Отелло и Дездемона

Меркурий Ильин
      В нашем полку, чтобы скрасить суровые будни воинской службы, была организована
художественная самодеятельность. В ней выступали военнослужащие срочной службы ря-
дового и сержантского составов, а также прапорщики. Репетировали по вечерам после ужи-
на в будни и после обеда по субботам и воскресеньям. Выступали в актовом зале перед во-
еннослужащими – призывниками и офицерами своей воинской части в день празднования годовщины Советской Армии и Флота 23 февраля, в день ракетных войск и артиллерии, в канун Нового Года и, даже, в честь праздника 8-е марта, специально приглашая женщин, военнослужащих и вольнонаемных нашего полка. Концерты всегда проходили с неизменным успехом.
      Однажды, за несколько дней перед очередным назначенным концертом пошел слух о том, что будут со спецномером выступать приехавшие из столицы актеры. Этот анонс  подогрел интерес и актовый зал был набит полностью.
      После объявления конферансье, на сцену вышел статный молодой человек в черном фра-
ке, с цилиндром на голове и лихо закрученными черными усами. Черно-белые в вертикаль-
ную полоску брюки увеличивали рост артиста, а серая трость с закрученным концом изящно
смотрелась в его руках, которые были облачены в белые перчатки. Дошел до середины сцены и произнес: «Я, Отелло! Если вы не поняли». Затем продолжил: «Кого здесь не хватает на сцене? – в зале молчание - Правильно, Дездемоны. Дездемона, где ты?». Со словами: «Я тута!»- вышла из-за кулис, вернее вышел, только что прибывший с очередным пополнением
призывник, переодетый в женское платье, в прическе-парике, с ярко накрашенными губами,
со складным веером в руке, которым интенсивно опахивала себя, заодно отгоняя комаров.
      Представление начали с классического текста, строго следуя всем нормам правильной игры, но спустя некоторое время слова отошли от известного произведения и тема сменилась  - перешли на злободневные проблемы воинской жизни, о которых узнавали от сына, проходившего службу якобы в нашем полку. По ходу действия у Отелло то и дело отваливался то один, то другой ус или выпадали оба. Так было задумано по сценарию. Дездемона тре-
бовала для продолжения разговора привести усы в исходное положение. Реквизиты: трость
Отелло и веер Дездемоны выполняли различные дополнительные функции – в них что-то за-
кладывалось  или из них, невпопад, что-то выпадало. Что интересно, в конце каждого обсуж-
дения темы, Отелло пытался обоснованно задушить  Дездемону, обхватывая пальцами ее шею, но та, находила контрдовод, и Отелло соглашался с ней – оставлял ее в живых. Иной раз Отелло хватался за свою шею, а Дездемона его спасала. Бывало, Дездемона  набрасы –валась на шею Отелло. Тем для разыгрываний было - непочатый край. Исполнитель Отелло несколько раз выходил на сцену в солдатской форме, в роли сына родителей Отелло и Дездемоны,  зачитывал письмо с жалобами на свою армейскую жизнь, слезно просил отправить домой – забрать «отседова».
       Все их ярко-искрометные выступления запомнились – они стали уважаемыми. К ним об-
ращались не по настоящей фамилии, как положено, а по именам персонажей спектакля.
И сами они представлялись как: рядовой Отелло, рядовой Дездемона. Офицеры шутили: в
один наряд опасно их назначать – ненароком Отелло задушит Дездемону.
      В одном из концертов подсоединился к ним еще персонаж по имени Яго – соперник
Отелло, но он не вписался – выглядел неубедительно и был освистан. Больше на сцене не
появлялся.
      Вот такие были военнослужащие из молодого пополнения 1975 года, которые до службы
занимались в актерских студиях при театрах городов Москвы и Саратова. Очень запомнился
исполнитель Отелло – когда он входил в роль – эффектно преображался: внутри него, каза-
лось, включалась лампочка – от него исходило сияние, а голос, мимика лица, движения рук,
туловища точно отображали героя спектакля.

                18.02.2015г.                Ильин М.И.