О сверхчеловеке

Евгений Терещенко
«Идея сверхчеловека стара, как мир. В течение веков и сотен веков своей истории человечество жило с идеей сверхчеловека. Сказания и легенды всех древних народов полны образов сверхчеловека. Герои мифов, титаны, полубоги, Прометей, принесший огонь с неба; пророки, мессии и святые всех религий; герои волшебных сказок и эпических песен; рыцари, которые спасали пленных принцесс, - все это образы сверхчеловека».
П.Успенский.

В какой-то момент всемирной истории идея «сверхчеловека» была основательно подзабыта, и когда в 19 веке ее вновь воскресил Ф.Ницше, для многих она стала откровением. Возникли вопросы: закончилась ли эволюция человека на земле, возможно ли появление на ней «сверхчеловека», каковы должны быть его внутренние и внешние качества.

Мое представление о сверхчеловеке, конечно же, субъективно и далеко отстоит от его понимания у Ф.Ницше. Рассмотрю для характеристики гипотетического сверхчеловека следующие человеческие качества:

а) физические качества.
б) интеллектуальные качества.
в) эмоциональные качества.
г) качества характера.
д) нравственные качества.

а) На мой взгляд, по своим физическим параметрам «сверхчеловек» должен быть мало восприимчивым к голоду, холоду, жаре, жажде, боли. Его тело должно быть крепким, выносливым и закаленным. Знаменитый греческий философ-киник Диоген Синопский, для укрепления своего тела, зимой обнимал холодную статую, а летом валялся на раскаленном песке. Стремясь к совершенству, он осознавал, что хилое и болезненное тело явится для этого серьезным препятствием. Знаем мы также и о многочисленных подвигах религиозных аскетов, стремящихся к святости.

б) Полагаю, «сверхчеловек» не обязательно должен обладать блестящим логическим аппаратом, так как основным для него станет интуитивное восприятие мира и принятие решений. При этом, по сравнению с обычным человеком, «сверхчеловек» будет существом по настоящему разумным, то есть объективным и беспристрастным в самооценке и оценке окружающих.

в) В этом пункте трудно не ошибиться, но, мне кажется, «сверхчеловек» не будет нуждаться в наших произведениях искусства. Они будут казаться ему, слишком бедными, по сравнению с самой жизнью, с открытыми для него внутренними сокровищами духа.

г) Этот пункт не вызывает у меня особых сомнений.
«Сверхчеловек», на мой взгляд, должен быть олицетворением всех лучших человеческих качеств характера. Он должен быть терпимым, снисходительным, уравновешенным, деликатным, бескорыстным, волевым и т.д.

д) Как существо нравственное, «сверхчеловек» должен быть полностью лишен эгоизма и всех остальных известных нам человеческих пороков. Бескорыстная любовь и сострадание должны быть для него так же естественны, как физиологические функции.

Все перечисленные качества можно условно назвать «количественными», они могут быть по отдельности свойственны обычным людям. «Качественное» же отличие «сверхчеловека», на мой взгляд, должно состоять в том особом, непосредственном восприятии мира, о котором нам говорят великие мистики, святые, и о котором мы, обычные люди, не имеем представления.

В приведенной здесь характеристике я выразил свое представление о «сверхчеловеке», но его, конечно же, можно понимать иначе. Можно представить "сверхчеловека», в виде атлета, без нервов и эмоций, с накачанной мускулатурой и, одновременно, как великого интеллектуала, с феноменальной памятью.
Но лично мне подобный «сверхчеловек» не по душе. Если он будет лишен таких качеств, как нежность, по отношению к женщинам и детям, как добродушие, отзывчивость, чувство юмора, то это будет, скорее, «недочеловек», чем «сверхчеловек». Сам же вопрос о том, возможен или невозможен «сверхчеловек» на земле, в том или ином образе, для меня остается открытым.