Путь философии

Виталий Шолохов
Философия – мать всех наук. По мере возникновения и выделения новых наук сама философия остается как бы без дела. С целью определения того, чем же философия должна заниматься сегодня, ряд философов задались вопросом «Что такое философия?» и предложили в 1999 году для интересующихся тему «Путь в философию. Антология». Уже в 2001 году они издали сборник с тем же названием (Университетская книга. PerSe. Москва) из статей известных европейских философов XX века, посвященных размышлениям о смысле философии и ее роли в жизни общества. Все работы интересные, но на первый план я бы вынес статью М.Хайдеггера «Что такое – философия».
Чаще всего слово Философия переводится как «любовь к мудрости». Однако, М.Хайдеггер, исследуя определение, которое дал этому понятию Аристотель на основе тщательного анализа греческих корней, пришел к выводу, что Аристотель определил основную задачу философии как «познание оснований и причин бытия». Анализ литературы показывает, что сегодня Наука Этика оказывается незавершенной, а значит, именно она должна быть объектом философского внимания. Возникает проблема все начать как бы с «начала». Дедукция определяет начало пути «сверху» - от категорий «возможность-действительность» к категориям «целое-часть».
Одной из «верхних» наук является Этика - наука о морали. В рамках теории неклассической традиции именно теории морали вызывают у специалистов существенные сомнения. Как выход из создавшегося положения, Ницше считал необходимым идти к явлениям уровня мета-анализа нравственного порядка и постулировал необходимость создания "Генеалогия морали" (Friedrich Nietzsche).
Сегодня «высшим» из познанных наукой уровнем бытия оказывается уровень, который изучает квантовая физика. Правда, еще Кант говорил о физике, как о факте удостоверяющем познавательные возможности человека. С развитием квантовой физики выяснилось, что физика (динамика) микрообъектов отличается от физики (динамики) объектов макромира тем, что связь кинематических и динамических физических переменных включат квантовый постулат, который количественно выражается соотношениями неопределенности В.Гейзенберга. (См. Панченко А.И. Логико-гносеологические проблемы квантовой физики. Изд. «Наука». 1981. С. 34).
Соотношение неопределенности для времени и энергии имеет вид (Панченко. С.35):
ДельтаЕ*ДельтаТ>= h , где Е – энергия, Т – время, h - постоянная Планка.
Этот результат практически совпадает со свойством алгоритма адаптивной поисковой оптимизации, показывающим, что в случае поиска максимума функции энтропии квантово-механического ансамбля уменьшение отклонения от максимума (то есть, уменьшение Дельта Е). достигается только за счет увеличения времени поиска максимума функции цели (то есть, ДельтаТ).
Гипотеза, что найденное свойство: обратное соотношение точности достижения функции цели и длительности «переходного» процесса имеет абсолютное значение - позволяет нам утверждать, что соотношение неопределенности В.Гейзенберга является первым основанием бытия, которое применимо ко всем процессам, происходящим в Природе.
В применении к Этике - установленное соотношение неопределенности означает, что этические оценки никогда не могут быть сделаны точно. Однако, в ходе истории точность этических оценок возрастает за счет учета предыдущего опыта. Это сказывается на увеличении авторитета этики. В конечном итоге, человечество приближается к такому времени, когда требования этики начинают заменять требования законов (Юрген Хабермас. Философия как местоблюститель и интерпретатор. Доклад на конгрессе Международного гегелевского общества. Штутгарт, июнь 1981.). В рамках «теории коммуникативного действия» Ю.Хабермас ввел ключевое понятие «консенс». Однако, опираясь на установленное основание – соотношение неопределенности мы можем предположить, что «консенс» в обществе может быть нарушен путем «разогрева» общества путем введении в эту систему дополнительной «энергии», то есть, путем организации «диссенса». В таком случает моральное право теряет «авторитет», а юридическое право возвращается. Вывод: Поддержание стабильного морального климата в обществе оказывается более важным делом для руководителей общества, чем поддержание стабильности экономики, безопасности или курса валюты.

Виталий Шолохов 10.23.2014