Попутчики

Зинаида Ткачева
                ПОПУТЧИКИ               


            Была пятница. В вагоне вечерней электрички народу было предостаточно.
Люди рассаживались основательно, ведь ехать многим до конечной станции было
около четырех часов. Жители ближайших подмосковных областей ,трудившиеся
в столице , ехали к себе домой на выходные, чтобы побыть дома с родными и
немного отдохнуть от рабочих будней. Три женщины разного возраста сидели в
одном купе. Той , которая сидела у окна, было немного за тридцать, на ней были
джинсы и цветастая футболка. Коротко стриженые светлые волосы делали
её моложе, но усталые карие глаза выдавали возраст. Другой , сидевшей
напротив её, было около пятидесяти. Тёмная юбка и светлокоричневая кофта с
бантом придавали ей чопорный интелигентный вид. Тёмные с сильной проседью
волосы были собраны на затылке в пучок заколкой. У неё была небольшая сумочка,
в отличии от соседки, имевшей три вместительные  набитые продуктами сумы.
Ну а третья была значительно старше - ей было намного за семьдесят. Седая голова была покрыта  платком какого-то грязносерого цвета. Старый пиджак и юбка  серокоричневого цвета придавали  ей вид нищенки, а большая клетчатая сумка только подчеркивала это сходство .Старуха первой нарушила молчание:«Девочки ,купите у меня семечки ,не успела всё продать, а домой везти не хочется».
-«А вы что ездили в Москву продавать семечки?»- удивилась пожилая .
-«А что здесь такого? Да , я через день приезжаю в Москву первой электричкой, а уезжаю
вечерней, чтобы продавать семечки. А что делать? Мой старик помер в прошлом году,он инвалидом с войны пришел, Дочка осталась без работы с двумя маленькими детьми, муж от неё ушел, алименты не платит…Вот я тяну всю семью».
-«Меня тоже муж с двумя детьми бросил,- пожаловалась молодая пассажирка,– Дом был
его частный  ,вот он нас и выгнал. Мне пришлось вернуться к маме, она у меня на пенсии
вот сидит с моими детьми. А я в Москве батрачу на частника .Два раза в месяц меня отпускают на 2 дня .Ни тебе отпуска. ни тебе больничного. Вот везу домой заработанное за 2 недели»- и она пнула ногой тугонабитые сумки.
Женщины замолчали. До отправления поезда осталось несколько минут, когда с грохотом
растворились двери ,и в вагон стремительно вошел молодой парень в джинсах и клетчатой
рубашке с короткими рукавами. Правая половина его лица была изуродована шрамами и
следами от ожогов. А в глазах его горела такая злоба и ненависть, что казалось из них сыпались искры. Он цинично и зло оглядел пассажиров , которые тут же смущенно и со
страхом отводили от него свои глаза. А он направился к трем женщинам, нагло предвку-
шая удовольствие от их испуга и от своей безнаказанности.
Пожилая женщина посмотрела на него , когда он усаживался около неё, и отвернулась к
окну. Этим она ещё больше разозлила парня, который только и искал повод, чтобы
придраться к беззащитным попутчицам.
-«Что, бабка, отвернулась от меня, испугалась?»-со злобой в голосе громко спросил он.
-«А зачем мне бояться тебя, сынок? Ты русский и я русская, мы с тобой одного рода- племени»,- спокойно ответила женщина.
Парень опешил от такого ответа-« Да ты знаешь, я тюрьму прошел? Я такое видел!»
-«Ну и что? У нас на Руси от тюрьмы и от сумы не зарекаются. Ты с тюрьмой , а мы с
сумой. И неизвестно ,что лучше, -произнесла она и тихо продолжила : -Я сегодня   







