У Христа на ёлке

Глеб Тропин
               
     ( Короткометражный фильм по одноименному рассказу
                Ф. М. Достоевского ).       

     Где-то зауныло, протяжно воет собака.
     Картинка - полная тьма.
     Затем камера, перемещаясь вдоль стены полуподвала, выхватывает в полумраке горящей сальной свечи сидящую на топчане фигуру, обернутую в старый огромный тулуп. Это старуха.

     СТАРУХА ( покачиваясь вперед-назад ) : " За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные. За яства сахарные... За питья.. Сахарные... Сахарные... " .

     Камера медленно скользит дальше. У другой стены лежит неподвижно едва различимая фигура, укрытая по шею каким-то тряпьем .
   
Камера медленно скользит дальше. У изголовья неподвижной фигуры на таком же топчане - нечто, накрытое тулупом, как у старухи. Камера останавливается и скоро тулуп шевелится сначала один, а потом и второй раз. Затем - резко распахивается и из-под него показывается голова мальчика лет шести, а может и чуть меньше. Со страхом глядит вверх по лестнице, откуда проникает тусклый свет, чуть мигая, и воет, воет собака.
     Вдруг вой прекращается. Мальчик слазит с топчана и подходит к неподвижно лежащей фигуре.

     МАЛЬЧИК ( трогая фигуру за плечо ) : " Мама... Мама... ".

     Снова начинает выть собака и мальчик спешно прячется под тулуп на своем прежнем месте.

     СТАРУХА : " На свою голову !" ( Собака перестает выть. Старуха, перевернув распластанный в изголовье комок тряпья,  ложится лицом к стене ). " Хлеб-соль и во сне хорошо. Яства сахарные... Питья медвяные... Медвяные... А варежки-то потерял, поганец. Плохая примета. Плохая... Плохая... Митек от беды не убег ... Варежки сахарные...Пальтишко медвяное...".

     От старухи камера скользит вдоль стены, выхватывает очертания неподвижной фигуры. Затем перемещается чуть дальше и останавливается на тулупе, укрывшем мальчика, в котором приоткрывается щель. Из нее раз за разом выдувается едва различимый поток пара: это Мальчик нашел себе забаву. Затем он скидывает с себя тулуп,  опять слазит с топчана и снова подходит к неподвижной фигуре.

     МАЛЬЧИК ( наклонившись лицом к лицу ) : " Мама... Мама...".

     Камера выхватывает белое лицо, бледные губы неподвижной фигуры.
     Мальчик подходит к своему топчану, нашаривает в углу худенькое пальтишко. Одевает. Рукава - значительно длиннее рук. Со страхом смотрит вверх по лестнице. Тишина. Затем поднимается по ступеням, выглядывает из подпола. Влезает в пустую комнату. Озираясь по сторонам, подходит к двери. Открывает.
     Внезапно - яркий свет бьет в глаза. Щурится. Нерешительно выходит на улицу. Еще не привыкнув к свету, делает несколько шагов вперед и едва не попадает под колеса пролетки. Извозчик кричит ругательства. Мальчик отскакивает назад и чуть не сталкивается с молодой парой, идущей по заснеженному тротуару, держась за руки. Они моментально отстраняются и, не разжимая рук , поднимают их так, что мальчик попадает под "мостик", "ручеек". Девушка громко смеется, молодой человек ей что-то весело ( неразборчиво ) отвечает. Уходят, не обернувшись.
     Мальчик долго смотрит им вслед, пока навстречу, минуя счастливую пару, важно  заложив руки за спину, выпятив вперед,  выдающийся большим арбузом живот, - не показывается блюститель порядка. Едва завидев несчастное существо, он важно, словно гусь, переходит на другую сторону проспекта.
     Теперь мальчик  заглядывается по сторонам . Вокруг яркие праздничные огни , люди, пролетки, кареты ... Он очень замерз и небывало голоден. Присев на корточки, сложив руки меж ног и затем вытянув их вперед, он дрожит и, подтянув рукава, смотрит на свои онемевшие от холода пальчики. Пытается ими шевелить. Поднеся их ко рту, глубоко выдыхая, долго на них дышит.
     Поднимается в полный рост. Заглядывая в празднично украшенные витрины и дуя,  дуя поочередно в длинные рукава, идет по озаренному огнями проспекту .
     У одной из витрин - множество народа . Он, маленький, протискивается сквозь толпу к самому стеклу. За стеклом - забавные механические фигуры кувыркаются, прыгают, играют на скрипках, бьют в барабаны. Камера выхватывает лицо мальчика со стороны кукол. Он улыбается.
     Пробирается сквозь лес пальто и полушубков и идет дальше по проспекту.
     Останавливается у большого окна, за которым вокруг наряженной елки бегают, резвятся дети. Чуть поотдаль стоит солидный мужчина с красивою бородою, обнимающий рукою за талию стоящую рядом женщину в красивом платье. Девочка ( лет семи ) подходит к мальчику ( лет шести ), делает изящный реверанс, приглашая его на танец. Дети медленно, по-детски выверяя движения, танцуют вальс .
     Снова - камера на лицо мальчика из комнаты: он утирает слезы .
     Мальчик, с трудом поджав длинные рукава, снова смотрит на свои онемевшие пальчики, пытается ими пошевелить. Затем разворачивается и пускается бежать. Сворачивает в освещенный, но безлюдный переулок. Зачерпнув рукавом горстку снега, жадно его ест .Издалека ( из точки ) бежит по направлению к камере. Затем, приблизившись ( крупный план ), останавливается у окна, смотрит .
    
