Дневник скрипача

Асель Татаева
Дневник скрипача

Люди, приходящие в наши жизни, оставляют твёрдый отпечаток. У кого-то это жизненный опыт, кому-то наказание или, наоборот, счастье. Но самое главное – оставаться человеком в любых ситуациях.
Я слишком рано понял, что жизнь не всегда открывает яркие краски. В детстве, когда мне было десять лет, я смело отличал эти краски. Они были для меня настолько красочными и жизненными, что я до сих пор внимаю каждый оттенок. Даже смесь тёмно-синего с оранжевым цветом, или белый с чёрным. Я мысленно представляю себе эти цвета, смешивая их в своей голове. Иногда я могу почувствовать запах этих цветов, настолько они запали в мою голову.
В детстве детьми мы не до конца осознаём, для чего пришли в этот мир. Родители радуются нашему появлению, смеются, если смеёмся мы и плачут, если у нас случается беда. Но они не смогут нас научить жизни так, как учит сама жизнь. Мы редко задаём вопросы «Что такое жизнь?», «Как живётся в мире взрослых?». Детьми мы только начинаем вступать во взрослую жизнь.
  Я очень любил своих родителей. Помню, как папа разбудил меня утром. За о;кнами кружился снег, падая на землю. Мама стояла возле наря;женной ёлки. Она была сонной, но очень красивой. Я всегда всем говорил, что моя мама – самая красивая женщина в мире. И я был прав. Везде, где бы она ни появлялась, все взгляды были устремлены только на неё. Неудивительно, ведь она всегда блистала на сцене. Своим сопрано она покоряла зрителей.
Тогда в Новогоднее утро мама с папой приготовили для меня сюрприз. Это утро я не забуду никогда. Мне было десять лет, и родители подарили мне первую скрипку. Радости не было предела, потому что я мечтал о ней весь последний год! Да, я был не очень усидчивым ребёнком. Но, тем не менее, я начал подумывать о скрипке, как о самом виртуозном инструменте из всех. Я думал так: если я научусь играть на ней, то я буду победителем и элитой среди всех инструментов мира. Ведь с самого детства меня окружала музыка. Я слышал множество красочных оттенков, различных тембров и окрасок.
Вы подумаете, почему меня не отдали на скрипку сразу? Я не любил упорствовать, а заниматься каждый день – это было не для меня. Тем более, я считал, что в мир музыки я смогу попасть благодаря своей маме. Она оперная певица и доро;га мне открыта. Но, не всё так просто!
В то Новогоднее утро, когда родители подарили мне скрипку, которая вдохновила меня, они покинули этот мир. Вечером, возвращаясь с ресторана, который находился загородом, папа не справился с управлением. Была страшная вьюга, из-за которой мы ехали «вслепую». Даже у человека со сто процентным зрением не получилось бы ничего увидеть. Стремительно летящий снег заметал всё на своём пути. Погода стояла просто жуткая. Мы попали в аварию…
С тех пор в моей памяти всплывают воспоминания. Они, как кусочки фотографий. Иногда их видно отчётливо, а иногда нет. Я помню, что в аварии пострадала ещё машина. Наверное, мы столкнулись с ней, ехав навстречу в кромешном тумане. Мои родители погибли, а я оказался в реанимации…
После того, как я узнал о смерти папы и мамы, я не ел и не пил несколько дней. Конечно же, я потерял вес, исхудал, и практически ничего внешнего уже не осталось от меня прежнего. Я злился на Бога, проклинал судьбу за то, что несправедлива по отношению ко мне. И перестал любить жизнь, которая отняла моих родителей. Но жизнь, кажется, отвечала мне тем же.
Проснувшись после нескольких дней, я дотронулся до своего лица. На глазах были туго завязаны повязки. Я пытался снять их, но медсёстры взволнованно отвечали, что мне просто нужно потерпеть. Прошла, наверное, неделя после аварии, когда мне начали делать снимки, операции. Каждый день я-то просыпался, то засыпал. Но всегда в полной темноте.
Мне кажется, что мы неосознанно используем слова. Мы бросаемся ими, обижая близких людей. Я понял это, когда ко мне стали приходить воспоминания ушедших дней, которых теперь не вернуть. Ведь я часто капризничал, доводил родителей своими «хочу» и «купите». Жизнь поставила меня на место. Пусть даже такой ценой.
