Детство и море

Граф Толян
                Моё детство.
               
Моё детство прошло в одном из районов Риги, был тогда там военный городок. Его так называли потому, что жили там в основном семьи военнослужащих. Вокруг городка были окопы, которые остались со времён войны. Мы любили играть в этих окопах в войну, но никто не хотел быть немцем. Еще у нас была большая канава с водой и маленькое озерцо в старинном небольшом парке со старенькими дубами. Зимой канава и озерцо замерзали и мы ходили на них кататься. Настоящих коньков тогда у нас не было. Мы выстругивали их из дерева в форме лодочки, просверливали отверстия и веревочками привязывали их к ботиночкам. Потом уже нам с сестрой купили коньки одну пару на двоих. Они назывались снегурочки, носик у них был закругленный, чтобы дети меньше падали, когда наезжали на какой-нибудь бугорок. Их прикручивали ключиком к ботиночку. Позже мне уже купили коньки - хоккейки, они уже были по размеру и прикреплены к ботинкам. Хоккейные клюшки мы тоже делали сами, правда они очень быстро ломались. Когда приходила зеленая красавица весна, мы делали из коры кораблики, вставляли в них выструганную палочку с парусом из бумаги и разукрашенным флагом, а внизу вставляли щепочку и пускали кораблики в воду. Из веток от деревьев делали луки и стрелы или рогатки и из них стреляли в эти кораблики. Побеждал тот, кто первый попадал в кораблик. Как-то ночью, мне приснился очень красивый сон, что мой маленький кораблик выплыл в синее море и к нему подплыл маленький дельфинчик. Он стал плавать вокруг кораблика, а потом подплыл под него и кораблик оказался у него на спинке. К нему подплыли другие дельфинчики и все по очереди тоже стали также играться с ним. Солнышко на небе как будто улыбалось, глядя на эту картину. Потом появилась злая, серая, зубастая акула и стала подплывать к моему кораблику, она хотела его разломать, чтобы навредить дельфинчикам. Солнце как то вдруг нахмурилось, и стала направлять свои горячие лучи прямо в глаза акуле, чтобы ослепить её, но она погрузилась в воду и снова всплыла. Морская вода вокруг акулы стала серого цвета. Но это всё не помогло заставить акулу уплыть, она упорно плыла к кораблику и уже подплыла очень близко и открыла свою пасть, чтобы острыми зубами разломать кораблик. И вдруг из воды выпрыгнула рыба меч и в падении ударила своим мечом акулу по голове. Акуле стало больно, она закрыла пасть и остановилась. Тут появилось много больших дельфинчиков и стали подплывать к акуле. Их было так много, что она испугалась и уплыла.

                Немного о наши детях.

        Доченьку, когда она уже начала понемножку ходить, маме (моей жене) надо было сбегать в магазин, который был совсем рядом, и оставить её дома одну. Она усадила её на диванчик, дала всякие игрушки и сказала: жди меня здесь, я сбегаю в магазинчик за молочком, чтобы сварить тебе кашку. Купив молочка, жена побежала домой и увидела, что доченька стоит на подоконнике и смотрит в окно, увидев маму она заулыбалась и начала ладошками стучать по стеклу. Затем она попыталась слезть с подоконника на стульчик, который она перед этим как то придвинула к окну, чтобы увидеть маму. Слезть на стульчик у неё не получилось и она упала на него, а с него на пол, ушиблась не сильно, но видимо больно и заплакала. Жена долго успокаивала её и гладила по головке, потом дала ей конфетку с красивым фантиком и доченька успокоилась. Еще с ней был случай на пляже в Юрмале. Она около водички делала из песочка и формочек разные фигурки. Мама была рядом и разговаривала со знакомой женщиной. И тут они увидели мужчину с собакой, который проходил недалеко от них. Они стали наблюдать за собакой. Доченьке в этот момент понадобилась водичка и она с формочкой пошла за водой. Зайдя в водичку, где ей было по колено, она встала на коленки, чтобы наполнить формочку. Увидев на дне какой то камушек, она опустила личико в воду и стала рассматривать его. Ей уже стало не хватать воздуха, но она не догадывалась поднять своё личико из воды и уже начинала глотать морскую воду вместо воздуха. Мама уже подбежала к ней и подняла из воды её на руки. Потом, когда дочка выросла, мама рассказывала ей, как она хотела выпить всё море. Вообще доченька была очень умной и сообразительной. Например, когда мы шли с ней домой из садика, она мне говорила: папа у меня очень устали ножки, возьми меня на ручки. Я ей отвечал, что у меня руки заняты её сумочкой и пакетом. Тогда она подумав, давала мне совет, как это сделать. Я беру её на руки, а она, как бы держит вещи на моих руках, чтобы мне было легче.
Сын старше дочки на пять лет. Он очень заботился о сестричке. Возил её коляску на улице и если она капризничала, пытался её успокоить. Став постарше, он охранял её не давая никому обидеть. Когда мы покупали конфеты, то делила их доченька на нас четверых. Потом она спрашивала остались ли у нас конфеты, которые она делила. Конечно же они всегда оставались. Тогда она предлагала их честно разделить и после этого делила ещё и конфеты братика. И вся счастливая относила их в свой уголочек.


