Три жизни глава 2 часть 3

Галина Дейнега
Начало http://www.proza.ru/2016/02/09/589
2.7.

На летние каникулы молодожёны, чувствуя себя счастливыми, как и положено влюблённым, отправились в свадебное путешествие пароходом в Днепропетровск, затем автобусом в Запорожье. Полозовы встретили супружескую пару радушно. Устроили свадьбу в кругу семьи. Попросили погостить хотя бы недельку.

Сестру Лию Лиана застала в расстроенных чувствах. Солнце её любви затмили тёмные тучи. Мечты о замужестве оказались обманчивым призраком. Лёлик так плотно вошёл в её жизнь, запал в душу, что она уже не представляла жизни без него. Ждала предложение выйти замуж, а его родители не дали согласия на брак. Лия не чистокровная еврейка! Испытать такую пылкую любовь и вдруг оказаться отвергнутой оказалось крайне тяжело.

Тем не менее Лия выглядела дьявольски привлекательной. Такие девушки ненадолго остаются одни. Аристократическая надменность проступала в каждом её движении, лёгком и изящном. Красивый ритм струящейся речи, богатая гамма эмоций. Это привлекает парней. Вскоре к Лии притянуло Толика, симпатичного, очень домашнего мальчика, студента горного института. Теперь он с неё пылинки сдувал, а она, разочарованная в любви, оставалась к новому ухажёру абсолютно равнодушной.

Погостив у Полозовых, молодожёны отправились к Харламовым. На автовокзале их ждали.

— Моя мама с племянником, — указал Володя на крупную женщину с мальчиком лет пяти.

Встреча прошла прохладно. Свекровь обняла и поцеловала Лиану, но всё это выглядело как-то безрадостно. Женились без благословения родителей! Что теперь поделаешь? От автовокзала шли по широкой улице, вдоль которой высились тополя и тянулся ряд одноэтажных домов. Остановились у калитки с затейливой резьбой, которую распахнул перед ними надменный худощавый старик. Лет ему было на вид уже изрядно — скорее всего за семьдесят. Высок, прям, голову, покрытую седыми волосами, держал гордо. С небольшим поклоном чётко представился:

— Конрад Фридрих Генрихович. Дед Владимира.

«Немец? — удивилась про себя Лиана. — А Володя не говорил о своих немецких корнях».

Прошли во двор и сразу же очутились в самом коловращении готовящейся свадьбы. Её устраивали по-домашнему, ожидая в гости детей Фридриха Генриховича с их семьями. Свёкор Лианы, автор злополучного письма, оглядев невестку с ног до головы, только и произнёс многозначительно: «Хм!» Он оказался человеком среднего роста с нежными чертами лица и мягким характером. На многочисленные указания жены, взявшей бразды правления в свои руки, послушно повторял: «Да, мамочка. Сейчас сделаю мамочка». Молодых отправили в гостиную, так как помощников во дворе хватало и без них.

В большой светлой гостиной на видном месте — пианино, а над ним на стене — скрипка. «Интересно, — отметила Лиана, — кто же у них играет на скрипке?», но спрашивать не стала. Володя сел за инструмент и исполнил несколько композиций, среди которых и мелодии собственного сочинения. Он не обучался музыке, но его исполнительная техника оказалась отточенной виртуозно.

Здесь следует сказать о семье, в которую входила наша героиня. Фридрих Генрихович, мастер по окраске автомобилей, переселился из Германии в Россию в начале ХХ века. Почему? Это осталось загадкой. Жил, как считал нужным, говорил то, что считал необходимым сказать. Не любил и попирал в этой жизни лукавство, криводушие, наплевательское отношение к труду. Женился на украинке, имевшей в собственности добротный дом, который устоял и в годы войны. У них родилось шестеро детей: три девочки и три мальчика. Алла, мать Владимира, — старшая. В молодости она слыла активной комсомолкой. Судьба свела её с партийным работником Дмитрием Харламовым. Тот имел хороший голос, тонкий музыкальный слух, играл на скрипке. Молодые люди полюбили друг друга. Женились. Их дочь в младенчестве тяжело заболела. Дмитрий дал зарок, что скрипку возьмёт в руки только после выздоровления дочери. Малышка умерла. На скрипке в этом доме никто больше не играл. В 1931 году у Харламовых родился второй ребёнок — сын Владимир. Светловолосый крепкий мальчик с большими необычайно выразительными зелёными глазами и шелковистыми волосами пошёл в отца, как способный музыкант, и в деда, как мастер на все руки. У него была какая-то особая точность в руках. Всё он доводил до филигранности.

В годы войны Дмитрию Харламову, как ответственному партийному работнику, безукоризненно честному и порядочному человеку, поручили выполнять важное задание  — собирать пожертвования граждан на вооружение Красной Армии. С женой, имеющей немецкие корни, пришлось развестись. С большим мешком он ездил по городам и сёлам. Денег собирал много, но себе не взял ни копейки. После войны вернулся в семью.

