Команды кавторанга Джинчвеладзе

Эдуард Мороз 3
 Капитан второго ранга Джинчвеладзе был,
пожалуй, самым малокалиберным офицером в
то  послевоенное время  в военно-морском
флоте. Если бы не громадная фуражка с неи-
моверно задранной тульей, увенчанной рос-
кошным крабом, его вообще трудно было бы
представить. Прибыл он в нашу Сахалинскую
мореходку с Балтики, где командовал траль-
щиком, вычищавшим море от мин. После подры-
ва на одной из них над поверхностью моря
сначала показалась его фуражка, а затем он
сам в одном ботинке. Вероятно, тральцов для
него больше не оказалось и его направили к
нам руководителем военно-морской подготовки.

 Мореходные училища были созданы по указанию
Верховного главнокомандующего  ещё в  марте
1944 года. Государство полностью обеспечивало
курсантов всеми видами содержания: питанием,
флотской формой, проживанием в экипажах и ещё
платило небольшую стипендию. После обучения
в течении четырёх с половиной лет страна полу-
чала судоводителей, судомехаников, судоремонт-
ников, радистов и эксплуатационников. Всем вы-
пускникам приказами боевых маршалов присваива-
ивались звания офицеров запаса ВМФ.

 Легко представить себе, что это значило для
парнишек, их семей  в  полуразрушенной войной
стране. Многие курсанты даже на стипендии по-
купали и посылали младшим сестрёнкам и братиш-
кам валеночки, одёжку, гостинцы. Конкурсы при
поступлении были немалые, принимали ребят со
всей страны. В нашей Сахалинской средней море-
ходке учились парни из Баку, Москвы, Эстонии,
Новосибирска, Биробиджана.

 Наш кавторанг отличался пылким характером и
невообразимо быстрым принятиям решений. Каждое
утро после зарядки мы маршировали с песнями по
центральной Советской улице. После команды "За-
певай!" мы звонкими голосами выводили:
      Был нам на траверзе остров Осима
      И был пролив молчалив...
  Дальше речь шла о пущенной в наш транспорт
коварными японцами торпеды. И в это время, как
раз "на траверзе" здания городской милиции,на-
ходившейся за аккуратным забором и воротами, пе-
ред  нами  появлялась лужа, очень опасная  для
наших американских ботинок - шуз, как мы их на-
зывали.

 -Рота! Стой!- неожиданно раздалась команда кав-
торанга.
 -Старшие отделений, ко мне!
 -Снять ворота и аккуратно положить на лужу!

  Команда была моментально выполнена. Две створки
ворот, насаженные на штыри, мгновенно взлетели под
крепкими руками десятка курсантов и заняли своё но-
вое место на луже. Наши шузы были спасены.

  На следующий день на месте лужи был свежий песочек.
 
            ***************************
                Продолжение следует