      За столом две нарядные барышни и один господин,  живо жестикулируя,
о чем-то весело беседуют. Стол накрыт всевозможными яствами.
     Мальчик оборачивается: к дому подъехал извозчик. Из пролетки выходит богато одетый господин и заходит в парадную дверь. Мальчик направляется вслед за ним. Едва он входит в подъезд - фигура господина ( под неразборчивую мелодию женского сопрано ) исчезает за дверью в квартиру.
     Мальчик поднимается по ступеням, останавливается у двери. Из квартиры - громкий женский смех вперемешку с густым баритоном.
     Мальчик наскоро крестится, открывает дверь. Входит.
     Все замолкают, глядя на вошедшего. Пауза... Ребенок смотрит на стол с яствами.
    
     ПЕРВАЯ ДАМА ( по-французски ) : " Мария, откуда здесь появилось это маленькое привидение? Как видно, я не напрасно  упрекала тебя в том, что ты всякий раз легкомысленно забываешь запирать двери. По истине - твоя невнимательность способна порождать чудовища " .
    
Мужской смех.
    
     МАРИЯ ( по-французски ) : " Жюли, не стоит так волноваться. ( Вскакивает из кресла. Обращаясь к двум недоумевающим мужчинам по-русски ): " Господа, я вмиг все улажу ".
     Роется в фермуаре. Достает из него монету, подходит к мальчику. Закатав рукав его пальто, берет ладонь и вкладывает в нее монету. Затем спешно открывает дверь.

     МАРИЯ : " Иди, иди, мальчик. Господь с тобою. ( Мальчик застыл на месте . Смотрит на стол с едой .Она, разворачивая его к выходу, оборачивается к Жюли ) : " Евгения Осиповна, дорогая. Моя нерадивость явилась причиной небывалого случая, какие возможны только в подобный сказочный день. Если вы будете настаивать на том, что это не забавно, то я буду вынуждена впредь лишать вас еще более волшебных фантасмагорий.

     ПЕРВАЯ ДАМА : " Сделайте милость, душечка. Боюсь, что второго подобного сюрприза мне не пережить".
    
     Мальчик выходит под дружный несмолкаюущий смех .
    
     В переулке разыгралась метель. Оглядывается по сторонам, закрывая лицо рукавом от ветра. У окна, в которое он заглядывал, стоит девочка лет десяти, а может и меньше.
     Мальчик, смотря на нее, нечаянно разжимает кулак и монета падает на мостовую. Катится. Замерзшие пальчики безуспешно пытаются ее остановить до тех пор, пока на нее  ( резко, неожиданно, крупным планом ) не ложится грубый черный изношенный сапог.

     14-ти ЛЕТНИЙ БОСЯК : " Что упало, то пропало, что приплыло, то мое ! " ( Мальчик делает слабую попытку поднять сапог .) " Отвянь, тля! Беги к мамаше, покуда цел ".
    
     С разбега, головою вперед, в него врезается девочка, которая стояла у окна.
    
     БОСЯК : " Оп-па ! Да здесь - заговор против пролетариата! Сань! Саня! Поди-ка скоро сюда!

     ДЕВОЧКА : " Не тронь его, не позволю ! " .

     БОСЯК  : " Сказал мне жандарм : не позволю на волю. А вот это?" ( Достает нож. Хватает мальчика за подол пальто и разрезает его ножом . Хватает мальчика за грудки. Подносит нож к лицу ) " Ух , попью кровушки детской ! " .

     ДЕВОЧКА : ( Хватает мальчика за руку ) : " Бежим ! ".
    
     Босяк, ухватившись за воротник, сдирает с убегающего мальчика пальто. Дети бегут. В темном переулке прячутся за дровяник. Девочка расстегивает свое пальто и, одной рукою обняв мальчика, накрывает его спину .

     МАЛЬЧИК : " Когда посидим, я покажу тебе живые куклы " .

     Девочка сильно прижимает его к себе. Мороз крепчает. Кладет свою голову поверх его головы. Усыпают ( замерзают насмерть). Картинка - полная тьма.

     Сквозь полную тьму - звонкий, радостный голос : " Дети ! Дети ! ". Открывают глаза.

     ЖЕНЩИНА  ( в красивом белом платье, светящемся в полутьме ) : " Милые мои , пойдемте! " ( Подает им руки ).

     Внезапно  ( картинка идет без звука ): яркий свет, блистательный зал. Сказочная елка, горящая разноцветными огнями, вокруг которой попарно танцуют дети, одетые в небывало красивые костюмы и платья. Кажется, что они не касаются пола.

     Девочка ( в бальном платье ) подходит к Мальчику ( смокинг ), делает реверанс, приглашая его к танцу. Становятся в позицию. Замирают. Громко  ( включается звук ) - вальс. Кружатся в танце.
     Камера поочередно выхватывает то лицо Мальчика, то лицо Девочки. Их лица серьезны и сосредоточены.

     Вдруг выражение лица Девочки, смотрящей вдаль, изменяется. Полуоткрывает рот, глаза расширяются. Музыка становится тише.

     ДЕВОЧКА  ( разорвав объятия, бежит к женщине, одетой в красивое голубое платье и протягивающей вперед руки ) : " Мама. Мама ! Мамочка ! " .
    
     Подбегает к женщине. Та обнимает ее за талию и поднимает. Снова - громко - музыка, вальс. Кружатся.

     Мальчик смотрит. Из его глаз текут слезы. Внезапно раздается голос мамы мальчика.
    
     МАМА : ( громче музыки ) : " Митя ! Митенька ! Сыночек мой ! " .

     Мальчик оборачивается . Перед ним - мама в таком же красивом голубом платье тянет руки к сыну .
     МАЛЬЧИК : " Мама ! Мамочка ! Мамулечка ! " . ( Бежит к ней. Попадает в объятия. Громко -вальс. Кружатся. Камера поднимается: множество красивых пар кружатся в ярком свете ).