При приближении линии фронта к Запорожью Алла с сыном эвакуировалась. Родителей взять с собой не могла. Мать болела, отец ухаживал за ней. Переживая за них, не дождавшись освобождения города, под бомбёжкой вернулась с сыном домой, но мать в живых не застала. Опоздала на четыре дня. Фридрих больше не женился.

Однако вернёмся к свадьбе. Подошли гости. Застолье получилось шумным, весёлым. Произносили тосты, хорошо поставленными голосами пели задушевные песни. Простые, трогательные слова песен волновали и нежили. Дмитрий Харламов, внимательно присмотревшись к Лиане, выдал речь: «Ну, что я скажу о невестке? Хорошая девочка. На меня похожа. Смотрите, чтобы никто её не обижал!» Родственники Владимира дружелюбно приняли Лиану в семью. Настороженно отнеслась к ней только младшая дочь Фридриха, узрев конкурентку на жилплощадь.

2.8.

Летние каникулы пролетели быстро и супружеская чета вернулась на занятия. И тут Лиане подвернулся счастливый случай. Когда человек чего-то очень хочет и искренне стремится к цели, жизнь дарует ему то, что он и не мог предвидеть. И если он проникает вглубь этого случая, принимает, как сигнал к действию, и решительно действует, то этим и определяет линию своей жизни.

Лучшие гимнасты Киева выступали на городском мероприятии. Лиана должна была показать вольные упражнения. Вдруг произошло непредвиденное. Прославленный тренер Мишаков, который вёл програму выступлений, обратился к членам своей команды: «Девочки, в очередь на бревно!» В ответ тишина. Бревно — коварный спортивный снаряд. Сложный и опасный. Падение с него — явление довольно частое. Желающих опозориться на показательных выступлениях не оказалось. И тут Лиана спешно приняла решение, подошла к тренеру и, сильно волнуясь, попросила: «Можно я на бревне?» В это мгновение её лицо приняло детское выражение, очень к нему идущее. Было в этом лице нечто привлекающее и побеждающее. «Можно, — рискнул Мишаков и громко объявил: — Упражнения на бревне выполняет Лиана Шерстюк».

Гимнастка решительно подошла к снаряду. Сдерживая волнение, на большом подъёме сделала наскок с упор-присева на левую ногу и резкого поворота. Работала точно, чётко, чисто. Чувствовалась необыкновенная сила воли. Красиво выполнив зрелищные акробатические элементы, завершила выступление эффектным соскоком с поворотом через стойку на одной руке.

Гром аплодисментов. Доволен и Мишаков, почувствовав характер, способный преодолевать трудности: «Девочка, ты выручила меня. Приходи завтра на тренировку. Беру тебя в команду». Так Лиана получила возможность тренироваться у самого Мишакова! Войти в команду Спортивного клуба института физкультуры, выступающую на Всесоюзных соревнованиях по всем видам спорта наравне с городскими командами. Теперь главное не опаздывать к нему на тренировки. Своим спортсменам он говорил так: «Если я опоздаю хоть на полминуты, вы имеете полное право сбежать с занятий. Но если опоздает кто-то из вас, тогда уйду я».

В альбоме Лианы две фотографии того периода. На одной — её выступление на бревне. Бо;льший интерес представляет даже не она, а зрители. На их лицах восторг, волнение, переживание за гимнастку, удерживающую равновесие на пятиметровом снаряде, поднятом над землёй на высоту более метра, с рабочей поверхностью шириной всего в десять сантиметров. На другой фотографии — Мишаков и его команда. Счастливые лица. Будущие звёзды, самые выдающиеся спортсмены ХХ века: Лариса Латынина,  Елена Кучеравлюк (Бирюк по мужу), Борис Шахлин и другие студенты, объединённые большой любовью к спорту.

О Ларисе Латыниной уже было сказано. С легендарной Елены Бирюк начался список «королев» художественной гимнастики. О Шахлине — самом прославленным в мире гимнасте ХХ века — следует сказать особо. Родился в 1932 году в Тюменской области. С 12 лет остался сиротой. Воспитывался бабушкой. В 1944 году стал заниматься в гимнастической секции, проявил умение бороться до победы. В 1951 году поступил в Киевский институт физкультуры. Его сразу же заметил Мишаков и взял в свою команду. Относился к нему по-отечески, понимая трудное материальное положение парня. В 1955 году Шахлин стал заслуженным мастером спорта СССР, а в 1958 году — абсолютным чемпионом мира. За вклад в Олимпийское движение награждён Серебряным орденом. Его имя включено в Международный зал гимнастической славы.

Знакомство Лианы с Шахлиным состоялось в спортивном зале, когда Лиана училась уже на втором курсе, а Шахлин только что поступил в Киевский институт физкультуры. Он показал отличные результаты по подтягиванию на перекладине, но ему тут же указали, что есть девчонка на втором курсе, которая может его превзойти. Вызвали Лиану на соревнования. Первым подтягивался Шахлин. «Раз! Два!... Десять! ... Пятнадцать!» Затем к снаряду подошла Лиана. «Раз! Два! .. Десять! ... Пятнадцать! ... Восемнадцать! Хватит! Победила!» Шахлин чуть не плакал. Проиграл девчонке!

