Не любо-не слушай!

Наталья Литвинская
               
               

                Скоморошина по сказкам С.Писахова
   
                Собирайтесь, люди добрые,
                Собирайтесь, очесливые,
                На гульбище да на игрище,
                Да на ярмарку развеселую!
                Там потешники да насмешники,
                Да раешники - скоморошники,
                Станут говорить – выговаривать,
                Черно-набело выворачивать.
                Да про те времена да про нынешни,
                Да про все времена стародавние,
                Когда девки-то на радуге каталися,
                А ребята с ясным месяцем  браталися!    
         
                ***               
                От Мезени до  Печоры,
                От Онеги до Двины
          Ходят слухи, что поморы-
                Балагуры да вруны!
   
                Тары-бары, растабары,
                Два - ста по сто, раз и два,
                Первосортные товары-
                Переливчаты слова!   

                Говорливы да пригожи-
                Даже глазом не моргнут,
                Не корзины, не рогожи-
                Небывальщину сплетут!

                Тары-бары, растабары,
                Три кукушки, пять сорок,
                Сказок полные амбары
                Заготовили мы впрок

                Распахни пошире уши,
                Как в избу для гостя дверь,
                А не любо – так не слушай,
                Хочешь – верь, а хошь – не верь!2.
 
         Появляется кукла – Петрушка, прохаживается по ярмарке.

                Как по ярмарке да по праздничной
                Ходит молодец да удалой купец.
                Не кафтан ли ищешь рыта бархата?
                Не сапожки ли да сафьяновы?
                А не яблочко ль красен – бел налив?
                Аль охоч ты до пива пенного?
                Аль рубли у тебя неразменные?

       ПЕТРУШКА   Эки  девки вы бестолковые!
                Мне не жалко рубли целковые!
                Не за платьем пришел я свадебным –
                Мне товары иные надобны –
                Не за бусами, не за ситцами,
                За присказками – небылицами!

    Про наш Архангельский край, про деревню Уйму, столько всякой неправ-
    ды да напраслины говорят, что задумала я рассказать все, как есть у нас,
    всю  сущую правду. Кругом народ  знающий, ушлый, соврать не дадут!
    Вот говорят, что у нас как ни есть весь народ темный! Ну че врут! Зимой
    у нас и вправду потемень, а летом круглы сутки светло – мы и не спим!
    Днем работаем, а ночь – к зиме готовимся – северно сиянье собираем да
    сушим. Бабы у нас работящи, на перекурошну сижанку время не тратят –
    северно сиянье пучками вяжут, на подволоку подвесят, и висит оно себе –
    не сохнет, не дохнет!  А к темному времени опять отживается. Зимой дру –
    гой раз жарко, душно – не продохнуть, а дверь открыть нельзя – мороз
    градусов триста! А возьмешь северно сиянье, теплой водичкой смочишь
    и зажжешь. И светло так горит,  и воздух очищает! 
    А то еще приспособились наши  девки  северно сиянье  заместо лент в косы
    вплетать. Страсть как красиво! Друга и ряба, и тоща, тела вот нисколечко
    нет, и  одета незнамо во что, а как северным сияньем опояшется  да воло-
    сики  оплетет – так ровно малиновым светом заливает!

                По весне, как запоет веселый дрозд,
                Наши девки наберут лукошко звезд,
                Понавешают на шею да на грудь,
                А иные прямо в косы заплетут.
                Словно огненные ленты из парчи,               
                Засияют в косах звездные лучи.
                Из остатков смастерят для простачков
                Две пригоршни неразменных пятачков.

                Ой вы, сашки – канашки мои,
                Разменяйте – ка бумажки мои,
                А бумажки все целковые,
                Наши девки все толковые!
                А бумажки все цветастые,
                Наши девки языкастые!

Вот вы спросите, люблю ли я песни? Да без песен, коль хошь знать,
внутрях у нас одни потемки!  Песней мы себя, как лампой, освещаем!      
Песней мы нутро свое проветриваем, как избу полыми оконцами. Вот
еще говорят – в Москву за песнями! Это так зря говорят. Сколь в Москву
не ездили, а песен не привозили ни разу! А петь - то как хочется! Вот из –
за  песен со мной разные истории и приключаются!
     Раз ввечеру воротился мой мужик с работы сердитый. Мужик – то у меня
большой ругатель! Ходит, окоем, по горнице и слова разны сыпет! Ну прямо
без удержу! Да уж тако сыпет! Ну прямо кидает и руками поправляет, чтобы
куча выше была. Ну, думаю, ладно! Пущай себе проминается. Я тихим мане-
ром – да в сторону, да в ту, где девки наши поют. Да и до девок-то не дошла.
Мимо песня текла, широкая такая, гладкая! Как тут устоишь? А, думаю, была
не была, пуп не надорву, золоту слезу не уроню! Села это я на песню верхом,
и понесло меня! Да все выше и выше! Девки петь перестали, по домам разо-
шлись, а меня все еще несет! Ой, мамоньки, куды, думаю, меня вынесет!
Глядь – а впереди радуга! Я в радугу вцепилась, уселась покрепче – и  поеха-
ла! Да така гладка, така ровна радуга попалась – ни сучка, ни занозинки! Еду
в радужном сверкании, пою от удовольствия!
               
