Вовкины победы. Истоки

Сергей Ульянов
               
                Памяти заслуженного тренера России по боксу А.П. Бакуменко.

- Шейку танцевать только парами,  -  прервав игру  вокально-инструментального ансамбля,  через микрофон предупредил толпу пожилой директор турбазы.  Он чем-то  напоминал закоренелого бюрократа Огурцова из фильма «Карнавальная ночь».

Разгоряченная танцплощадка  замерла в недоумении:  - Быстрый   «шейк» - парами?

Вновь  тишину взорвали  электрогитары и ударные инструменты.  Однако танцующие  перестраиваться  в пары и не подумали.

 Энергичнее всех на круглом пятачке отплясывали гости  из соседнего спортивного лагеря: легкоатлеты, волейболисты, гимнасты и боксёры.

…Вовка упивался  движениями  под музыку рядом с  друзьями  по боксёрской секции.  Хороший танец  шейк.  Можно прыгать,  как на тренировке, при  упражнении «бой с тенью»!

Тогда,  в 1972 году,  юные спортсмены  из  Сызрани приехали тренироваться и отдыхать в спортлагерь «Юность».   Он расположился  на живописном побережье Усинского залива. Здесь находились десятки турбаз и пионерских лагерей.

 Стараниями  старшего тренера А.П. Бакуменко боксёры попали в лагерь впервые.  Александр Петрович совсем недавно приехал из Краснодарского края.  В спортивной школе он  возглавил секцию бокса.  Под его опекой тренировались  мальчишки  в возрасте от десяти до семнадцати лет. В секции занималось много ребят из неблагополучных и малообеспеченных семей. У некоторых  мальчишек  были  проблемы с милицией.

Здесь,  на лесном берегу, среди сосен и берез,  в деревянных домиках  жили спортсмены и тренеры. Режим дня  в  лагере был строгий.   Утром большой кросс по лесным дорожкам  и  длительная зарядка.  Перед обедом – первая тренировка,  за три часа до ужина – вторая.  Для закрепления  навыков  проводились соревнования.

Кроме того, ребята еще и трудились.  Лагерь расширялся, и они  помогали подносить стройматериалы, таскали кровати и матрасы, красили новые домики, приводили в порядок территорию.

 Была организована и  культурно-воспитательная  программа.   Спортсменам  давали концерты и показывали кинофильмы, проводились  встречи с фронтовиками и писателями. Бесцельно по лагерю никто не слонялся – у ребят  не было ни одной свободной минуты.

… В разгар танца Толю,  Вовкиного друга и одноклассника, «случайно» толкнули в спину.  Виновник не извинился.  Нагло ухмыляясь, он  явно провоцировал друзей.  И  конфликт не замедлил вспыхнуть.

-Давайте отойдём!  - сверкая золотой  фиксой,  с вызовом ощерился  провокатор. Под соснами Толю и Вовку уже поджидали его дружки.  Анатолий был не по возрасту развитым парнем и в боксе  подавал большие надежды.  - Юноша со сложившимся  характером,  - так говорили о нём школьные учителя. Поэтому, пока  Вовка  собирался с духом, Толя уже сделал задуманное.  Он стоял под сосной   и  дул на свои ушибленные при ударе пальцы. Фиксатый лежал на мягкой хвойной подстилке, а его дружки, выпучив глаза,  застыли от удивления.

 На помощь к враждующим сторонам спешили подкрепления.  Массовую драку   остановили тренеры во главе с  Бакуменко  и несколько крепких  мужчин   из числа отдыхавших на турбазе.  В адрес спортсменов от фиксатого и его дружков сыпались угрозы:  - Погодите. Мы вас еще отметелим!
 
После  стычки боксёрам было  запрещено появляться на танцах. А Толя за удар, нанесённый первым, получил от тренеров  взбучку,  которую запомнил надолго.

… Этот конфликт назревал уже давно. На побережье каждое лето кучковалась  приблатнённая   шпана. Она считала себя «самой козырной», и ей не терпелось поскорей проверить боксёров   на прочность. Все началось с мелких подлостей.  То кого-то из боксёров-малолеток  посадят в глубокую яму, то отберут у них   деньги. И здесь Бакуменко приходилось улаживать последствия случившегося  и принимать меры на будущее.  Он ласково успокаивал плачущих малышей, пытался разобраться с хулиганами при помощи  руководителей  спортшколы.

…Отсутствие боксёров на танцах шпана расценила как признак слабости.  Но о своем обещании «отметелить»  не  забыла.
               
В один из вечеров Вовка с ребятами  умывались и купались на реке после вечерней тренировки. Неожиданно на полупустой пляж вышла  кодла, вооруженная  кольями и палками. Её возглавлял «пахан»,  голый по пояс и весь покрытый  синими  татуировками.

И опять, словно из-под земли, перед пришельцами  появился  Бакуменко.  Массивная фигура Александра Петровича  в красной майке и тренировочных штанах, со свистком, висящим на шее, ярким пятном  выделялась на фоне песчаного берега.  Лицо  Бакуменко с   вислыми  казацкими усами было невозмутимым.  Его  спокойная  уверенность укрепляла дух в учениках  и обескураживала  нападающих.

Вовка вдруг обнаружил, что их учитель  поразительно похож  на Тараса  Бульбу!   В гоголевской повести казацкий полковник  первый вставал на пути ляхов, чтобы вступить с ними в бой.

Главарь  взмахнул  дубиной  и  пошел  на тренера.  - Ах, ты,   подонок… - выплеснул свое  презрение  Бакуменко.  И через секунду тяжелый кол, вырванный  из рук блатного,  полетел в воду, взметнув брызги. Прозвучала звонкая  затрещина.  От удара ладонью по шее «козырной» отлетел в сторону и,  потеряв равновесие,  упал на четвереньки.

Лицо наставника  стало грозовым. Он сделал  последнее предупреждение и, защищая  мальчишек,  был готов ко всему. Александр Бакуменко, мастер спорта СССР и   тренер,  который готовил боксёров международного класса,  мог  покалечить любого из  нападавших одним ударом кулака…

- Товарищ тренер,  товарищ тренер,   -  со всех сторон послышались   извинительные возгласы  шпаны.

Вовка и его друзья  плотно окружили Бакуменко.  Они молчали.
Нельзя было узнать, о чем думал каждый из них. Но по лицам ребят можно было догадаться, что произошедшее они запомнили крепко. Уже тогда многие из них определились  -  с кем идти во взрослую жизнь, чтобы побеждать.  Такой выбор сделал и Вовка.


От автора.    Имена героев,  кроме А.П. Бакуменко, изменены. 

На фото 70-х годов из Интернета:
вот таких мальчишек растили тренеры. Низкий поклон нашим наставникам...