Самонадеянный инфант или братоубийство

Томас Твин
  Следующим примером воздаяния (после изгнания Адама и Евы) традиционно считают наказание Каина за убиение брата. При всей своей внешней простоте рассказ этот многозначен и далеко уклонился от реальных событий.
Стоит лишь углубиться в детали, как вопросы возникают один за другим.

  Взять хотя бы справедливость, или, говоря современным языком, юридическую обоснованность этого наказания. На основании какого закона или запрета Бог обвинил и покарал преступника?

Сегодня ответ кажется нам очевидным, но в допотопные времена многих запретов еще не существовало. Со дня творения иных заповедей, кроме как
        плодиться,
        владычествовать над «братьями меньшими»,
        есть растительную пищу и
        обходить стороной Древо знаний
люди еще не получили.
Человекоубийство, например, будет запрещено очень нескоро, спустя полторы тысячи лет! – только после Потопа.*

        Судя по двойному убийству, безнаказанно совершенному Ламехом, убийства людей и животных в
        патриархальные времена были весьма распространены. Бог, например, сам повелел убивать змеев
        (поражать их в голову), а змеям приказал жалить людей в пяту. Он же грозил смертью всякому, кто
       погубит Каина. А как обходились люди с насекомыми – кровососущими, жалящими? Как защищались от
       хищников (если они существовали)?
       Разумеется, убивали. Наверняка ловили рыбу и птиц, охотились на диких животных. Тот же Господь
       благосклонно принимал от Авеля тук (сало) овец, то есть не возражал против их умерщвления. Скорее всего,
        скотовод Авель резал овец не только в дар Всевышнему, но и для себя - ел их мясо, кутался в их
        шкуры**. Позднее праведный Ной бросал в огонь жертвенника и скот, и птиц, а Бог с удовольствием «обонял
        приятное благоухание» горелой плоти. Он и сам не чурался убиения «души живой» (животных), раз
        обрядил Адама и Еву в звериные шкуры. Такие шкуры долгое время (до изобретения ткачества)
        спасали людей от холода и ветра. Следовательно, адамитам забивать скот было просто необходимо.
        Вспомним еще, как Каин опасался, что умертвить его сможет каждый (Бог, кстати, не считал это
        опасение вздорным и потому снабдил Каина «охранной печатью»).
        Но даже тогда, после убийства Авеля, Всевышний не запретил людям убивать друг друга. Такое табу Он
        ввел только для ПОСЛЕпотопного населения. И одновременно узаконил убийства животных (то,
        что на практике уже совершалось)***.

Почему же Бог наказал Каина задолго до введения соответствующего запрета? И наказал ли? Столь неуместные и нелепые, на первый взгляд, мысли возникают уже при беглом сопоставлении фактов.

   Прежде всего, бросаются в глаза явные сюжетные противоречия. Вдруг обнаруживается, что дорога на восток кишит разбойниками (?), нападающими и убивающими путников. У грабителей есть семьи и родственники, которых Бог грозит наказать всемеро за одного Каина. Логично предположить, что приходят они с востока, так как восточные территории кем-то заселены (хотя на земле не должно быть никого, кроме небольшой семьи адамитов в окрестностях Эдема). Там, в стране Нод достаточно жителей, чтобы составить целый город (не семью, не общину, а город!). Там Каин женится и обустраивается.

--------------------------------------------------------
              *«Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу
               человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь
               прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт 9:5-6)
             **Даже если он разводил овец ради молока, он все равно грешил, так как нарушал повеление есть
               одно растительное.
           ***«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: … все движущееся, что живет, будет вам в
               пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте»
               (Быт 9:1-4)
--------------------------------------------------------

    
         «Другие» упоминаются в Бытии неоднократно.
 