Несколько слов следует сказать и о наставнике легендарных гимнастов Александре Семёновиче Мишакове. Тёмноволосый, высокий, подтянутый, сильный и выносливый человек избрал неспокойную, тяжёлую, выматывающую, но благодарную тренерскую работу, заполняющую жизнь радостью. Скупой на похвалу тренер-новатор заставлял десятки, сотни раз повторять одни и те же композиции, редко улыбался, но добивался того, что его подопечные приобретали уверенность, прочность, надёжность, обретали характер бойца и добивались побед в острой напряжённой борьбе. Добрый, справедливый, требовательный Мишаков, сумевший не одному спортсмену заменить погибшего на войне отца, по итогам прошлого столетия внесён в Книгу рекордов Гиннесса, как один из лучших тренеров ХХ века.

2.9.

Владимир Харламов успешно занимался пятиборьем. Сюда входили: фехтование, плавание, верховая езда с преодолением препятствий, лёгкая атлетика (бег на пять километров), стрельба из пистолета. Всё ему давалось легко, кроме верховой езды. Ранее он этим видом спорта не занимался. На ипподроме ему выделили послушную лошадь. Владимир относился к ней с любовью, подкармливал и постепенно осваивал нужные приёмы. На Всесоюзных соревнованиях вошёл в десятку лучших пятиборцев страны. Оказался он и талантливым изобретателем. Занимаясь фехтованием, заинтересовался устройством прибора, фиксирующего уколы и определяющего скорость реакции спортсменов. Внёс существенные изменения, которые признали изобретениями. Получил патенты. На конкурсе студенческих работ в Ленинграде его изобретения отметили в числе лучших. Ими заинтересовались специалисты космического центра. Владимир представил туда свои работы, но, не имея опыта, не позаботился о внедрении изобретений.

На очередных зимних каникулах Лиана отправилась домой, а Харламов остался в Киеве для участия в соревнованиях по пятиборью. Идут скачки с препятствиями. Володя в числе первых. Барьер взят. Ещё барьер. Вдруг лошадь останавливается перед препятствием, а всадник летит по инерции вперёд. Разбита голова. Струйкой течёт алая кровь... К спортсмену подбегают. Жив? Потерял сознание, но дышит. Скорая помощь увозит пострадавшего в больницу. Когда Лиана вернулась в Киев, Володя, не вылежав положенный срок, уже выписался из больницы. Молодость! Всё кажется просто, но пятиборье пришлось оставить.

Весной Лиана почувствовала в себе новую жизнь. Володя очень обрадовался известию. Однако решили пока не афишировать событие и продолжать тренировки. Лиане, как успешной спортсменке на всех гимнастических снарядах, поручили провести испытание в заводских условиях принципиально нового спортивного комплекса. Отказаться неловко. Мишаков доверил именно ей, надеется на успех. Соглашаться тревожно. Не повредит ли это будущему ребёнку? Рискнуть? Риск Лиане по душе.

Испытания прошли успешно. Мишаков остался доволен и стал ещё больше внимания уделять Лиане. Предлагал остаться на кафедре, поступать в аспирантуру, но её мысли уже совсем о другом. Быть любимой, родить ребёнка куда важнее, чем стать знаменитой, популярной. Судьба готовила ей другую стезю.

Получив диплом с отличием и направление на работу, Лиана отправилась в Запорожье. В областном комитете спорта ей предложили место инструктора. Нет! Возиться с бумагами — это не для неё. Она тренер. Ей нужна творческая работа. Вернулась в Киев, попросила открепление. Со свободным дипломом поехала в Днепропетровск, считая, что рожать ребёнка лучше там, где мама.

А дома обстановка существенно изменилась. В семье брата родился сын Олежка. Клавдия просила свекровь бросить работу и нянчить внука. Мария не согласилась. Вызвали для Олежки бабушку Таню из Николаева. Неграмотная женщина, которая никогда ранее не была в кино, зажила новой жизнью. Три бабушки: Серафима, Мария и Таня, быстро нашли общий язык, нянчили по очереди Олежку. Втроём ходили гулять, охотно посещали кинотеатр и активно обсуждали просмотренные фильмы.

Лии в Днепропетровске уже не было. На четвёртом курсе она вышла замуж за обожающего её Толика. У них родился сын. Окончив учёбу, оба получили направление на работу в Кривой Рог и уехали, прихватив с собой няню, которая в своё время вынянчила Лию и стала уже как бы членом семьи. Именно её, а не Елизавету Наумовну, сын Лии станет называть бабушкой. Сёстры увидятся теперь нескоро.
Продолжение http://www.proza.ru/2016/02/20/16