Рита... моя Риточка...

Раиса Ежак Левина
Как обухом по голове... я даже не знаю, с чего начать...

Жизнь распорядилась как-то так, что мне не довелось поухаживать за своими родителями, и не по причине, что я такая плохая дочь, а просто папа умер, когда мне не было еще 13-ти, скончался скоропостижно в рейсе, в США (онкология). Потом его везли домой 21 день...

Через много лет маму забрали с инфарктом в больницу, и она оттуда уже не вернулась...

И вот моя работа здесь, в Израиле, дает мне возможность хоть как-то восполнить свой долг перед моими родителями, во всяком случае, я это воспринимаю так...

К Рите меня привезла из конторы социальный работник в 2007-ом году, 9-ого марта. Мне было так все в строчку, что даже при всем моем умении волшебить, я удивилась такой сбыче мечт: удобно от дома, т.е. без транспорта, все по дороге (магазины, базар, аптека, что очень важно, когда занимаешься с пожилыми людьми), и к ним надо было ходить не с утра пораньше, а к часу дня -- это вообще не реально, т.к. обычно всем надо именно ни свет, ни заря.

А при моей любви к поспать -- это было просто невероятно здорово!

Рита жила с Борисом . В соседнем городе есть дочь (муж и трое детей). Моя подопечная в прошлой жизни кандидат био-химических наук, а Борис -- художник, т.е. интеллигентные люди, но самое замечательное, что оказалось в них, так это то, что они -- одесситы!!! Это еще бОльший подарок для меня, чем поспать, т.к. я без юмора не могу прожить ни минуты.

Рита сразу меня спросила, можно ли обращаться ко мне "на ты"? На что я согласилась с удовольствием. И сама мне разрешила к ней обращаться, не расшаркиваясь, но у меня так и не повернулся язык называть ее так же, ведь она мне годилась в матери.

Я подружились и с ней, и с ее мужем с первых минут нашего знакомста, но в отличие от Риты, у Бориса характерец -- мама дорогая (мой)! Рыба -- т.е. голова-хвост, да еще и холерик по темпераменту, короче -- мое зеркало, а Рита -- полная его противоположность, и, хотя ее День рождения -- 21-ое августа, но это она только по зодиаку -- львица, а по всем параметрам -- дева. А это мой знак: и для дружбы, и для любви.

Как работалось? Замечательно! Без единого конфликта за все время. Когда у тебя есть моральное удовлетворение, то и физическая усталость не в счет, хотя я и не скажу, что сильно уставала. Рита сидела в кресле, и я, выполняя свою работу, постоянно с ней общалась, а это было удовольствие для нас обеих.

Я даже пригласила к ней своего парикмахера, который был очень рад знакомству с такой приятной женщиной, потому что слово "бабушка" к Рите не подходило вообще, да и к Борису -- дед, тоже как-то не очень. Не подоходило совсем, несмотря на их такой почтенный возраст. Но потом Сергей приезжал за нами к ней на своей машине и увозил к себе домой, т.к у него оборудован салон специально для клиентов, и это было гораздо удобнее.

Этот вояж приносил радость всем, особенно, Рите! Она как будто молодела сразу на пару-тройку десятков лет. Улыбалась еще шире и чаще, а потом Сергей развозил нас по домам: сначала меня, т.к. ближе от него живу, а потом уже сам вез и провожал свою клиентку до самой квартиры.

Она любила читать, и я ей постоянно приносила книги из своей библиотеки, и не только художественную литературу, но и книги по психологии, а потом мы все это обсуждали. Борис частенько принимал участие в наших диспутах, мотивируя тем, что ему надоел телевизор.

Причем, Рита заметила, что раньше, при предыдущей помощнице, ему телевизор надоедал гораздо реже. Борис на эту ее подначку не обращал никакого внимания, даже согласился с женой и аргументировал свое присутсвие в комнате с нами, что Раиса замещает не только телевизор, но и радио, и даже театр.