После того, как я узнал, что моё зрение больше никогда не вернётся, я горько плакал. Слёзы продолжали идти из моих глаз. Глаз, которые больше не увидят солнечный свет. Я больше не смогу восторгаться живописным миром, который создал Бог. От этих мыслей мне стало так страшно!
Мало этого, выяснилось, что квартира, которая была у нас, родители снимали. Они откладывали долгие годы деньги, чтобы купить мне строящуюся квартиру. Меня отправили в детский дом для детей-инвалидов.
Живя под одной крышей с детьми, которых бросили родители или те, кто остались без них, я начал сильно скучать. Моя душа хотела обратно в тёплый дом, где просыпаясь, меня целовала мама. А по утрам отводил в школу папа. Я безумно скучал по ним. Чтобы обратить на себя внимание, я часто устраивал истерики, которые проявляют девочки. Воспитательницы не могли справиться с моим характером. Я перестал быть тем, кем был раньше.
К моему детскому тогда ужасу, деньги, которые отложили родители, забрали некие родственники. Но я ведь был мал, и у меня не было никаких прав, которые имеют взрослые! Я не смог защитить себя, мне жутко не хватало родительской поддержки. Эти названные «родственники» даже не удосужились навестить меня в детдоме.
Мне было очень одиноко и грустно. Мало того, что я абсолютно ничего не видел, я не хотел ничего слышать. Мне казалось, что моя жизнь на этом закончена. Что я до конца своих дней просижу в этом детдоме. Но, забирая все свои вещи из нашей квартиры, я взял с собой драгоценный подарок. Подарок родителей в ту Новогоднюю ночь. Вспомнив про скрипку, в моей душе вспыхнула искорка. Дышать стало легче от того, что со мной был подарок, связанный с родителями.
Я не мог видеть свою скрипку, но я помнил её. Ведь с детства я был окружён звуками музыки. Моя скрипка была слишком большой для меня. Я знал, что мне нужно было время, чтобы вырасти до неё. Её плавная женская фигура, деки по двум сторонам, головка в форме человеческой головы. Скрипка всегда напоминала мне безмолвную женщину. Она переставала быть безмолвной тогда, когда руки профессионала оживляли её. Если скрипач чувствовал музыку, которую хотел передать на скрипке, то она отвечала ему со всей трепетностью и сочностью звучания.
Несколько недель ушло на то, чтобы попросить воспитательниц отвезти меня в музыкальную школу. Сначала они отказывались и говорили, что мне будет очень сложно, ведь я ничего не вижу. Для меня это был тяжкий удар, но я продолжал бороться. Жизнь – это борьба, где нужно бороться изо всех сил. Где-то в глубине моей души, в самом потаённом месте, звучали голоса родителей. Я часто представлял их лица, когда намеревался сделать что-либо. Мне кажется, что подарив мне скрипку, этим самым они поверили в мой успех. И теперь я должен бороться, как никогда раньше.
Мою просьбу выполнили, и я смог поступить в первый класс музыкальной школы. Я боролся за право быть полноценным учеником. Писать и читать я умел. Но теперь это, кажется, больше не было необходимым. Я стал слушать и запоминать. На тот момент я полностью переборол свою лень, которая окутывала меня раннее.
Я продолжал бороться даже тогда, когда надо мной посмеивались маленькие дети. Старшеклассники заводили меня за угол и начинали толкать в разные стороны. Я не сопротивлялся, потому что не видел их. Они были на несколько лет старше меня, но фактически я был первоклассником в музыкальной школе. Крепко сжимая скрипку у себя на груди, я не давал её в обиду. Для меня это было самым главным.
Я часто стал молиться, хотя не знал ни одну молитву. Оказывается, если разговариваешь в тишине с Богом, представляя, что он слушает тебя в данную минуту, ощущаешь себя на облаках. Будто небо обнимает тебя, а ты плачешь. Так я и очищался. Мне становилось легче, если я мысленно разговаривал с Всевышним. Он, несомненно, есть, если ты веришь в него. После смерти родителей я поверил в него с большею силой.
