Когда читаешь псалтирь

Петрова Лада
Когда читаешь псалтирь за усопшего,иногда ощущается  духовное состояние его,находящегося уже "там".Усопшие тоже разные.

За одну родственницу-бабушку читала псалтирь-такой тормоз.За два дня всего пять кафизм.Буксовала на каждом слове.Конечно я там и другие дела параллельно делала,но читать было трудно.

 Другой раз только открыла читать псалтирь о новопреставленном-как разразился скандал,доведший меня до слёз.

Ещё было-читала, и такая злость и ненависть навалилась.Знаю,что тот усопший человек вечно всех осуждал,а себя считал праведным,хотя был очень добродетельным по жизни.

Бывает действительно в каком-то унынии читаешь,ползёшь едва-едва,утомляешься.Так бывало раза два,когда читала за неверующих или маловерующих.
Я потом узнавала.За одного из них читали тоже какие-то их знакомые,они потом сказали дочери усопшего
"Наверное твой папа был неверующим"
-меня и их одновременно одинаковое чувство посетило.

По одним читаешь-просто ликуешь и веселишься.
 
Вот недавно мы похоронили очень хорошего человека.Он был миллионер,но было такое впечатление,что он только служит в церкви-не знаю когда он бывал на работе,(а он там постоянно бывал-крупный начальник-учёный физик),ибо я  постоянно видела его в храме,где он читал,пел,занимался с детьми,а между тем благотворил по-крупному и храмам и православным учреждением.

Очень светлый человек был,простой такой,и не подумаешь,что такой крупный бизнесмен.Причастился за несколько минут до смерти,а болел тяжело-рак.
 
Так вот,я приехала псалтирь читать-договорилась,что ночью буду я одна в храме с усопшим.

Ехала совершенно больная,шла и думала-почему не отказалась,изнемогаю!А читать надо было с часа ночи до 6 утра.Я уже через час хриплю.У себя-то в храме-ладно,хожу пью чай когда надо,а тут храм другой-я поражаюсь-мне и ключи дали,никто меня не знает там,а между тем там и иконы все старинные,и лавка церковная в открытом доступе-бери,что хошь.

Заступила я на место у аналоя-и только ахала-часы летели как минуты.Я перерыва не делала-такое просто невозможно!5 часов простояла,читая псалтирь-я ведь как в храм зайду- тут же плюхаюсь на лавочку-стоять не могу!Да и на улице постоянно присаживаюсь.

Тут ещё вопрос-кто молился -я за усопшего,или он за меня?

 Другой раз мы читали псалтирь за одну благочестивую старушку-чудо какая бабушка была,все её очень любили!

Её отпевали накануне Престольного праздника.Немножко наоборот получилось-сначала отпели,простились потом ночью псалтирь читали-они её в деревню увезли хоронить,зима была.

И настоятель,окончив всенощную,велел передвинуть гроб в тот придел,где сегодня был праздник,и оставил на ночь открытыми Царские Врата.Уж не знаю почему-Бог так подсказал,наверное.

И у нас в престольный  праздник  в зимнюю ночь был как Пасха,с открытыми Царскими вратами!Что-то неземное было.Мы вдвоём читали.И уже рано утром,когда меня помощник пришёл сменить,он сказал:

-Ты смотри-ведь сегодня Пасха!Царские Врата всю ночь открыты!

   И чтение псалтири было радостным-радостным.Я последний псалом читала,ликуя:

«Хвалите Его во гласе трубне, хвалите Его во псалтири и гуслех. Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе. Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклициния. Всякое дыхание да хвалит Господа».