                -2-


получила свою трудовую книжку, меня уволили. Проработала 30 лет  и стала никому
не нужна. До пенсии мне ещё лет пять пахать  надо, на работу меня никто не возьмёт- молодым нет работы. А у меня ещё двое детей несовершеннолетних. Как жить дальше  со своей сумой, ума не приложу. А ты со своей тюрьмой ещё и работаешь», - усмехнулась она.
- «Это правда , я работаю на стройке сварщиком».
-«Профессию ,наверное, в тюрьме получил?»- спросила женщина.
-«В ней ,окаянной».
-«Ну, вот видишь, дала тебе тюрьма и ума и рукам мастерства, а ты ещё обижаешься».
-«Знаешь , как там страшно?»- вдруг пожаловался он.
-«Но ведь ты выстоял, не сломался, не опустился, хотя видно, как тебя гнули и ломали…  Значит, есть в тебе стержень, жив в тебе русский дух», - она улыбнулась.
Её настороженные попутчицы тоже немного расслабились.
-«А ты что- учительница?»- поинтересовался он
-«Нет, сынок , я тоже строитель».
-«Не может быть!»- засмеялся парень, и от смеха лицо его преобразилось, смех разгладил
страшные рубцы, злоба в глазах угасла .
-«Я – инженер проектировщик, проектировала дома, школы, заводы. А теперь…»- она
огорченно махнула рукой. 
-«А я врач-ветеринар , работала на колхозной ферме. А как началась перестройка, колхо-
зы распустили ,скотину сгубили»,- безстрашно вступила в разговор молодая женщина.
-И вот делаю лапшу быстрого приготовления. У себя в России на вьетнамцев вкалываю.
-« А я ведь тоже в сельскохозяйственном институте учился, после занятий шел по улице,
 а там ребята пьяные к девчонке пристали. Я за неё заступился, врезал хорошенько
одному ,он упал ,руку себе сломал ,а второму я нос разбил. Я девчонку спас ,а она на суде даже не появилась. Хулиганы остались на свободе, а я срок получил »,- подытожил он.
Старуха ,видимо, не захотела слушать разговор, который был ей не интересен, встала со своего места и сказала: «Пойду ,пройдусь по вагонам, может быть семечки продам, не
везти же их домой». И она пошла по вагону, громко старческим голосом рекламируя
свой товар: - Семечки, семечки!
                В поле уродились,
                Солнышку кланялись,
                Дождём умылись,               
                В печи сушились,
                На сковороде жарились.
                Есть калёные,
                Есть солёные !               
                Семечки, семечки !
Она ушла со своими котомками, а три незнакомых попутчика продолжили свою необычную беседу. Пожилая женщина, сидевшая у окна, сказала парню:«Ты защищал
чужую девушку, а мне однажды пришлось защищаться от парня ,с которым встречалась.
Ох, красивый был, высокий, светловолосый, голубоглазый и весёлый .Мастер спорта по
мотокроссу,- мечтательно улыбнулась она -, А сильный был, мотоцикл с коляской