                Наши игры с внученькой.

        У нас с женой есть внученька, красавица, с синенькими глазками, (поэтому её родители назвали Синтичкой) и золотыми волосиками, как у её мамочки, нашей доченьки.
         Я уже восемь лет, как стал дедушкой ( моя внученька называет меня: дед, в обед сто лет. Наверное потому, что медлительный. А вот бабушку, называет бабочка. Она очень быстрая, наши дети такие же. Внученька тоже очень подвижная, явно не в меня. Она очень любит со мной играть. Когда была поменьше, я ей рассказал про свой сон о моём маленьком кораблике. Тогда она сказала: дед давай играть в кораблик, ты будешь капитаном, а я буду хозяйкой этого кораблика. Давай, как будто мы поплывём в другую страну (где не растут ёлочки ) и повезем туда новогодние ёлочки и красивые ёлочные игрушки, чтобы они могли встретить Новый год и тогда к ним придёт Дед мороз и снегурочка с подарками. Я сказал: что это очень трудно сделать, потому что в море нас ждет очень много опасностей. Но она меня успокоила и сказала: что у неё будет с собой волшебная палочка и её друзья добрые феи вингсы и они нам помогут преодолеть все опасности. Тогда я согласился. Мы сели на большой диванчик (это был наш кораблик), она усадила на него свои мягкие игрушки. Это был наш экипаж. Там был и тигренок, которого звали Полосатик, он у нас был боцманом, а львёнок и остальные были матросами. Она сказала: капитан ты занимайся погрузкой ёлок и игрушек и не забудь погрузить продукты, а я буду готовить свои наряды. Мы с Полосатиком и матросами занялись погрузкой. Тут она как бы вышла из своей каюты и вдруг увидела, что на наш кораблик пытаются напасть плохие роботы, чтобы испортить нам груз и сказала об этом мне. Я предложил, что надо полить на них воду из шланга, чтобы они заржавели и у них испортились батарейки. Нет, сказала она, это не поможет, справятся с ними могут только вингсы, которых она их уже отправила. Тогда эта проблема быстро решилась и роботы просто исчезли. Когда мы закончили погрузку, я спросил в какую страну мы повезём ёлки, и сказал: что мне ещё нужна карта. Она сказала: что это будет Испания, Тенеррифи (они там отдыхали с родителями), и дала мне карту, взмахнув волшебной палочкой над листочком бумаги. Я сказал, что всё готово и мы можем начинать плавание. Но тут к нам в комнату зашла бабочка (родители внученьки были на работе) и сказала: что готов обед и надо идти кушать на самом деле. Мы еле уговорили внучку сделать перерыв в игре, чтобы пообедать. После обеда, мы начали наше путешествие в далёкую страну Испанию. По дороге у нас было очень много приключений. Нам попадались и айсберги (большие ледяные горы в воде), и встретился огромный кит, который мог перевернуть наш кораблик, и подводные вулканы, попадали мы и в сильные шторма, когда я чуть не упал в воду и мог утонуть. Тогда она, на самом деле испугавшись, прижималась ко мне, обнимала меня, как бы удерживая, чтобы я не упал в воду. Всё кончилось благополучно. Айсберги таяли от взмаха её волшебной палочки, а остальные проблемы она решала своими ручками, делая ими как бы волшебные движения, успокаивала бушующее море и  вулканы. Мы потом часто играли в кораблик и всё повторялось, пока она не пошла в первый класс.