Когда мне было семнадцать лет, я сдружился с одним уличным гитаристом. Он увидел меня сидящего в парке со скрипкой. На мне были чёрные защитные очки, старое пальто, простая одежда и трость. Я внимал звуки, которые меня окружали. Вокруг чирикали птицы, погода стояла изумительная. Солнце хорошо грело, потому что мне было тепло. Спустя семь лет в детдоме практически ничего не изменилось. Но я изменился. Наверное, не случись со мной несчастье, я бы никогда не стал бороться за место под солнцем. Проживал бы свою жизнь как все люди, которые мыслят однотипно. Но когда начинаешь что-то менять в своей жизни, ты сам видишь, что всё, что было до этого, шло к сегодняшнему дню. Ко дню, когда ты стал ответственнее, серьёзнее.
Этот гитарист стал мне другом. Он помогал мне переходить дорогу, угощал сладостями и рассказывал кучу разных историй. Мне было необычайно комфортно с ним. Потихоньку раны в моём сердце стали заживать. Раны, которые принесла та авария в Новогоднюю ночь.
По-моему мнению, после смерти близких, самое страшное – это одиночество. Одиночество во всех своих проявлениях: будь то в личной жизни, в отношении с друзьями, которых нет. У меня не было друзей после аварии. А те, что были в начальной школе, когда я был зрячим, перестали общаться со мной. Иногда жизнь – сущая боль.
Но я поклялся себе, что никогда и ни за что я не сдамся. Даже если будет очень туго, я буду продолжать любить окружающий мир. Ведь все мы приходим в него не просто так. У Всевышнего есть на нас свои идеи. Если, кажется, что жизнь на волоске, значит, скоро будет светлая полоса.
- У меня есть к тебе предложение, - сказал как-то раз друг.
- Какое? – удивился я.
- Ты хорошо играешь на скрипке. Сколько ты уже играешь?
- Около восьми лет, - ответил я.
- Знаешь, а мы могли бы с тобой сделать хороший бизнес.
Честно говоря, я тогда не совсем его понял, пока он не объяснил.
- Что, если ты станешь уличным скрипачом? Встанешь вон туда и будешь развлекать прохожих. Ты же здорово играешь, а деньги будут только помогать жить.
- Я даже не знаю. Мои учителя это не одобрят, - замялся я, - Тем более ты знаешь, что я не могу.
- Но ведь ты в школе играешь, почему боишься на улице играть? Что здесь такого, я тебя не понимаю?!
Я был напуган. На тот момент мне нужны были деньги. Я часто голодал, особенно вечером, когда мой друг заставлял посидеть с ним на улице, пока он играет. В карманах никогда не было мелочи. Но мне казалось, что деньги – не самое главное в жизни. По-своему, но я был прав. Деньги – это всего лишь средства, чтобы достигнуть желаемого.
- Хорошо, - согласился я.
С тех пор прошло три месяца. Почти каждую неделю я выходил на центральную площадь, чтобы добыть кусочек хлеба. Я стоял возле фонтана и остро чувствовал капли воды, брызгающие на мою голову. Прохожие бросали копейки передо мной. Это было унизительное положение, но другого выхода на тот момент не было. Ну что может слепой скрипач! Мне становилось жаль себя от того, что я такой беспомощный.
Со временем я стал привыкать к улице. Уже не так часто я заходил в детдом, где было столько всего. Вообще, человек быстро привыкает ко всему. Неважно, какие перемены. Стоит дать на всё время, и появится привычка. Для меня привычным стали голод, безденежье, улицы. А быть слепым и ничего не видеть – это было уже, как само собой разумеющееся.
Однажды на площади шёл ливень. Пришлось сложить скрипку в футляр и идти с другом под мост. До ливня я играл около двух часов и попросил у друга денег, которые я заработал честным трудом.
- Но ты не до конца отработал, - отказывался он давать мне деньги.
- Дай мне хотя бы немного, - робко ответил я, - Мне срочно нужны деньги.
- С какой стати они тебе вдруг понадобились? – резко спросил он.
- Мне нужно.
- Ну, раз так, - ответил он, - Вот возьми. Всё равно я тебе покупаю еду. Ты ведь не видишь.
- Спасибо, - тихо ответил я.
Вдруг нас прервал посторонний голос. Какая-то девушка сидела позади нас.
- А почему ты обманываешь его?
Она, по всей видимости, обратилась к моему другу. С минуту стояла тишина.
