Кто создавал бисерные вышивки?

Татьяна Павловская 2
В третьей статье по бисеру начнем с вопроса о том, кто же занимался вышиванием бисером? В отличие от европейских стран, в России, по-видимому, практически отсутствовали мастерские по вышиванию бисером, работавшие на продажу. В то время как, например, в Германии в 19 веке целые области занимались бисерным промыслом, в России вышивали  для себя для помещика и его семьи. Известно, что во второй половине 18 - начале 19 столетия в России при многих помещичьих усадьбах существовали небольшие мастерские, в которых крепостные девушки занимались всякого рода рукоделием. Обычно дворовых девочек 8 - 10 лет посылали обучаться рукоделию в мастерскую, известную своим высоким уровнем. Кончив обучение, девочка возвращалась к своим хозяевам уже опытной мастерицей, способной выполнять сложные работы и обучать других своему искусству. При этом вышивальщицы, в старину их называли "пялешницами", зачастую оставались неграмотными, о чем свидетельствуют встречающиеся время от времени вышивки с зеркальным изображением текста надписей. наличие бесплатных крепостных рук в какой-то степени обусловило необыкновенно высокий уровень русских бисерных вышивок, которые отмечал в свое время такой знаток прикладного искусства, как Пазаурек. Действительно, богатым помещицам не приходилось решать вопроса об экономической целесообразности выполнения той или иной работы. Крепостными на вышивку затрачивалось столько труда и времени, сколько было необходимо для достижения желаемого результата. Ярким примером такого отношения к крепостным мастерицам является описание приданого, изготовленного ими для наследницы богатого имения, приведенное в одном из рассказов С.Н.Терпигорева:
"Бабушка послала за главной надсмотрщицей за кружевницами, Маланьюшкой, и когда та пришла, бабушка не поленилась сама встать и вместе с нею пойти отпереть шкафы и комоды, где висело и лежало это приданое бельё. Скоро на террасу стали выносить горничные бесчисленное количество вышитых батистовых сорочек для Поленьки, юбок, воротничков, рукавчиков, чепчиков и прочее, и прочее...
- Вот этот, мой друг чепчик, - говорила она матушке, - вышивали две девки ровно полгода...
- А вот эту рубашку подвенечную - ты посмотри - две девки вышивали год и три месяца.
  Осмотр продолжался долго... Было пересмотрено огромное количество белья, и все вышитого, расшитого... В конце осмотра был показан пеньюар. Это нечто было удивительное! Это был пеньюар, весь вышитый гладью: дырочки, фестончики, городки, кружочки, цветочки - живого места, что называется, на нем не было - всё вышито!
- Ну, а сколько же, тетенька, времени вышивали это?
- Два года, мой друг... Двенадцать девок два года вышивали его... Три из них ослепли..."
Потеря зрения крепостными мастерицами не было, по-видимому, явлением исключительным. Однако, это не означает, что все помещицы были настолько бесчеловечными. Более того, нельзя утверждать, что они всегда играли роль только заказчиц. Большей частью они принимали активное участие в изготовлении вышивки - от замысла до окончательного его воплощения. В этом отношении весьма характерным является описание процесса изготовления вышитого ковра, приводимое в воспоминаниях Е.А.Сабанеевой. Оно относится ко второй половине 18 века и содержит весьма любопытные сведения: " Теперь, - говорила она,(бабушка Сабанеевой)- берлинская и английская шерсть такая обыкновенная вещь, ею хоть пруд пруди, в мое же время она была редкостью, её употребляли только большие барыни. В высших сферах общества было доступно вышивать ковры; у нас же в деревне и понятия о том не имели. Я смолоду была охотницей до работ, но шерсти купить и подумать не смела: батюшка так бы прогневался, если б я осмелилась заикнуться о покупке такого ценного товара. У нас ведь все было домашнее... Так вот насчет шерсти я стала рассказывать. Гостила я одно время у Кашкиных в Прысках... и видела у их гувернантки прелестную подушку, вышитую берлинской шерстью, узор-то я перерисовала, и канвы мне подарили; за малым дело оставалось - нет у меня шерсти. Как тут быть? Тогда добрые Кондыревы вошли в мое спасенье: у них были шленские овцы, так они велели начесать шерсти из душек ( это та шерсть, что на груди и под шеей у овец так называется); эту шерсть вымыли и привезли мне. У нас Пелагея хорошо и ровно пряла, - и вышла мягкая, довольно хорошая шерсть, но белая вся, а узор без теней вышивать нельзя. Что же бы вы думали? - я сама покрасила шерсть, и вышло очень недурно. так что я вышила ковер." В том, что вышло недурно, сомневаться не приходится, так как известны многочисленные работы знатных вышивальщиц, отличавшиеся весьма высоким качеством. Пожалуй, самым известным примером таких работ является описанный в книге Дудоревой ящик для сигар, принадлежавший лейб-медику Николая Первого Н.Ф. Арендту и украшенный вышитыми бисером пейзажами. На ящике была укреплена бронзовая табличка с надписью:" Его превосходительству Николаю Федоровичу Арендту трудовъ княжны Ромодановской-Лодыженской в знак истинной признательности 1839 года майя 9-го числа".