Была у нас и другая игра. Ей купили родители детскую палатку. Они часто по выходным дням, летом ездили на природу и когда днём внученьке надо было спать, они укладывали её в эту палаточку, она была её домиком. Так вот у неё дома, мы с ней тоже устанавливали эту палаточку, а позже, когда она уже подросла, делали ей домик из подручных средств. Она, как и её мама, когда была маленькой, всегда хотела чтобы у неё был свой домик. А играли мы с ней так, она открывала окошко или дверку в палатке и я должен был находиться рядом (так как я палаточку не помещался). Если она меня зачем нибудь отправляла, то иногда к дверце подкрадывался серый волк и моим голосом просил открыть дверку, но она его всегда узнавала по голосу, как бы он не старался, и прогоняла его. Ему всегда не везло. И ещё в домик часто хотели попасть плохие роботы. Мы их ловили и сажали в тюрьму под диван, чтобы они там исправились. Потом они становились хорошими и охраняли Синтичкин домик. Когда Синтичке надо было днём спать, она просила бабочку рассказать сказку. Бабочка сначала рассказывала ей сказки из старины, а потом всякие интересные случаи из нашей жизни. Она сначала очень внимательно слушала их, иногда задавала вопросы. Затем просила погладить её и тогда, закрывая свои удивительные синии глазки и держа бабочку за ручку, засыпала. Если спать укладывал её я, то рассказывал ей всякие удивительные морские истории или про морских рыб. Морские рыбы очень хорошие, особенно дельфины, и есть очень красивые. Были случаи, когда дельфины спасали тонувших моряков. Также и моряки помогали рыбам, когда им грозила опасность. Был такой случай. Мы, на большом судне (оно было, как рыбный завод на берегу) дрейфовали в океане и к нам подходили маленькие суда и грузили нам рыбу которую они сетями ловили в океане. У одного такого судна в сетях запутался морской львёнок и как то всё время жалобно попискивал. Хоть и говорят, что нем как рыба, но на самом деле они не немые и издают определённые звуки. За этим судном плыл другой морской лев, побольше. Может быть это была мама этого львёнка. Рыбаки подняли сети вместе с запутавшимся львёнком, освободили его из плена и аккуратно подтолкнув его длинными щетками в контейнер, в котором они грузили нам рыбу, перегрузили его к нам на судно, потому что у нас была специальная палуба с наклоном, по которой можно было скатиться или сползти прямо в воду. Мы длинными щетками бережно вытолкнули львёнка из контейнера и он на своих ластах переваливаясь с боку на бок спустился в воду, где совсем не далеко ждала его мама. Они подплыли друг к другу издавая какие то нежные звуки и совсем рядом уплыли в свои океанские просторы. Ещё к рыбакам в сети попадались такие большие рыбы как рыба меч, у которой была сильно удлиненная верхняя челюсть и она ей могла поражать мелких рыб которыми кормилась. Она часто выпрыгивала из воды и её заостренный меч сверкал на солнце. Скорость передвижения в воде доходила до ста километров в час. Поэтому если на её пути находился какой ни будь предмет, она протыкала его, не успевая при такой скорости изменять направление своего движения. Ещё попадались рыба капитан, у неё на теле расположены светящиеся пятнышки, похожие на начищенные металлические пуговицы на кители моряка, морские черепахи которые бывают больше метра и живут они до 80-ти лет. Конечно рыбаки их выпускали снова в воду.

