Пасха семейный праздник

Дмитрий Юрьевич Зарудный
(На сцене появляется и благоговейно пред иконостасом становится семья в добром старорусском стиле: Дедушка (далее –Д.), Бабушка (далее – Б.), Отец (далее – О.), Мать (далее – М.), Внук (далее – В), Внучка (далее –Вн.). Д. начинает, все подхватывают и перед зрителями разворачивается священнодействие «дыхания жизни» -- молитвы.
Последнее слово этой молитвы и последующих звучит поочередно: от самого старшего – Д. до самой младшей – Вн.).


Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матерее и всех святых, помилуй нас. Аминь.


  Осенив себя крестным знамением, Семья усаживается поудобней, Д.обводит всех, в том числе и зрителей, своим строгим и одновременно добродушным взором и говорит торжественно:
-- Вот и Страстная седмица, дорогие мои! «Седмица», правильно, внученька (на жест Вн., выставившей пальчики), произошло от слова «седмь» -- семь и обозначает неделя, в которой, как известно, семь дней. А Страстная она называется потому, что она, как писали Святые отцы, «посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребенiя».
Сегодня день первый – Великий Понедельник и первые три дня, по Закону Божьему, посвящены воспоминанию последних бесед Господа нашего Иисуса Христа с народом и учениками.
Помните, милые мои, как рассказывал батюшка-настоятель храма нашего вам о том, как вошёл Господь наш в Иерусалим, главный город иудейский, и как восторженно встречали Его те, которые через пять дней кричать будут: «Распни Его!». А ведь зная всё заранее, Господь наш как Всеведущий рассказал народу притчу, как вырастил некто виноград чудный, и убили злые и завистливые люди сына его. Как бы о себе самом рассказал Иисус: ведь и Его как Сына Божьего земную жизнь оборвут такие же злые и завистливые.

В.(подаётся вперёд, сжимая кулаки; Вн. закрывает лицо руками)

Д. (продолжает тем же размеренным, чуть померкнувшим от горя голосом):
Но не услышали Господа обступившие Его, а у кого и проросло семя Слова Его, приступили к Нему вместе со всеми и в глупой надежде уловить Его спрашивали: «Может, не платить нам дань кесарю?». Но отвечал Всемудрый: «Кесарю – кесарево, а Богу – Богово» и, нам через века напоминая, что есть земное и небесное и, осознавая различия между ними, призваны мы выполнять заповедь Господню: земное выполнять на земле, но, не забывая о небесном.

(В. успокаивается, Вн. медленно убирает руки от лица).

Люди же не успокоились и снова приступили к Господу нашему, Иисусу Христу, расспрашивая о том, что будет с умершими людьми по их воскресении. И ответил им Господь: «не знаете Писаний, ни силы Божией; ибо в Царствии Небесном все пребывают, как ангелы… Бог не есть Бог мёртвых, но живых».

Вн. (изумлённо): Как это, Д.?

О. строго прикрывает ей рукой. Д.также строго отводит его руку.

Д.(Ласково гладит её по голове): Невозможное человеку – возможно Богу. Сам Спаситель говорил: «Милости хочу, а не жертвы». И не Он ли говорил: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное». И мы ли будем затворять уста нашим ребятишкам, если они не делают ничего богопротивного? Иначе сами уподобимся отцеживающим комара, а верблюда поглощающим…

В.: Так что же это означает, Д.?

Д. А означает это, милое дитя, по толкованию святых отцов, что порой мы мелочам уделяем множество внимания, а главное пропускаем мимо…
Особенно необходимо помнить сейчас в преддверии страшного дня Распятия Христова и Светлого Дня Христова Воскресения.

Затемнение, обозначающее ночь. Затем снова светлеет – день второй. На сцене Бабушка.
На дальнем плане – икона Спасителя и Дедушка, наблюдающий за ней как бы со стороны.

Б.: (Осеняет крестным знамением сначала свой дом, затем зал и, наконец, себя). Ещё раннее утро, все мои спят. Спит дочь, спит зять, спят внучок и внученька…

Появляется Вн. Сонная, она сначала не замечает Б., но потом будто натыкается на неё.

Вн. (удивлённо): Ой, ба, ты чего так рано поднялась? Не спится или случилось что?

Б.: Да как же спать, милая!.. Мне, хозяйке, как и хозяину, спать негоже.  Весь дом на мне и хотя шепчет лукавый: «Отклони, отдохни, отойди» не забудем мы, особенно сейчас, в Страстную неделю слова из Священного Писания: «Не добро быти человеку единому: сотворим ему помощника по нему» (Быт.2, 18). А это ведь мы, женщины – помощницы.

Вн.: Мы ли, Бабушка?

