Олег Маслов всё остается людям

Александр Бельский Город Орёл
«В моем мгновении сто лет,
Но после этого мгновенья,
Раскинув руки, поплыву
В миры любви и вдохновенья».
                Олег Маслов

Мы на выставке. Некоторые полотна понравились более, другие – менее. И вдруг – потрясение, шок! Одна картина поразила яркостью, сочностью, правдивостью. Взрослые и юные посетители раскрыли рты от изумления. На табличке надпись: «Олег Маслов. «Легенда об Орле». Художник был мне неизвестен, и я захотел узнать о нем и его творчестве, рассказать людям о талантливом человеке.  Позвонил ему, и мы встретились…   
Олег Сергеевич Маслов родился 18 сентября 1949 года в Брянске. Сколько себя помнит — рисует. Сказалась, наверное, наследственность: хорошо рисовал отец. Созданный им портрет Чапаева остался в памяти Олега навсегда. Брат отца – дядя  Толя – писал  маслом, владел большой библиотекой по искусству. Олег до сих пор благодарно хранит у себя подарки дяди – две драгоценные книги: «Техника акварельной живописи» и «Рисунки старых мастеров». Маслов стал заниматься в изостудии Брянского Дворца культуры железнодорожников. Руководителем изостудии была личность редкая – Виктор Васильевич Воробьев – фронтовик, артиллерист, израненный на войне, с отличием окончил Всероссийскую Академию художеств. Воробьев прививал любовь к жизни, воспитывал умение выражать на бумаге впечатления, сыпавшиеся, как из рога изобилия.
Из Брянска семья Масловых переехала жить в станицу Восточная Усть-Лабинского района Краснодарского края, на родину предков матери.
Перемена мест, лавина эмоций, накопление увиденного, осмысление, познание самого себя и мироздания, оценка достоинств и ошибок, сомнения и мечты – вот что будоражило юную душу. А с чем сравнишь безграничное чувство счастья, когда ты молод?!
По просьбе отца отправился Олег в Черные земли Калмыкии. Он так эмоционально рассказывал мне о ровных,как столы, калмыцких степях и идущих за десятки километров от него, сайгаках, похожих на точки, что я отчётливо представил эту живописную картину. Здесь, в степях, он трудился целый год чабаном, объезжая коней. На заработанные деньги был построен дом в Брянской области, где ныне живут мама, Наталья Яковлевна, и младший брат Сергей. Школу Олег закончил в Донецке. На память школе оставил живописный портрет Сергея Есенина... Потом были служба в армии, учеба в институте живописи, архитектуры и скульптуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР. Учился на факультете живописи у лучших преподавателей того времени – академика  Юрия Непринцева, народного художника РСФСР Александра Романычева и Олега Еремеева – нынешнего ректора института. Только много позже оценил Олег Маслов глубину и важность каждого сказанного ими слова. Подойдет, бывало, опытный мастер к холсту студента, то мазок сделает, то подскажет какой-нибудь технический прием, и сразу шире открываются глаза молодого художника. Но самое главное – деликатность обучения: мэтры не ломали, а раскрывали индивидуальность и присущие только ей качества.
«Банальных тем нет, есть банальные решения» – излюбленное  высказывание, кредо преподавателей. В  альма-матер царила атмосфера жажды познания, веселья в труде, искренности и дружбы, мастерства, познания тайн, любви к Отечеству, к своим корням, уважения к своему народу. А как увлекательно было создавать копии мировых шедевров! К примеру, «Данаи» Тициана. Познание секретов мастерства гениальных живописцев – это великая школа. Олег Маслов постигал анатомию профессионализма, значимость реалистической живописи.
И самый важный, самый таинственный вывод явился не сразу, но вспыхнул, как молния, – надо оставаться самим собой. Он учится всю жизнь, наслаждается, познавая новое, А учителя какие! Леонардо да Винчи и Энгр,                И.Е.Репин и В.И.Суриков, К.П.Брюллов и А.А.Иванов, И.Н.Крамской и                Б.М. Кустодиев, А. И. Куинджи и Ф.А.Васильев.
Интересы Олега Маслова необычайно широки. Он обожает Данте, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина, А. К. Толстого. Олег и сам с детства сочиняет стихи. Среди кумиров-композиторов – В.A. Моцарт, П.И.Чайковский, С. В. Рахманинов, Г. В. Свиридов. Когда пишет картины, нередко слушает любимые мелодии.
В 1980 году Олег Маслов приехал в Орел, на родину предков отца. Плодотворно работал: завершен цикл «Княжеская и царская охота на Руси», созданы портреты известных людей, пейзажи России, натюрморты.
На его счету более трехсот произведений. Когда всматриваешься в его творения, то испытываешь состояние чуда, праздника и удивления, как будто ты очевидец пиршества красок и касаешься «буйства глаз и половодья чувств». Я, например, как ошеломленный, смотрел  на изображение жеребенка в высокой траве и даже почувствовал ветер, кружащийся в этой траве.
Восторг перед аурой Орловского края, гордость за орловцев постепенно привели Олега Маслова к мысли о написании картины «Неиссякаемый родник». С 1982 года художник начал собирать исторические и этнографические материалы для создания картины. Работа была невообразимо тяжелой, но захватывающей.  Полотно получилось внушительное: шириной 5,5 м и высотой 3 м. На уникальной картине изображены выдающиеся люди Орловского края, послужившие Отечеству: 58 конкретных лиц! Разумеется, достойных имен гораздо больше, но замысел композиции не позволил включить всех. Увиденное завораживает, волнует  недра памяти, заставляет приходить сюда еще и еще. Те, кому посчастливилось побывать у «Неиссякаемого родника», считают, что картину нельзя закрывать от людей, орловцы и гости города должны ее видеть и знать, каким богатством мы обладаем.
– Картина могла бы не состояться, если бы не постоянная основательная помощь Александра Юрьевича Костерина и его фирмы, – сказал Олег Маслов.
– Спонсоры предоставили мастерскую для такого огромного полотна, закупили холсты и краски. Горячий отклик и заинтересованность проявил почетный гражданин города Орла  Иван Георгиевич Тимохин.
Полотна орловского художника оценены и в нашей стране, и за рубежом. Их закупили для частных коллекций в США, Англии, Франции, Германии, Объединенных Арабских Эмиратах, Швеции и Финляндии.
Впереди у живописца немало замыслов, он торопится сделать как можно больше. Его волнует тема бренности и значительности бытия, беспокоит
вопрос: кто мы и что оставим нашим внукам? Смысл труда художника Маслов видит в необходимости делиться с людьми тем, чем восхитился, а самовыражение – это то, что ты любишь, чем восторгаешься  , что ненавидишь, и только время расставит все на свои места.
–  По существу все остается людям, – резюмировал  О. Маслов.
– Мы живем друг для друга. Если мы это поймем, то тогда у нас все будет замечательно. Главное, чтобы были не слова, а поступки. Как в Евангелии сказано: «По делам его...».

[Статья  Александра  Бельского об Олеге Маслове  опубликована в газете «Просторы России» ( 31 июля. – 1998. – С.7)].