После наших сказок внученька сладко засыпала и ей иногда снились удивительно красивые сны. Однажды, уложив её в кроватку, я постелил рядом с кроваткой коврик и в одежде прилёг рядом. Попросил Синтичку рассказать мне про какой ни будь свой сон. Она согласилась и рассказала, как во сне оказалась на острове в волшебной стране и с ней там происходили удивительные приключения. Слушая её, мне стало так спокойно и хорошо на душе, что я сам чуть не задремал.
Ещё у нас есть дачка с небольшим участком земли. Для внученьки есть батут, на котором она очень любит прыгать, но обязательно надо чтобы кто ни будь смотрел как она это делает. Есть также новус, она уже умеет расставлять шайбочки и двигать кием. Умеет играть в шашки, ставить на доску шахматные фигурки и их передвигать, играть в лото, детское домино, и дартс. Я научил её выжигать от солнечных лучей увеличительным стеклом на фанерке буквочки и цифры а также разжигать маленький костёр. Над костром стоит перекладинка на рогатках и она подвешивает свою посудинку, наливает водичку, ложит разные листики,  травку (это у неё всякие специи, как у мамы) и ещё маленькие камушки, это мясо. Разжигает увеличилкой костёр и варит борщ. Или на шампур насаживает листики, ставит его на рогатку и готовит шашлык. Потом мы все это "пробуем" и всегда очень вкусно и мы просим добавки. Когда на дачу после работы приезжает её мама, то устраивает олимпиаду. Участвуем мы вней все. Выбираем жюри, которое оценивает у кого первые три места по соревнованиям, затем идёт награждение шоколадными медальками и подарками, которые привозит дочка. В программу обычно входят: прыжки на батуте, кто выше; бег, кто быстрее; прыжки в длинну; танец под музыку; дартс, кто метче кинет дротики и наберёт больше очков. Обычно всегда первое место и золотая медаль у Синтички.

Когда мы с бабочкой были заняты, то Синтичка смотрела по своему планшетнику всякие мультики: про бегемотика, который боялся прививок, Маша и медведь, про вингсов, добрых волшебных фей, "Ну погоди" и другие.
Кстати, когда я ходил в море на самом деле и звонил ей по телефону, она спрашивала: дед, как у тебя идут дела? Если я ей отвечал, что очень много работы, то она тут же, по телефону отправляла мне своих хороших роботов, они должны были мне помогать, чтобы я быстрее вернулся домой и мы смогли бы с ней играть. 

                Уроки вышивания и труда.

Я учился сначала в начальной школе, были у нас очень интересные уроки труда, на которых я научился вышивать, выпиливать лобзиком всякие полочки и даже выжигать надписи и картинки. На уроках по вышиванию, нас сначала научили вставлять нитоку в игольное ушко, завязывать узелочек и пришивать пуговичку к тряпочке, крестиком или дорожкой. Потом надо было приносить из дома деревянный маленький обруч,  специальную тряпочку с цветным рисунком, цветные нитки, (мулине). Тряпочка вставлялась в обруч и натягивалась. На ней в рисунке (у меня была башенка со звёздочками) были цветные квадратики, для вышивания крестиком и нитками цвета этих квадратиков. Получалось очень красиво. А мама научила меня зашивать маленькие дырочки на носках и чулках, тогда не было капроновых чулков. Сама она штопала дыры на шерстяных носках при помощи электрической лампочки, которую вставляла во внутрь носка и обшивала большую дырочку. Была у неё и механическая швейная машинка "Подольск", одной рукой надо было крутить колёсико, а другой рукой поправлять материал. Я просил маму, чтобы она научила меня шить на ней. Но она сказала: что когда я подрасту, то она научит меня.

                Про нашу жизнь в детских лагерях.

