом,и молятся на них ,стоя коленопреклоненно.Мне эти коврики не нравятся.Мне нравится ощутить холодный пол древнего собора.



  …Пожалуй,в курточке в соборе прохладно,надо бы завтра утеплиться получше!


Кончается Канон с повечерием,народ выходит из храма в галерею.Много детей-подростков.Видать,православная гимназия в полном составе пришла сюда на чтение Канона.Как хорошо,что в храме дети!
 


Один из мальчиков залезает под стол ,на котором записки пишут,и шарит  там рукой.
-Ты что?-удивляется его друг.
-Маме купил цветы.Завтра 8 Марта,-объясняет он другу,-спрятал тут.
И вытаскивает букет нарциссов.
Да,завтра 8 Марта.Едва уловимый запах нарциссов вносит свой оттенок в запахи трапезной и ладана.
 


…А я нащупываю в кармане орешки.Сейчас покину территорию обители  и буду их кушать!


На улице весенняя ночь,проносятся мимо машины ,Москва живёт своей жизнью.Поднимаюсь на горку к Крутицкому подворью,еду до Коломенской на автобусе.


Мелькает город,витрины магазинов,тёмные окна предприятий,уходящие вдаль улицы и переулки.Но всё это временное,земное,ещё более подчёркивающее необходимость стремления к вечности,к Небу!