         Вначале некие разумные существа обнаружились рядом с Богом («вот, Адам стал как один из Нас»
         [Быт 3:22])
         Это не ангелы, поскольку про ангелов Бог сказал бы иначе: «один из вас». Неизвестные являлись
         существами мужского пола, поскольку Бог сравнивал с ними Адама.
         Но попадались среди них и «жены», так как змей отождествлял с «Ними» и Адама, и Еву («ВЫ будете,
         как боги, знающие добро и зло» [Быт 3:5]) «Олимпийцы» были антропоморфны, они вступали
         в брак, производили потомство (иначе откуда взялись в словаре безродного и бездетного Адама слова
         «отец», «мать», «жена», «живущие», «Ева» = «мать всех живущих»?)

         Потом о них или каких-то других упоминал Каин. Вспомним, как он сетовал, что по дороге «ВСЯКИЙ,
         кто встретится со мною, убьет меня» [Быт 4:14] «Всякого» поминал и Господь Бог [Быт 4:15].
         Кого же они имели в виду, если на тот момент помимо Каина на земле проживал лишь один
         взрослый мужчина - его отец?
         Однако прародителя надо исключить, поскольку Каин боялся убийц, подстерегавших его не дома, а в пути,
         да и выражение «всякий» неуместно по отношению к единственному Адаму.
 
          Более популярна версия о хищных зверях, терзавших путников. Увы, несостоятельна и она, ведь
          по велению Бога в те времена на земле обитали лишь жвачные*. К тому же   дикого зверя не именовали
          «всяким, кто встретится со мной»**, «всяким, кто убьет Каина» и не грозили отомстить зверю
          «всемеро».

          Речь явно шла о людях, мужчинах, но не об Адаме. Знал о них Каин еще до изгнания, то есть в Эдеме
          ходили слухи о существовании разбойников. Стало быть, кто-то из адамитов с ними уже
         сталкивался, и кто-то пострадал.

         Лихие люди, их родственники или другие племена проживали на востоке, в земле Нод. Они приняли
         изгнанника, выдали за него одну из девушек и под его руководством построили на своей
         земле город.

         Зачем им город? Понятно, что в первую очередь нодианцы возводили не дворцы, а городские стены
         для защиты жителей от врагов. Значит, оседлое местное население опасалось нападений
         соседей и набегов кочевников, стало быть существовали и они.
   
         Еще одним указанием на присутствие других людей можно считать особый знак, которым Бог пометил
         братоубийцу – так называемую «каинову печать». Сам по себе он не защищал, а лишь остерегал:
         «Я – из такого-то племени и нахожусь под его охраной». Охранный знак рассчитан не на зверей,
         а на людей, причем таких, которые смогут его опознать. (Животных напугает опасный предмет
         или его подобие - огонь, красные флажки, пугало, но не специальная конвенциональная печать).
         Следовательно, по соседству с адамитами жили другие племена, все они общались, имели собственные
         знаки различия и руководствовались законом кровной мести.

--------------------------------------------------------
               *Точнее, среди животных не было плотоядных и все ели только растительную пищу.
                «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле,
                и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а
                всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по
                земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так»
                (Бытие 1:29-30)
             **«всякий, нашедший меня» - в подстрочном переводе Винокурова, «первый встречный» - в
                переводе с иврита.
--------------------------------------------------------


  Присутствие разных племен существенно меняет космогоническую картину мира: адамиты из пралюдей превращаются в одно из многих семейств, сосуществовавших с другими, а сотворение Адама и Евы становится персональной историей КОНКРЕТНОЙ ПАРЫ, возможно, необычной и/или привилегированной (см. главу «IN COSTA VERITAS»).

  Семейные хроники адамитов также полны загадок. Возьмем в качестве иллюстрации два однотипных заявления Евы о происхождении ее сыновей: «Бог положил мне другое семя вместо Авеля» (о Сифе) и «Приобрела я человека от Господа» (о Каине). Как видим, мать всего живущего полагает, что оба ее сына – и праведник, и злодей - появились на свет благодаря Господу.

  Эти заявления нуждаются в комментарии. Если понимать их в переносном смысле, то осведомленность Евы удивительна. Только-только появились у праматери первые дети, как она уже понимает значение семени для деторождения. Рождения эти, по ее словам, угодны Господу, хотя едва ли Он поверял свои мысли и желания изгнанникам. Посему не Еве – виновнице опалы - судить о роли Бога в умножении ее детей (если она выражалась фигурально).