На большие праздники (Рош-а-Шана, Пейсах) и мой день рождения мне дарили деньги, хотя это категоричски запрещено правилами конторы, причем, очень приличные суммы для пенсионеров (50 долларов и более), на которые я всегда что-то себе покупала из одежды и приносила им показать, чтобы продемонстрировать их подарки. Радости было у них, что и передать невозможно, будто эти деньги не они мне давали, а я -- им.

Признаюсь честно, что мои подарки им были гораздо скромнее, да и те они с Борисом брать не хотели, но
то, что им было очень приятно, не сомневаюсь. Особенно, цветы! И я ей их приносила даже просто так. И Рита не разрешала их долго выкидывать, даже когда они увядали.

Потом ко мне сюда приехала моя подружка детства. Мы с Иринкой познакомились, когда мне было 19-ть, а ей -- 15-ть, так что уже и не подсчитаешь, сколько веков мы дружим! Я с разрешения Риты привела Ирину к ним в гости. И с того дня, сколько моя Иринка была у меня (полтора месяца), она практически каждый день ходила со мной на работу. И я делала по дому то, что мне положено, а Иринка ходила с Ритой на прогулку.

Если мне надо было по партийным делам уехать в Иерушалаим, хотя это было и не так часто, то она ворчала сильно, хотя это было не в рабочее время, и мне не надо было отпрашиваться, а потому!!! (я сначала даже этого и не знала), что она за меня элементарно боялась и переживала, и грозилась позвонить самому Либерману, чтобы "устроить ему выговор".

А что касается отпрашиваний, то даже не надо было заранее предупреждать: стоило мне ей позвонить и сказать, что у меня какой-то форс-мажор, то она тут же просто спрашивала:"А завтра ты к нам придешь?" И я отвечала, что конечно же "да". Хотела ей тут же объяснить причину своего сачкования, но она и слушать ничего не хотела, а говорила:"Нечего тратить деньги на разговоры! Вот завтра будешь у нас и все сама расскажешь, бо мы с Борей ждем театра!"

А потом дочь Риты надумала строить виллу и забрть родителей к себе. Меня это сообщение радовало ниже среднего, но что поделаешь? И вот этот день наступил, когда надо было прощаться... На тот момент я у нее проработала три с половиной года (октябрь, 2010).

Но даже, когда они уехали жить в Хадеру, мы не потеряли друг друга, постоянно перезваниваясь по телефону: это был целый ритуал! Я выбирала специально такое время, чтобы этого времени было много, потому что ее интересовало все, что связано с моей жизнью, начиная от меня с мужем и, заканчивая внучечками, и даже котом.

Когда они жили еще в Натании, как они с Борисом радовалась за нас с мужем, когда Танечка вернулась из Армии! А выставка работ нашего сына в Тэлави -- она просила зятя отпроситься с работы и отвезти ее тоже! Но не сложилось...

И вот как-то у меня моя Риточка спрашивает:"Когда мы вернемся в Натанию с Борей, ты снова будешь у нас?" Я от неожиданности просто растерялась: с одной стороны -- обрадовалась и сразу же, тут же сказала, что ДА! Обязательно! Я буду только рада!!! А с другой... "Рита! Что случилось, дорогая?" -- "Я тебе потом все расскажу, Раюша! Это не по телефону!"

Последний раз мы с ней беседовали 15-ого марта. Я позвонила поздравить Бориса с Днем рождения, но мои поздравления имениннику были минуты две, а потом часа полтора было общение с ней, с моей Ритой. И как хорошо, что мне не надо было никуда торопиться, как хорошо, что так долго разговаривали, даже для наших длительных общений, это, последнее, было таким долгим и таким теплым... прощальным.

Я, чтобы ее приободрить, тоже пригласила на мой тренинг на фестивале. Она засмеялась и сказала, чтобы я не хулиганила, что ПОКА ей не до фестивалей, что ей и сейчас светло от моего стиха про виллу, который я ей читала почти 4-е года назад. Они с Борисом были первыми моими благодарными слушателями, не считая домашних...

И вот звонок Петровича с таким известием просто оборвал мне сердце...

Ириш, я знаю, что ты прочитаешь, что тоже расстроишься очень, но скажи хоть два слова, ведь ты их тоже любила, как и я...