Бурный поток

Сергей Линьков
Прошёл уже не один год с увиденного мною в природе интересного явления и так надолго оставшегося в моей памяти. Нет-нет, но и вспомню об этом или расскажу при случае знакомому человеку. Увидел это в природе случайно, так как оказался в то время в том месте.

Летом вывез свою пасеку в степь. Пасеку разместил в пологом яру, на его дне, где росли две рощи. "Пасека будет защищена от ветров и зноя, да и пчёлам в ветреную погоду легче будет долететь до ближайших полей гречихи, подсолнечника и брошенного поля с осотом". Как мне тогда казалось лучшего места для размещения пасеки не найти.

Пчеловод я был увлечённый, с опытом. Прежде чем вывезти пасеку, я подготовил место для неё. Для этого разметил места под ульи пасеки, скосил траву. Для пчелосемей в многокорпусных ульях были подставки, а пчелосемьи в ульях-лежаках я решил поставить на кольи. Кольи заготовил из сухих деревьев посадки. Вбить колья в сухую землю оврага было трудно, но с молодыми  помощниками работа шла быстрее. Дня два ушло на подготовку места.

Улья пасеки были размещены вокруг рощ. По самому дну оврага стояли на кольях улья-лежаки, а на небольшом подъёме оврага стояли многокорпусные ульи. Я был доволен таким размещением.

Июнь был без дождей, а июль месяц оказался на редкость дождливым. Дожди шли часто, с раскатистыми громами и сверкающими молниями. За день я насчитывал по три-четыре дождя. Пчёлы начинали работать, но надвигающиеся тёмные грозовые тучи пугали их и они быстро прятались в свои ульи. Приближающееся ненастье, дождь пчелы способны быстрее человека определить. В этом я убеждался не один раз.

Один из таких июльских дней был особенно дождливым. Два дождя прошли до обеда. Я был на пасеке, прятался от дождей в машине. Начинался третий дождь, с юга надвигались огромные темные тучи. Пчёлы спешно возвращались с цветущего осота. "Будет сильный дождь", - подумал я. Дождь был продолжительным: вначале шёл обычный дождь, но минут через двадцать начался сильный ливень. Ливень продолжался  минут тридцать, может и меньше. Когда я вышел с машины, на дне оврага была вода, глубиной 10-15 см. Меня зто не беспокоило, так как ульи-лежаки располагались на высоких кольях. "Как хорошо, что я поставил ульи на колья", - думал я, обходя пасеку. Стенки ульев с южной стороны намочил дождь, но это так часто бывает при дожде с ветром.

Дождь прошёл, стало как-то необычно тихо. Среди этой тишины с восточной стороны мне слышался мерный шум. Я насторожился и стал всматриваться в этом направлении. Шум нарастал и приближался. Усилилось и моё волнение. Чтобы узнать, откуда шум, я быстро пошёл по дну оврага на восток. Обойдя рощу и, посмотрев вдаль, я чуть не вскрикнул  от ужаса. Метрах в трёхстах я увидел несущийся мне навстречу бурный поток воды. Я быстро вернулся на пасеку, поток меня опередил(настолько он был стремительный и шумный). Возможно, можно было бы успеть один-два улья в лежаках вынести с низа оврага, но я был один на пасеке.

Я смотрел на бурлящий поток, видел как вода потока дошла до доньев ульев. В голове моей за эти минуты (мне показалось время остановилось) пронеслось много мыслей и одна из них была: "Насколько человек беспомощен перед стихией природы". Спасло пчелосемьи пасеки и меня от разорения то, что ульи стояли на высоких кольях. Вода бурлящего потока дошла до доньев ульев, минут 5-10 не поднималась выше и к моей огромной радости стала спадать. За эти двадцать минут, я о многом успел подумать, я помолился Богу, надеясь на его милость.  Моё отчаяние вначале сменилось на смирение (что будет, то и будет) и как я обрадовался, когда увидел, что уровень воды потока пошёл на спад.

Читателю интересно будет узнать, откуда вдруг возник такой бурный поток. Я понимаю и мне самому было интересно узнать. Когда я пришёл немного в себя, любопытство взяло верх и я направился быстро на восток. Поток был мутным и он оставил след. Пройдя по следу потока минут 20-30-ть, пройдя рощу, я увидел большой воронкообразный овраг. Одна сторона этого оврага видимо со временем водой размылась. Так при сильном ливне вода сбегает со склонов огромного воронкообразного оврага вниз, а затем вытекает по дну размытой стороны его.

19 февраля 2016 г