- Скрипач, он же тебя дурит! – сказала она, - Я говорю тебе правду. Зачем мне обманывать незрячего человека?!
- Это правда? – спросил я у друга.
- Конечно же, неправда, - усмехнулся он, - Что ты такое говоришь? Лучше помолчи, а то…
- А то что?! Ударишь меня? – воскликнула девушка.
- Пожалуйста, перестаньте, - говорил я.
- Скрипач, если он обманул тебя сегодня, то он будет обманывать тебя и потом. Он просто использует тебя, пользуясь твоей слепотой, - сказала она.
- Не верь ей! – закричал друг, - Кого ты станешь слушать?!
Внутри меня всё сжималось. Я так хотел поверить своему другу. Но когда я услышал гулкий крик позади, то я перестал верить ему. Он замахнулся и со всей силой ударил говорящую девушку. Я всегда презирал мужчин, которые поднимают руку на женщин. Они становятся слабее женского пола.
- Что ты делаешь? – крикнул я, - Не трогай её.
- Не вмешивайся, не твоё дело, - агрессивно ответил он.
С силой она рухнула на сырую землю. Я слышал, как она всхлипывала. Мне так хотелось ей помочь, но я не знал как. С моим зрением далеко не уйдёшь, что уж говорить о беге. Мои мысли прервал приближающийся шум. Друг схватил мои руки, в которых лежали деньги. Полицейские, услышав нас, подбежали. Оказалось, что мой друг сидел в тюрьме для несовершеннолетних. Он часто воровал и дрался. Но я видел в нём только хорошее. Может быть, поэтому я так легко доверился ему?
Когда он схватил мои руки, я думал, что он предложит мне бежать. Но «друг» раскрыл мои ладони и забрал всю мелочь и купюры. Я не успел даже открыть рот, как он исчез. Толкнув меня в плечо, он убежал. Я лежал на холодной земле - дрожащий, озябший и голодный. Ливень уже прекращался. Капли не так сильно тарабанили по железному мосту.
Если в трудную минуту бросает друг, значит, он никогда не был тебе другом. Всё это время мой друг-гитарист просто пользовался мной, как тряпкой. Понимание этих мыслей угнетали меня. Я был так огорчён и сломлен. Я не знал, как мне дальше жить.
Тогда меня лежащего в луже на холодной земле спас один человек. Человек, которому я многим обязан.
- Что здесь случилось? – спросил он у той девушки.
- Его бросил друг и убежал, - ответила она, - Он слепой скрипач.
- Ты меня слышишь? С тобой всё в порядке? – спросил он меня.
Он помог мне встать. Я чувствовал сердцем, что это не конец. Если друг бросил меня, это не значит, что всё потеряно. Всё только начинается!
- Кажется, я помню тебя, - сказал он, - Я часто прохожу здесь. Кстати говоря, ты неплохо играешь на скрипке. У кого ты учился? Почему ты здесь?
Его звали Константин. Он задавал вопросы, а я отвечал. Этот добрый человек накрыл меня чем-то тёплым. Именно те минуты я помню до мельчайших подробностей. Потому что тогда моя душа и сердце озарились светом. Я чувствовал прилив сил и энергии. Человек, спасший меня от нужды, улицы, холода и голода, был дирижёром. В прошлом Константин получил достойное образование по скрипке, а затем по дирижированию. Он приютил меня в своём доме и занимался со мной каждый день. Я думаю, за какие такие награды я заслужил всё это? Словно родители так переживали за меня и послали ко мне ангела-хранителя.

Спустя пять лет
Я до сих пор мысленно вижу оттенки радуги. Её цвета в моей голове переливаются. Так переливается капля за каплей вода в океане или блестящая чешуя самой красивой рыбы. Я слышу, как объявляют моё имя. Константин берёт меня под руку и выводит на сцену. Тысячи мурашек проходят по моей коже, когда я слышу, как звучит моя скрипка.
Наконец, я пришёл к выводу, что музыка – это единственная успокаивающая нега, которая не требует взамен ничего, кроме любящего сердца. Скрипка, подаренная моими родителями в самое счастливое для меня Новогоднее утро, стало символом их бескрайней любви. Музыка спасла мою душу от темноты, подарив взамен себя. От одного звучания скрипки, мир для меня становится с каждым днём всё прекрасней и добрей…