 Существовали у нас в Юрмале летние пионерские лагеря, куда меня, а потом и сестричку, отправляли родители во время летних каникул. Мне там было очень интересно, с утра зарядки, линейки с торжественным подъёмом и спуском флага под пионерский горн и барабан, которое доверялось самым лучшим, разные спортивные мероприятии, концерты, пляж, купание в море. По выходным дням к нам всегда на электричке приезжали родители с утра и с различными гостинцами. Нас отпускали на весь день и мы уходили с ними на пляж или на природу на полянку в сосновый лесочек. Мы своих детей тоже потом отправляли в такие лагеря. Кстати у сына был очень хороший голос и музыкальный слух и он на концертах по художественной самодеятельности пел песню  " Крылатые качели" и ещё он очень хорошо играл в новус, а позже увлёкся велоспортом.
 

                Старшие классы, мореходка и "Капелла".

Затем я учился в средней школе со спортивным уклоном, у нас был свой стадион и различные спортивные кружки и у меня были юношеские спортивные разряды по настольному теннису, стрельбе из малокалиберной винтовке (был тогда ДОСААФ), волейболу, баскетболу. После 8-го класса поступил в Мореходное училище, чем очень удивил свою классную руководительницу, которая оставила меня и моего друга на второй год, якобы за плохую успеваемость, но на самом деле за то, что мы отказались убирать туалеты во время субботника. Кстати на втором курсе, в день 8-го марта, мы с моим другом пришли её поздравить с цветами, она растрогалась и попросила у нас прощения.
      
В Рижском Мореходном Училище (1963 - 1968гг.) военной кафедры уже не было (отменили по тому же указу Хрущева).  Курсантская жизнь была очень насыщенной и интересной. Первая практика на парусном судне " Капелла" класса баркентина (3-х мачтовое парусное судно со смешанным вооружением, прямые и косые паруса). Когда мы выходили в море, то ставили все паруса и наш парусник был похож на парусник из сказки А. Грина "Алые паруса", только паруса были не алого цвета. Первая качка в водах Балтики и строгий боцман, когда выворачивало весь организм - он заставлял всех работать на палубе  (чтобы мы отвлекались и наш организм привыкал к этой ситуации), после этой практики два курсанта ушли из мореходки,  их организм не смог справиться с морской болезнью. На практике мы учились исполнять всю морскую работу, вахты на руле, постановка и уборка парусов, драили деревянную палубу кирпичиком, убирали туалеты, чистили картошку и мыли посуду, металлические поверхности обрабатывали и красили, плели концы, учили морские узлы. Утром и  вечером торжественный подъём флага. Было у нас соревнование с однотипным судном "Вега" (с курсантами из Таллиннского мор.училища), кто быстрее под парусами дойдёт до  определённой цели. Мы сначала были первыми, затем "Вега" стала нас обгонять, при обгоне мы увидели, что они используют двигатель для увеличения скорости. Затем была практика на судах Латвийского Морского Пароходства (ходили за границу), и на судах  вспомогательного флота в Таллинне  и на буксирных судах на Севере в период навигации. Прибыли мы в Тикси на самолете и на снегоходах нас 15 человек привезли в общежитие. Буксиры стояли на консервации во льду. Вахту несли на не отапливаемых судах в шубах, в них и спали на матрасах и матрасами укрывались. Когда позже началась навигация ходили по морю Лаптевых, и Карскому морю. Видели мы там совсем близко белых медведей на искрящемся снегу и полярные дни, когда светло целые сутки и луна ночью не заглядывает в окна из-за деревьев, как прекрасен мир без темного цвета и только в море, где шли не в полынье пробитой ледоколом, а на чистой воде, без льда, цвет воды был со стальным оттенком.

               

                Дельфин и моряк, и сказка, и быль.