Господь, конечно, являлся первопричиной всего сущего, но непосредственно, сам вникал не во все. Как правило, Он устанавливал некий закон и следил, чтобы творения не отступали от его предписаний. Одной из первых была заповедь «плодитесь и размножайтесь», которую Бог адресовал всему человечеству и всему животному миру. В соответствии с ней живущие должны были САМОСТОЯТЕЛЬНО «делать новых людей» (иначе бы и нужды в заповеди не было).

Иногда Бог вмешивался в этот процесс и «замыкал чрево» или забирал младенцев у женщин, они молили Его о милости, и Он восстанавливал их репродуктивность. Случись подобное с Евой - она действительно возблагодарила бы Господа за рождение детей, но Бог не замыкал ее чрево, и она не молила Его о потомстве. Какой же смысл вложила Ева в свои заявления?
    


=========================
    Бог благоволил к Каину
=========================

  Ключом к разгадке послужат странные отношения между Творцом и Его криминальным творением - Каином. Бог явно покровительствует Каину, а тот сознает свое привилегированное положение меж людей. Любой другой, совершив убийство, испытал бы страх или раскаяние, но Каин ведет себя дерзко и злодеяния не признает. Наглец даже пытается обмануть Владыку, уверяя, что ему неизвестно местонахождение брата. Будто забыл, что Вседержителю ведомо прошлое, настоящее и будущее.

     Несмотря на эту дерзость, Бог проявляет завидное терпение и наказывает злодея чрезвычайно мягко. Фактически самого Каина и не наказывают вовсе. Всевышний просто лишает плодородия ту землю, которая «отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей», иначе говоря, на поле землепашца Каина случился недород. Прочие невзгоды, выпавшие на долю братоубийцы, - изгнание, скитание – логически вытекают из бесплодия его земли: утратив один источник существования, он вынужден скитаться в поисках другого*.

     В свое время Адам, Ева и говорящий змей молча выслушали приговор Бога и беспрекословно подчинились ему. Но Каин не таков! Несмотря на всю тяжесть совершенного преступления и снисходительность Высшего Суда, он все же требует смягчить наказание. И добивается своего! Суд принимает во внимание опасности, грозящие скитальцу, и выдает ему своего рода охранную грамоту, дабы уберечь преступника от рук разбойников.

В этой трогательной заботе отчетливо проявляются двойные стандарты Верховного Правосудия: Каину за смерть брата – изгнание (точнее – неурожай), а его потенциальным обидчикам - семь смертей за одну Каинову. Именно Каинову, а не любую человеческую! Неважно, кто поднимет руку на Каина, -  свой или чужой - семью обидчика следует уничтожить. Другими словами, Бог обещает истребить даже семь адамитов, если Адам, подобно Тарасу Бульбе, решится казнить сына-братоубийцу. Та же судьба постигнет и родичей Авеля (если у него была семья), когда они подрастут и захотят отомстить дяде за отца.
В общем, жизнь Каина Бог почему-то ценит гораздо выше всех прочих.

     Только особым расположением Бога можно объяснить тот удивительный факт, что даже сравнительно мягкий приговор Каину Ветхий днями не доводит до конца: преступник действительно покидает родные пенаты, но вечным скитальцем не становится, так как спустя некоторое время прочно оседает в земле Нод.
Видать, не нищим бродягой явился он туда, если местные жители выдали за него одну из девушек и согласились под его началом строить первый в истории город. Предприятие оказалось удачным и сын Адама, должно быть, стал правителем, поскольку назвал город именем своего первенца.

     Бог и в дальнейшем продолжал симпатизировать первому библейскому душегубу. Об этом неопровержимо свидетельствует сама Библия, ведь она - неслыханное дело! - подробно зафиксировала родословие Каина, родословие братоубийцы, бродяги, осужденного и отвергнутого Господом Богом! Генеалогическое древо Каина охватывает шесть поколений и наглядно демонстрирует, что Бог не лишил его плодовитости и позволил распространить грешное семя по землям и странам.