                Прямо по небу легла
                Пестрая дорожка!
                Семь залетных я впрягла
                В солнечные дрожки!
               
                На сияющих конях
                Я лечу с разбегу,
                Понесли они меня
                Над родной Онегой!

                Красный конь узду грызет,
                Желтый машет гривой!
                Эй, залетные, вперед,
                Резвы да игривы!

                Вьется искристая пыль –
                Эко загляденье!
                То ли сказка, то ли быль,
                То ли наважденье!   

Пою – то пою, а сама радугу под собой сгинаю да концы ее в нашу деревню
правлю, к своему дому. Да в окошко, да с песней по радуге в избу-то и вка –
тилась!  мужик-то мой  бегает вокруг дома, всю улицу руганью усыпал, аж сосе-
ди  спотыкаются! Ну которы шибко крепки слова, те я опосля в колодец побросала. Глядь - соседка, перестарок, по мне ужо и причитанье составляет – мужика мово обхаживает! «Ой, твою-то видать, невесть куды унесло, ее-то,поди, и в живности-то нет, ты, ужо, поди и вдовец!» Вот курва эдака! Унесло! Ну, думаю, ладно! Согрела это я самовар, шаньги на стол выставила, семгу ломтями нарезала – жду, че будет. А самовар-то мой горячий сверкает, ровно солнце, руки в боки, пар пустил до потолку, да насвистывает – песню поет! Мужик с улицы вернулся, сел в угол и глядит на меня, как топор на пень. Видать, слова-то все кончились! Я глядела-глядела,да подхватила самовар под ручки и пошли мы с ним по избе – самовар на
цыпочках, на цыпочках, а я – всей ногой, всей ногой!

                Полыхает в небе радужный пожар,
                Закипает, закипает самовар!
                Эх, березова лучина моя!
                Эх, еловая растопочка моя!

Печка в углу напыжилась, сначала на нас и не глядела, да не выдержала,
присела, попыхтела, загремела заслонкой да по избе – павой, павой! А за
ней мы с самоваром – парой, парой!

                Ну ты, хозяйка,гулять – так гулять!
                Даже печь не могет устоять!
                Эх, березова лучина моя!
                Эх, еловая растопочка моя!

                Ох да не отмочен белый мой ленок,
                Не колочен мой милой муженек!
                Эх, березовой лучинушкой!
                Эх, еловоей растопочкой!

   Тут и мужик мой не удержался, ногой об пол притопнул да подхватил:

                Не заточены коса да борона,
                Не колочена строптивая жена,
                Эх, березовой лучинушкой,
                Эх, еловоей растопочкой!

                И така тут у нас гульба пошла!

                Миски – плошки вертятся вьюном,
                Ну гульба – вся изба ходуном!
                Эх, березова лучина моя!
                Эх, еловая растопочка моя!

                Бык – вприсядку, телки водят хоровод,
                Всяка живность закружилась и поет –

                Бе – березова лучина моя!
                Ме – еловая растопочка моя!

                Топай громче – али жалко каблуки,
                Бей в ладоши – али руки коротки!
                Эх, березова лучина моя!
                Эх, еловая растопочка моя!               

Так что чай в тот раз пили мы без ругани. И весь вечер мужик мой меня
«ягодиночкой» да «светиком» величал! Хошь – верь, хошь – не верь, а нелюбо – не слушай!
                Как, ребята, вы решитесь
                Прокатиться с ветерком,
                Враз на радугу садитесь
                И езжайте прямиком!

                Пестра – радужна дорожка
                Вас домчит быстрее птиц,
                Ждут вас шаньги да морошка,
                Да лукошко небылиц!

                Леший поутру с похмелки
                Мухомор заваривал,
                Ну а заяц вместе с белкой
                Трепака наяривал!               

                Распахни пошире уши,
                Как в избу для гостя дверь,
                А не любо – так не слушай,
                Хочешь – верь, а хошь – не верь