Жил да был в океане маленький дельфинчик.  Он резвился в воде вместе со своими вместе со своими друзьями. Они встречали и провожали корабли, плавая вокруг них, и выпрыгивая из воды (вообще дельфины дышат не в воде, а только тогда, когда из неё выниривают). Им нравилось  это делать потому, что на кораблях часто звучала музыка и было много света от электрических ламп, а вокруг плавали и мелкие рыбки (они всегда плывут стайками к свету) которые были хорошим лакомством для дельфинчиков. Однажды случилась с нашим дельфинчиком большая беда. Кто то выбросил в море различный мусор, были там и разноцветные пластиковые кульки с остатками пищи. Дельфинчики подплыли поближе и один из прозрачных кульков прилип к голове дельфинчика. Он попытался освободиться от него, жалобно попискивая. К нему подплыли остальные его друзья и стали бить своими хвостами по воде около его лица, создавая волны, чтобы от этих волн кулёк сполз с его головы. Но это не помогло, кулёк только плотнее прижимался к голове дельфинчика и ему становилось всё труднее дышать. И тут на горизонте он увидел небольшую яхту. Она двигалась под  парусом с бело-голубыми полосками (как тельняшка) очень медленно потому, что ветра почти не было. На корьме яхты сидел моряк и удочкой ловил рыбу. Дельфинчик как то интуитивно из последних сил подплыл к яхте. Моряк увидел дельфинчика с кульком на голове, он наклонился к воде и сорвал кулёк с его головы. Дельфинчик сразу же ожил, задышал, но он был очень голодный, а рыбок вокруг не было и него ещё не было сил их искать, поэтому и не отплывал от яхты. Моряк видимо понял, что он голодный, а в ведёрке у него была рыбка, которую он поймал на удочку. Он стал давать её дельфинчику. Дельфинчик совсем ожил и даже выпрыгнул из воды. Его друзья, которые плавали недалеко, тоже стали выпрыгивать из воды. Тут усилился ветер, стали появляться волны и яхта начала быстро удалятся от дельфинчика. Так они и расстались.

Прошло время. Дельфинчик вырос и стал большим. Он всегда подплывал к маленьким яхтачкам, надеясь увидеть парус с полосочками. И вот однажды был сильный шторм. В океане дельфины резвились в огромных волнах, они не боялись их. Особенно им нравилась девятая волна потому, что она была самая большая и сильная с множеством брызгов на своем гребне и склонах. Не так далёко был остров с песчаными берегами и вечно зелёными деревьями. Дельфины увидели маленькую яхту, которая то появлялась на гребне волны, то пропадала на её подошве. Мачта у неё было сломана и обломок мачты с парусом плыл рядом, удерживаемый креплениями к корпусу яхты. Наш дельфин вдруг почувствовал беспокойство и поплыл к яхте. Подплыв к яхте он увидел на обломке мачты обрывки бело-голубого паруса, а затем и моряка в воде, который держался за обломок мачты. Тут подошла девятая волна и так обрушилась на яхту, что оторвала моряка от обломка мачты и он стал тонуть. Дельфин подплыл к моряку, издавая какие то звуки, и моряк понял, что он хочет спасти его. Он обнял дельфина и стал одной рукой удерживаться за его плавник.  И дельфин поплыл к песчаному острову. Моряк уже почти был без сознания, когда дельфин подплыл совсем близко к берегу. Его руки разжались и волной его вынесло на берег. Океан стал успокаиваться, волны становились всё меньше и короче и уже не доставали до того места, где находился моряк. Дельфин увидел не вдалеке яхту, которую волнами тоже вынесло на берег. Он плавал уже далеко от берега потому, что волна отступая от острова, оголила береговую линию, но он не хотел уплывать, как бы охраняя и боясь чтобы вода не вернулась снова на берег. Через некоторое время, он увидел, что моряк попытался встать и то падая, то снова вставая, стал двигаться в сторону яхты. А ещё он увидел людей, которые бежали на помощь к моряку. Моряк вдруг выпрямился, повернулся в сторону к морю, поднял обе руки вверх и стал махать ими, как бы благодаря дельфина за своё чудесное спасение. К дельфину подплыли его друзья и они со своими звуками, в которых чувствовались нотки радости, поплыли в океанские просторы.

Хотелось бы чтобы детям, которые прочитают эту книжку, она понравилась и у них появилась улыбка на лице. Спасибо Вам маленькие.