Особое место в биографии Каина занимает его прапраправнук Ламех – «серийный» преступник, совершивший уже ДВА убийства. Судя по его родословию, след, оставленный Ламехом, оказался не менее глубоким, чем память о Каине. Вместо презрения и забвения Священное Писание тщательно зафиксировало множество деталей, не попавших в жизнеописание других, более приличных патриархов**. Среди этих деталей нет лишь главного - упоминания о том, какое наказание за убийство мужа и отрока понес Ламех и был ли он вообще как-то наказан. Напротив, убийца кичится тем, что находится под защитой куда более мощной, чем пресловутая печать Каина.

--------------------------------------------------------
                *«ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки
                твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей
                для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4:11-12)
                Обратим внимание, что Бог проклинает ЗЕМЛЮ (точнее – земля проклинает Каина), но не
                изгоняет Каина.
                Злодей останется на своей, богом проклятой земле, попытается, как и прежде,
                возделывать ее, но она не накормит его. Только после этого он и станет скитаться.
             **Мы узнаем, что у Ламеха две жены и зовут их Ада и Цилла. Это первые женские имена
                после Евы. Впервые родословие поименно перечисляет трех сынов патриарха, а не только его
                первенеца, и сообщает какая жена каких сыновей родила. Только про сыновей Ламеха известно,
                чем они и их потомки занимались.          
                Услужливые хронографы идут дальше и называют имя дочери Ламеха. В таких подробностях
                отказано всем патриархам, включая Адама, Сифа и праведного Ноя.
--------------------------------------------------------


    Из сказанного следует, что Бог питал особое расположение к преступнику и его роду. Господь утешал опечаленного Каина, не применил к нему принцип талиона, назначил умеренное наказание за братоубийство, защитил преступника охранной печатью, грозился истребить семьи недругов Каина, не исполнил в полном объеме собственный приговор, одарил Каина многочисленным потомством и сделал главой огромного рода, а также оставил без внимания преступления Ламеха – потомка Каина… Столь явное благоволение должно же иметь какую-то причину.

    Одним из возможных объяснений могли бы стать вышеупомянутые слова Евы о роли Бога в рождении Каина. Если понимать их в прямом, а не переносном смысле, то мать всех живущих называет Бога отцом Каина*. Как ни странно, в таком предположении нет ничего невероятного. Известно же, что языческая мифология считала подобные оплодотворения в порядке вещей. Даже в пуританской Библии сохранились следы рождения богочеловеков**. Одним из таких «сынов Божиих» предположительно был и Каин. Отец любил его и, невзирая ни на что, старался защитить.

Таковы некоторые упрямые факты, извлеченные нами из знаменитого сюжета. Их явно недостаточно, чтобы восстановить реальную историю, наверняка кардинально отличавшуюся от библейской. Однако пренебрегать ими тоже не стоит. Попробуем объединить их в правдоподобную гипотезу и путем рассуждений обосновать ее.



================================
     Каин убил Авеля, проиграв ему
              имущественный спор
================================

  Скорее всего, два брата пришли к Владыке для разрешения какого-то важного спора, а их дары призваны были, как водится, повлиять на вердикт третейского судьи. Вождь принял дары Авеля и признал его правоту***. Каин, до сей поры числившийся у Владыки в любимчиках, такого исхода явно не ожидал. Возможно, он испытывал немалые затруднения из-за истощения своих угодий и рассчитывал победой в суде поправить пошатнувшиеся дела. Неожиданно для себя потерпев поражение, он еще больше усугубил свои проблемы.
Не исключено также, что предметом спора явилось право первородства, согласно которому первенец получал главенство над младшими братьями и двойную часть наследства.