Б.: Мы, мы, моя хорошая…А кто же ещё? И хотя снова шепчет лукавый: «Вы – род прелюбодейный» и напоминает окаянный нам и о грехопадении Евы, и об Иродиаде, сгубившей Иоанна Крестителя… А сколько прекрасных женских образов знает Православие!.. Это и великомученицы первых веков христианства, и княгиня Феврония, и Ксения Петербургская, и Матрёна Московская, и великая княгиня Елизавета Фёдоровна с духовной сестрой своей – инокиней Варварой, и огромное множество новомучениц российских… Молите Бога о нас!.. А сама Матерь Пречистая!..
«Достойно есть яко блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего! Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем» (Снова осеняет себя крестным знаменем).

Вн.: А что можем сделать мы?

Б.: А что можем сделать мы, простые христианки? Воспомянем сегодня, в Великий Вторник, историю о лепте бедной вдовицы. Ведь она, пожертвовавшая на храм совсем малую монету, пожертвовала её искренне и от чистого сердца. Так и мы, дорогие мои сестры, хоть и малое можем дать Господу, но да будет наша лепта искренней и чистосердечной!.. А ещё будем помнить о тех простых, но мудрых истинах, что каждой жене  глава муж, а мужу глава Христос, а также то, что, как пишет Святой апостол, «жены, одеваясь пристойно, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос или золотом, или жемчугом, или драгоценной одеждой, а добрыми делами»
Снова затемнение – снова ночь. Светает – наступает Великая Среда. Теперь за происходящим наблюдают и Дедушка, и Бабушка.

Появляется Отец. Он в деловом костюме. Он спешит на работу. Вскидывает руку с брелком дистанционного управления замками автомобиля. Роняет бумажник, несколько отрешённо смотрит на него и вдруг замирает.
О.: Господи! Сегодня же Великая Среда. Прости и помилуй! А ведь родители говорили:  первые три дня, по Закону Божьему, посвящены воспоминанию последних бесед Господа нашего Иисуса Христа с народом и учениками. Ведь в этот день, точнее, ночь, пришёл к первосвященникам Иуда Искариотский и продал Учителя своего и Спасителя нашего за тридцать серебренников. Не так ли мы, гонясь за высокой зарплатой, за высокой пенсией, забываем о том, что поистине высокое? Не так ли я, Всеблаже и Человеколюбче?
(Он роняет брелок и обхватывает голову руками) Как же это я?! Как же это я?! (Качает головой, не отнимая рук). И вот только прав ты, Святой апостоле Павле: «Кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот  отрёкся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8). А посему да не позволь мне, Господи, тратить деньги в лишь своё угождение!.. 
(Осеняет себя крестным знамением). Помоги избежать участи Иуды из Кариота за жалкие  монеты самого Спасителя нашего, Иисуса Христа презревшего!.. (Снова осеняет себя крестным знамением). Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!..

Снова затемнение – снова ночь. Светает – наступает Великий Четверг.
Появляется Мать. Слышится стройное сладостное, будто ангельское пение.

М.: (осеняет себя крестным знамением) Вот и пришёл Великий Четверг… В этот день Святая Православная Церковь вспоминает о том, как собрались на Тайную вечерю сам Спаситель и ученики Его. Именно ту вечерю, на которой Христос впервые и навсегда причастил будущих апостолов и вот почему важно нам и деткам нашим причаститься сегодня и именно поэтому в храмах на службах поют такую особенную молитву:
Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повеем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Очищая тело и душу свои в Чистый Четверг, вспоминаем об уроке смирения величайшего, самим Господом нашим  нам и ученикам Его преподнесённым: как умыл ноги Он будущим апостолам и не погнушался величием своим. Вспоминаем мы, как дал Он установил Таинство Причастия (Евхаристии), через которое мы причащаемся Ему и с ним находимся в благотворном общении. И чем чаще мы и наши детки приходим к Святому Причастию, тем чаще происходит это общение и в душах наших меньше остаётся скверны вражьей и похоти звериной. Вспоминаем мы, как устрашилась в Господе Иисусе природа человеческая креста смертного, как молил Он Отца, чтобы миновала Его чаша сия и как возликовало Божественное: «…не как Я хочу, но как Ты». Но что это? Кто там идёт? Не тот ли, о котором сам Спаситель сказал: «Вот идёт предающий Меня».

Слышится топот, чем-то напоминающий марш фашиствующих молодчиков. Появляются самые разные люди: и простые крестьяне, и изнеженные царедворцы, и грозные красноармейцы, и заумные интеллигенты, и «вольные художники» искусства и даже бизоноподобные «новые русские» -- все, кто отступился от веры Христовой. Лица их полны ненависти и решимости. Они пытаются увлечь за собой М., та испуганно закрывается от них рукой, но не перестаёт другой рукой осенять идущих крестным знамением. Те шарахаются, но не только идут дальше, но и пытаются увлечь за собой М.
 Появляются О., Б. и Д., поочередно закрывают её собой, неожиданно появляется В. Он тоже полон решимости.
Огненным мечом машет В., рисуя им крест.
А фоном негромко, но торжественно, по-боевому звучит песня мальчишеским голосом:
Кто защитит своих родных?
Кто ближних защитит?
Лишь только тот, кто носит крест;
А Крест – наш меч и щит!

