Нино Катамадзе Я присматриваю за музыкой

Ирина Торпачева
Нино Катамадзе ошеломительна. Она врывается в зал, как порыв ветра – свежего, наполненного ароматом неведомых трав, загадочных историй жизни, переложенных на музыку. Явление. Женщина. Певица.

-- Нино, на «Славянском базаре» мне посчастливилось побывать на вашем концерте. Мы, журналисты, сидели на полу, потому что зал был забит до отказа. И тут выходите вы на сцену – босиком! Это традиция? Откуда она взялась?

--Музыка – это не только течение, в котором ты плывешь вместе с ним, открываешься и становишься прозрачным. Оно берет все, что ты делаешь. Во время концерта могу себе позволить освободиться от всего, это зависит от того, насколько ты можешь быть сумасшедшим, от свободы сумасшествия.

--Вашей энергетике на сцене позавидовали бы многие экстрасенсы. Где берете ее в таких количествах, поделитесь по секрету…
 
--Ее дают люди – зрители и те, кто со мной работает. Быть исполнителем – это ведь не работа в офисе с девяти до шести. Чтоб концерт состоялся, много людей вкладывают усилия, верят тебе, делают все возможное, чтобы о твоей музыке узнало как можно больше людей. У каждого из них своя история – они живут своей жизнью, работают, решают проблемы. И когда все эти люди, такие разные, собираются в одном месте, происходит нечто удивительное, как будто из их историй рождается другая – новая история. Такие встречи должны сопровождаться радостным настроением, солнцем, открытостью, исповедованием – всем, что идет от сердца. Это должна быть встреча-праздник.

-- Когда-то вы признались, что поете с четырех лет. Но дети почти все любят петь. Когда и как вы поняли, что хотите заниматься музыкой и только музыкой?

-- Я и сейчас не могу сказать, что занимаюсь музыкой: я, скорее, присматриваю за ней. А кем бы стала, даже не представляю. Музыка сегодня не просто занимает большое место в моей жизни – она и есть моя жизнь.

-- Давайте признаем, что ваше творчество – не для всех. Вот если бы вы гламурненько исполнили: « Я хочу от тебя дочку – и точка», все бы тут же стали мурлыкать это себе под нос. Но вы представили Музыку… Трудно было пробиваться на Олимп?

--Слава Богу, есть очень много «разноцветной» музыки. Человек слушает ту музыку, которую в состоянии понять. Все зависит от твоего состояния. Есть музыка, которая хороша для того, чтобы слушать ее в машине. Есть такая, под которую хорошо спать. Есть музыка, в которую влюбляешься. Я глубоко уважаю каждого исполнителя, каждое творчество и верю, что именно у этого музыкального проекта есть своя аудитория, свой слушатель. Я живу в той музыке, которая будоражит, побуждает, заставляет жить. Признание необходимо артисту. Обязательно. Это самое главное. И нужно оно не тогда, когда ты состоялся, а в начале, когда смотришь всем в глаза – не для того, чтоб получить комплимент, а для того, чтобы услышать совет, правильный ли путь избрал, продолжать ли в том же духе. Молодых музыкантов надо поддерживать. Любое сказанное доброе слово помогает тебе выпрямиться. Вообще признание и исповедование между людьми – это важно не только в музыке, но и вообще в жизни. Без них тяжело жить.

--В Беларуси у вас есть поклонники, которые готовы отдать за каждый ваш новый альбом большие деньги – у них дома коллекции вашей музыки. А что слушает дома сама Нино Катамадзе? Например, готовя для близких долму?

-- Я слушаю достаточно много Jazz Music, обязательно отдаю достойное предпочтение классике. Есть другие исполнители, творчество которых не может оставить меня равнодушной. Иногда прихожу на концерт любимого исполнителя – и забываю о том, что я сама певица.

-- Вы – певица, у вас группа, обязательства перед публикой, продюсерами… А семья? Сколько вашего внимания получает она? Говоря про долму и готовку, я фантазировала. Или такое случается? В кухне, у плиты, в домашнем халате и тапочках стоит великая Нино Катамадзе и мирно готовит ужин…

-- Я люблю готовить и наслаждаюсь ощущением, чем и как я могу угостить и поухаживать за моей семьей или гостями, если они заходят. Люблю ходить на рынок и выбирать продукты, думая о моих родных. Я много разговариваю с людьми, на рынках или в магазинах, бывает, покупаю специально задорого. До сцены я хочу жить по-простому. Потому что должна знать, что такое жизнь простого человека, и чувствовать, что сейчас болит, чем я могу помочь, какой мелодией, нотой, каким тембром и глубиной, чтобы разделить горе или радость. Люблю, когда все дома. Я больше человек дома, в горах, чем на тусовках. Я не люблю афишировать свою жизнь или разговаривать о личном. Нет, я не закрытый человек, абсолютно, но я домашний человек.