                -3-


переносил с места на место как пушинку. Вот однажды пригласил он меня на соревно-
вание  .Села я на мотоцикл за его широкой спиной, ветер в лицо, красота! Любила я
быструю езду. А какой русский её не любит? Да только привёз он меня не на
соревнование, а на опушку леса, остановил мотоцикл, достал отвёртку и на меня с отвёрткой пошёл. Я назад попятилась , да споткнулась, он меня на землю толкнул и
в лицо мне своей отвёрткой тычет. Я про себя молиться стала, все, какие вспомнила,
молитвы про себя шептать стала .Да только не помогло, а парень ещё больше озлобился.
Я рукой до земли дотронулась и прошептала тихо:-«Матушка - сыра земля ,помоги.
Матушка- сыра земля ,спаси». И откуда вдруг сила у меня взялась. Оттолкнула я его, да
так , что отлетел он от меня метра на три, головой об дерево стукнулся и отвёртку свою
потерял в полете.  Сидит у дерева, башкой вертит, глазами хлопает, понять не может
как слабая беззащитная девчонка такого здоровенного мужика смогла с ног сбить и на
землю повалить. Еле пришёл в себя после такого полёта..»
Её собеседник весело рассмеялся –« Ну, ты ,мать, даёшь! Он, наверное, больше не появлялся после такого позора?»
-Пришёл через полгода, замуж звал, да я не пошла. Если на чужую девчонку с отвёрткой
пошёл, то на свою жену и с топором наброситься может. Но только речь- то идёт не о
том парне, Бог с ним. Ведь пойми, меня земля родная спасла от надругательства. Сама
Мать- сыра земля силушку свою мне дала для защиты от насильника. Ты ведь знаешь обычай у наших предков  в дорогу дальнюю и на битву с врагом брать горсть родной
земли, чтоб помогала она в пути и защищала от беды в бою. Ведь недаром зовём мы её
родной матушкой, вот она нас и спасет. А мы её дети тоже должны заботиться о ней ,
любить, защищать , как защищали её наши предки…».
-Да сейчас её предают и продают, забыли обо всём…Всем нужны только деньги. деньги, баксы ,больше, больше. Всё на деньги променяли, и совесть и разум,- горько сказала  молодая женщина.
-Ты говоришь как мой племянник Сережка. Приехала я как-то к брату, а Сережка  мне и говорит, а что это ты у нас такая бедная, ни машины у тебя, ни дачи нет. Вот у нас есть и машины, и дом в деревне ,и квартира в городе, а ты как нищая. А я ему и говорю, ты представляешь, приезжаю я к вам на мерседесе , а твой отец выбегает к машине, целует её, обнимает .Сережка опешил: «а зачем целовать машину?» «А как- же, ведь ты считаешь, что машина самое главное. А я думаю, что твой отец ценит и любит меня, а  не мое богатство. Вот сейчас дед у тебя сильно болен ,и если бы сказали твоему отцу, что дедушка вылечится, но нужно продать все машины и дом, то твой отец ради этого   продаст всё, чтобы дедушка жил. Ведь самое главное – человек, а ни эти железки,- твёрдо сказала пожилая .               
-А Серёжка понял это? - поинтересовалась молодая попутчица.
-Конечно, ведь он узнал цену жизни, когда умер его дедушка.И меня он встречал  всегда   с радостью. Ведь для человека родная семья, родственники да даже домашние животные
много значат…Был однажды случай со мной.. Как-то в начале февраля часов в двенадцать ночи вдруг приезжает в наш двор  милиция и через громкоговоритель нам объявляют,  что наш двадцать пятый дом заминирован ,а жители должны срочно покинуть свои квартиры






                -4-


 За какие-то несколько минут нужно собраться, выключить все электроприборы , газ, воду, взять всё необходимое. А я спросонья выскочила с пустыми руками в двадцатиградусный мороз… Всех нас испуганных и растерянных поместили в театре. А знаешь ,что люди с собой взяли? Документы, фотографии, лекарства, кошек и собак… Вместе с людьми ночью в театре сидели притихшие кошки и собаки, а спектакля и актеров на сцене не было»,- пожилая женщина вздохнула ,вспомнив события той ночи.               
-Что кошек и собак взяли , я понимаю, а фотографии зачем?,- удивился парень.
-Так это же вся жизнь и вся родня на них, в этих  старых фотографиях, это память,-  пояснила молодая, понявшая и принявшая всё, сказанное пожилой попутчицей.
 -Только одна пожилая пара пришла с двумя чемоданами на колесиках и рюкзаками.
 У них с войны осталась готовность к любой критической ситуации . А я поняла, что всё
  нужное человеку можно взять и унести двумя руками,- продолжила рассказчица.
-А как- же дом ? Его взорвали?- спросил парень.
-Нет, слава Богу, всё обошлось. Просто какой -то подонок решил пошутить над нами,
думал услышать плач и вопли испуганных людей ,а они вышли из этой ситуации честью  и достоинством».
-Много подлецов развелось сейчас, - грустно сказала молодая.
-Ну ,негодяи всегда были ,а хороших людей больше. Пришла я как-то поликлинику
 УЗИ сделать. Народу немного было .Парнишка молоденький бабушку привел на кардио-
грамму, девчонки медкомиссию проходили. И подошёл ещё старик один, ветеран войны.
На пиджаке орденские ленточки, сел на лавку. А я ему говорю, что надо одеть бахилы
на ботинки, и показываю на корзину, где они лежат. А парнишка встаёт, достаёт бахилы
из корзины, подходит к ветерану ,опускается перед ним на колени и одевает бахилы на
его ботинки. Старик воспринял это как должное , а я была так поражена этим ,что когда
из кабинета вышла бабушка юноши, поклонилась ей и поблагодарила её за то, что вырастила такого достойного человека. Бабушке было приятно, а мне радостно ,что
растет добрая смена ! -светло улыбнулась женщина и замолчала.
  По вагону прошла торговка с деревянным ящиком, обитым фольгой ,продавая горячие
пирожки. Парень купил с десяток и предложил женщинам. Молодая взяла парочку,
пожилая помедлила, но потом решила принять угощение.
А парень сказал-« Настроение у меня было паршивое, хозяин с утра налетел на меня ,
наверное, хотел оплату урезать, жадный он очень. Я был очень зол, думал на вас
отыграюсь».
Пожилая неожиданно возмутилась:- «У тебя нет хозяина, а есть начальник, босс, прораб.
Хозяин есть у раба. Ты – свободный человек, а не раб. Раб- это вещь, его можно купить, убить, продать».
Молодая женщина с интересом посмотрела на неё и спросила: «А как же в церкви нас называют рабами?»
-Мы - чада, дети Бога. У Бога-Отца не может быть детей-рабов. Думаю, что называя
себя рабами , мы оскорбляем , обижаем  Его своим рабством и отказываемся от Его
помощи, а может быть поэтому наши молитвы и не доходят до Него, хоть мы и
называем его «Отче наш».