И пусть боится всех тех враг,
От тех пусть он бежит,
Кто носит крест, Кто носит крест,
А Крест – наш меч и щит!

Когда-то Крест являл всем смерть,
Теперь её разит,
Теперь, кто носит в сердце крест,
Тому он меч и щит!

Кто принял все грехи за мир
И Ад Он победит,
В одно нас всех объединит,
Наш Крест – наш меч и щит!

В.: Когда-то папа мне рассказывал, что когда-то, а точнее, во времена Древнего Рима, крест служил орудием казни, причём казни самой тяжёлой и самой позорной. На кресте распинали грабителей и убийц, разбойников, одним словом, и они, будучи прибитыми к перекладинам, умирали медленной и мучительной смертью. Так оказался на кресте и Спаситель наш, Иисус Христос, самый безгрешный среди самых грешных.

Затемнение. Наступает Святая Пятница. Звучит «Кресту Твоему» хора Раифского монастыря.
После окончания отрывка В.продолжает:
Он, действительно, принял на себя смерть за мир. И я когда был маленький, понял так, что принял он смерть за не-войну. И поэтому, когда папа спросил меня, кем я хочу стать, ответил: «Военным». А когда папа строго спросил: «Что людей убивать будешь?», добавил: «Так я же не договорил – военным врачом». А позже я узнал, что у многих людей, принявших на войне смерть ради других, часто находили небольшой клочок бумаги, на котором были выведены слова самого Спасителя нашего, Иисуса Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». А Он, Господь наш, Иисус Христос, положил душу за всех нас. И это случилось как сегодня, в Страстную Пятницу…

    Звучат удары колокола, затем отрывок из стихотворения А.И. Устиновой «Распятие».

Плакали звери, и плакали птицы,
На листьях деревьев роса, как слеза.
И лица свои закрывали зарницы,
И Ангелы Света закрыли глаза.

И скорбная Матерь глядела на Сына,
Впитал Её слёзы Голгофский песок.
Ей в сердце гвоздями впивалась кручина,
И бил молоток в воспалённый песок.

А люди, верша своё чёрное дело,
Не ведали, что распинают Любовь,
И плакали жёны, и небо скорбело,
Но мир обновила Господняя кровь.

Затемнение уходит. Наступает великая Суббота.
На сцене появляется Вн.

Вн.: (Осеняет себя крестным знамением).Б. говорила, что одна из заповедей Господних: «Шесть дней трудись, а седьмой Богу отдай». И хотя имеется в виду день выходной, должный быть посвящённым Спасителю нашему, Иисусу Христу, этот день, Великую Субботу, тоже забывать нельзя. Да, мы, православные христиане, скорбим в этот день, но и радуемся тихой непередаваемой радостью, ибо верим – «Воскреснет Бог, и расточатся врази Его». А ещё говорили мне: «Вера без дел мертва» и поэтому к Светлому Христову Воскресению я сделала много добрых дел.
Ещё утром я выучила песню, славящую Творца «Бог, наш Создатель» и сейчас её всем спою.
 Исполняется песня «Бог, наш Создатель» (музыка и слова Г.Гселя).
Сияет солнце в вышине:
Всё это создал Бог;
   Он – наш Создатель,
   Он – наш Отец, Господь, Господь.
Цветы в полях, в лесу зверей –
Всё это создал Бог;
Он создал всё для нас, людей, --
Всё это создал Бог;
А ещё я сделала ангелочка. Взяла два листа бумаги. Одну свернула так, будто колпак Буратино. Потом обрезала верхушку, и у меня получилось что-то вроде юбочки. К ней  я приделала головку и крылышки. Добавила ручки, а после всего нарисовала лицо и раскрасила. Ангелочек получился славный!..
Вместе с мамой мы красили куриные яички, а бабушка поделилась рецептом пасхального кулича.
(Молитвенно складывает руки) Господи, благослови!   
 Звонит Пасхальный благовест—наступает Светлое Христово Воскресение. Вн. всплескивает руками и убегает. Через некоторое время появляется вся Семья: радостная, празднично одетая, с куличами и яйцами. Дети танцуют и фоном звучит песня:
Д.: Повсюду благовест гудит,                Б.: Вот просыпается земля,               
Из всех церквей народ валит.                И одеваются поля,
Заря глядит уже с небес…                Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!                Христос воскрес! Христос воскрес!

О.: С полей уж снят покров снегов,                М.: Мир торжествует и поёт,
И реки рвутся из оков,                И веселится весь народ
И зеленеет ближний лес…                Несётся возглас до небес:
Христос воскрес! Христос воскрес!                Христос воскрес! Христос воскрес!
В. и Вн. пляшут при последних словах, а по окончании три раза восклицают в зал: Христос воскрес! После этого Семья дарит пасхальные подарки зрителям.