-- В одном из интервью вы признались, что вымолили сына и семью у Николая Чудотворца. Это на самом деле так?

-- Я назвала сына в честь Николая Чудотворца. Помню, в Харькове 21 декабря у нас был концерт, и утром организаторы концерта рассказали мне, что привезли икону Николая Чудотворца. И я попросила отвезти меня к этой иконе. Я тогда очень просила у Николая подарить мне любовь. И буквально через две недели он подарил мне встречу с моим любимым человеком. А потом, когда уже в животе был человечек, я жила в Лавре, и когда гуляла по двору - был конец декабря - все думала, как же мне назвать ребеночка… И -- вновь увидела Святого Николая! А еще 22 мая – праздник Николая Чудотворца, а 25-го родился мой сын. И я даже не думала об имени, конечно, Николай.

-- Вы вообще верите в чудеса? С вами они часто случаются? А какие отношения с астрологией? Вы вот Лев по гороскопу… Спокойствие и выдержка – это ваше?

-- Я всегда подписываю диски словами: «Чудеса существуют» и я всегда верю в это. По гороскопу я Львица, для меня важно, чтобы все вокруг были сыты и довольны. Человек должен найти свою гармонию, свое состояние, которое поможет ему реализоваться в жизни и в профессии, которую выберет. Если ты самостоятельной жизнью не живешь, например, не отвечаешь за свое утро, за свой вечер – за свои поступки, у тебя будут ограничения и не только внешние, но и внутренние тоже.

-- Расскажите подробнее про свою семью, сколько человек в нее включаете? Знаю, что в Грузии трепетно относятся к старшему поколению. Насколько крепкая связь у вас с родителями, дедушками-бабушками?

-- Я выросла в семье, где было 18–20 человек, среди которых и бабушка, и отец бабушки, и сестра дедушки, – одно целое, поэтому не страшно жить дальше. Любовь, которую я получила в детстве, подарила мне ощущение свободы и способность любить самой. Я хочу, чтобы это сказочное ощущение детства было и у моего сына. Самое главное для меня, что он по воскресениям ходит в церковь, свечку ставит и молится за маму и папу. Мы его не заставляем, он сам просит, общается там с детьми, поет. Это так трогательно и тепло, вы себе не представляете!.. Еще здесь самые лучшие бабушки в мире! Когда они разговаривают, а каждый человек похож на свой голос, настолько их голоса добрые, теплые, что у меня всегда слезы на глазах… Потому что внутри у них только доброта.

-- Самое главное, что вы усвоили от них с детства? Принцип жизни, например. Что-то другое?

-- Я думаю, меня не столько формировала среда, сколько люди: каждый человек, который встречался мне в жизни. Соседи, семья, люди, с которыми я училась – все они, капля по капле, наполняли мою душу. От их признания, любви и доверия я стала такой, какая есть.

-- Вам нужна опора по жизни или по натуре вы сами опора?
-- Я просто нащупала то, что было дано мне природой. И, конечно, большим везением считаю встречу с профессиональными музыкантами из группы Insight. Самое удивительное и прекрасное в этом созидательном процессе – его постоянство, непрерывность. Мы развиваемся, мы не играем вчерашнее состояние: его мы отыграли и пережили вчера.

-- Это правда, что вы равнодушны к богатству? Или это просто красивая, случайно сорвавшаяся фраза, сказанная в интервью? Ведь богатство – это дом, мебель, деньги на лекарства для своих стариков, это поездки… Самолет можно с надписью «Нино» заказать, вот!

-- Сейчас люди больше стремятся заработать деньги или заполучить новую микроволновку, чем сотворить что-то. Поэтому почти не создаётся гениальных композиций и очень редко появляется что-то настоящее. Что с этим делать? Разве что любить – своих родных, друзей, окружающих. Быть светлым и отдавать больше, чем требовать.

-- Кто придумывает ваши сценические наряды?

-- Последние полтора года платья для меня шьют дизайнеры из Тбилиси – вернее, не шьют, а рисуют, прямо по тканям. Это тонкая ручная работа. Девушки выполняют ее с такой любовью, что про каждое платье можно долго рассказывать.

--Ваша любимая фраза или слово…

-- Важно жить в гармонии с самим собой… Всегда помогает Вера и Любовь к Богу.