                -5-



- А сейчас все о Боге вспомнили, когда все в стране перевернулось. Наши деды и отцы
землю и страну ценой жизни своей защитили, а мы не смогли её уберечь от развала и
разрухи…Предали свою страну…А с предателей жизнь строго спросит. У меня один родственник был кандидат наук ,преподаватель очень серьезного ВУЗа . А в 90 годы
пошел с молодой женой «свободу» защищать. Мать ему говорит ,куда ты идешь, против кого, ведь за эту страну погиб твой отец, а Родина тебя воспитала, человеком сделала, образование дала. А ты предаёшь её. А тот отмахнулся – свобода для меня дороже…И «свободный» человек окунулся в «свободу» ,работу бросил ,да только жизнь свою под забором закончил, А жена молодая даже хоронить не стала. Хоронили его бывшие коллеги из института.»Женщина горько вздохнула.
   А молодая поддержала её-«У моего мужа брат военный ,всё по штабам служил. А когда переворот произошёл ,так и остался на службе. А я его спрашиваю –ты ,поди ,новую присягу принимал, ведь по старой ты клялся служить советскому народу .Вот у тебя отец
погиб за Советский Союз и когда ты умрёшь, отец тебя на том свете спросит ,ну сынок , отвечай ,как ты клятву свою сдержал, как страну защищал, как народу служил. Что ты отцу ответишь?»
 - А отвечать придется .
            Машинист объявил станцию. Парень встрепенулся и сказал - «следующая
 моя.».Молодая женщина стала копаться в сумочке ,достала ручку и блокнот, что-то
 там написала, вырвала листок и протянула его парню:-«возьми ,позвони мне ,думаю,
 что смогу помочь тебе со шрамами. Я сталкивалась по работе с такой проблемой» .
Парень только развел руками:-«сегодня для меня удачный день. Спасибо вам за всё, что
научили меня уму- разуму, да и за помощь буду благодарен.» Он поднялся ,взял
протянутый листок, положил в карман рубашки, повернулся к пожилой женщине и
спросил:- «а что мне делать ,чтобы изменить жизнь?»
-Учиться, поступай в институт, лучше в строительный, сейчас всё разрушают ,а потом
все надо будет восстанавливать.
-Да кто меня примет в институт после тюрьмы?
-Сейчас много платных, за деньги примут.
-Спасибо ,мать, на добром слове,- он поклонился ей, взял её руку и поцеловал.                Молодая женщина поднялась и вместе с ним вышла в тамбур, видимо, поговорить 
Поезд замедлил ход и остановился….