--------------------------------------------------------
             *В подстрочном переводе Винокурова Ева говорит: «Приобрела человека через Бога».
               В еврейском варианте Торы сказано еще прямее: "Создала я человека вместе с Богом!"
          **Достаточно внимательно перечитать, например, ветхозаветные истории о появлении на свет Исаака
              и Самсона, чтобы усомниться в отцовстве Авраама и Маноя.
              Другой пример: накануне потопа внезапно выясняется, что землю заселили потомки «сынов
              Божиих» и «дочерей человеческих».
              Наконец, Бог прямо называет Иисуса из Назарета своим возлюбленным сыном, а Ангел поясняет,
              как происходило оплодотворение. Сначала Дух Святой «нашел» на земную женщину, затем сила
              Всевышнего «осенила» ее и, наконец, Мария зачала – «Оказалось, что Она имеет во чреве от Духа
              Святого».
      ***О том, что эти приношения не были ритуальными жертвами, говорит хотя бы то, что Адам и Ева не
             приносили своих даров, призывать имя Господа стали спустя много лет после смерти Авеля, а
             первый жертвенник появился и вовсе после потопа. Братья явились к Создателю не порознь, а
              вдвоем (иначе Каин не мстил бы Авелю).
              Бурная реакция Каина на выбор Бога также говорит в пользу спора, а не жертвоприношения:
              отвергнутый даритель мог остро переживать холодность Бога, но убивать из-за этого брата
              – все же чересчур.
--------------------------------------------------------


        Такие споры не раз возникали среди библейских персонажей. Так, конфликтовали Агарь, мать
        авраамова первенца Измаила, и Сарра, мать Исаака. Исав гневался на Иакова, обманом
        присвоившего себе первородство Исава. Спорили сыновья Давида Аммон и Авессалом.
        Нередко отцы в наказание передавали это право от старшего сына другим сыновьям. Иаков, например,
        лишил первородства своего первенца Рувима и передал это право Иосифу и его старшим сыновьям.
        Хоса поставил Шимри главным среди своих сыновей, хотя тот не был первенцем.
        Конфликты возникали и тогда, когда глава семьи, нарушая естественный порядок, отдавал
        предпочтение сыну любимой жены перед сыном нелюбимой. В книге Второзакония даже
        содержится специальный закон, регулирующий такие ситуации [Втор 21:15-17]

  Учитывая внебрачное происхождение Каина, Авель в принципе мог оспаривать первородство старшего брата и рассчитывать на успех. Общественное мнение было на его стороне, поскольку Ева не делала тайны из обстоятельств рождения своего первенца - знали о них и Адам, и его дочери, и домашние Авеля (если у него была семья), и другие семейства общины (вспомним, что адамиты были не единственными людьми на земле). Поэтому третейский судья скрепя сердце принял сторону Авеля и присудил ему право первородства. Такое решение вдвое сокращало долю Каина в наследстве Адама. Более того, теперь Адам мог вообще отказать незаконнорожденному в наследовании.

  Оказавшись в отчаянном положении, Каин решился на крайние меры - он увел брата в укромное место, убил и завладел его стадом. Совершая беззаконие, он, вероятно, в глубине души все-таки рассчитывал на покровительство своего могущественного Отца. В какой-то степени его ожидания оправдались: Правитель не стал запускать механизм кровной мести (семь жизней за одну), не воспользовался принципом талиона (око за око, зуб за зуб) и даже, возможно, не отобрал у экспроприатора чужое стадо. Однако, недовольство племени адамитов было так велико, что Вождь предпочел отослать сына подальше ради его же безопасности. Изгнанник, вероятно, перегнал захваченное стадо в землю Нод и предстал перед местными жителями не бродягой, а респектабельным скотовладельцем.*

--------------------------------------------------------
                *В дальнейшем Всевышний много раз вступался за своих протеже.
                Он спасал Даниила от львиных клыков, вызволял трех отроков из огнедышащей печи, а Иону
                – из чрева кита.
                Он насылал 2 медведиц на обидчиков Елисея, предостерегал от опасности волхвов и святого
                Иосифа, сжигал огнем воинов по просьбе Илии.
                Однако, он справедливо рассудил, что во враждебном окружении жизнь Каина вряд ли
                сложится успешно.
--------------------------------------------------------


(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см. на сайте tomastwin.wix.com/history)