Берегите лебедей

Раушан Мадьярова
      В далекие восьмидесятые годы, когда был единый Советский Союз, мы даже не могли предположить, что наступят страшные годы, когда сильная единством держава будет разделена на отдельные республики, между которыми поселятся раздор и непонимание, а Украина станет ареной войны, где будут гибнуть мирные жители, старики, женщины, дети, где будут разлучены любящие сердца.
     Мне очень дорог этот удивительный край плакучих ив, грибных лесов и горластых чернооких красавиц с их чарующими песнями, потому что мои студенческие годы прошли в городе Полтава, где я училась в педагогическом институте. И в памяти этот край так и останется чарующим, звучным и благоденствующим. 
    Быстро пролетает беззаботное время юности, но тогда я досадовала на его черепашьи шаги, скучала по дому, маме и сестрам, с нетерпением ждала лета.
    Вот и наступили летние студенческие каникулы! Что может быть прекраснее этого ощущения свободы в предвкушении беспечного отдыха. Ничего не может омрачить радостного ожидания встречи с родными и близкими: ни отсутствие билета на прямой поезд до Москвы, чтобы потом самолетом отправиться до Алма-Аты, ни пересадка в Харькове, ни верхняя полка в дешевом плацкартном вагоне.
    Дорога! Всматриваюсь в незнакомую местность, а сердце стучит в такт колесам, несущим меня все ближе и ближе к дому.
   До отхода поезда «Харьков – Москва» оставалось достаточно времени, и я решила пройтись по перрону вокзала незнакомого города.
    Что я знаю об этом городе? Очень мало: была столицей Украины, в городе есть Благовещенский базар, где А. С. Макаренко собирал беспризорных, когда создавал свою Куряжскую колонию. 
    Иван Бунин, Григорий Сковорода, Аркадий Гайдар, Всеволод Гаршин и другие писатели какое-то время жили в Харькове.
    Авторы «Двенадцати стульев» начинали свою творческую деятельность тоже в Харькове.
    Сегодня в городе возведены необычные памятники героям этого произведения. А на платформе железнодорожного вокзала стоит бронзовая фигура отца Федора, отставшего от поезда. Священник держит в одной руке чайник с кипятком, из-за которого он не успел на поезд, а в другой руке - послание для матушки Катерины Александровны, сочиненное на харьковском железнодорожном вокзале. Несколько строк из этого письма, содержащих впечатления Федор Иваныча о Харькове, выбиты на постаменте: «Харьков — город шумный, центр Украинской республики. После провинции кажется, будто за границу попал».
     Но тогда на вокзале железной дороги не было этих литературных памятников и мне не казалось, что я попала за границу. Это была частица Советского Союза, а значит, частица моей родины.
     Вокруг суета, встречи, проводы, поцелуи, улыбки. Я шла по привокзальной площади, наслаждаясь теплым днем, вслушиваясь в музыку радостных возгласов встречающихся, всматриваясь в свет влюбленных глаз, и казалось, ничто не может нарушить это ощущение безграничного счастья. Я подставляла лицо солнечным лучам, они были такие же ласковые, как и в моем любимом городе.
     В эту радостную круговерть не вписывались лишь двое. Пожилая пара медленно шла, держась за руки, не обращая внимания на толкотню, суету, словно кроме них никого не было в мире. Одной рукой он бережно поддерживал ее, а во второй нес небольшой чемоданчик. Она шла медленно, тяжело ступая и горько всхлипывая. Иногда она поднимала на него глаза, полные такой беспредельной тоски и безмолвного отчаяния, что я невольно остановилась. Как могут находиться рядом мое сумасшедшее счастье и чье-то неизмеримое, леденящее душу горе? Долго стояла, провожая их взглядом. Стало как-то неуютно и одиноко. Вспомнила маму, которая с грустью отправляла дочь так далеко учиться. День показался не таким уж ласковым, а толкотня начала раздражать.
    Зайдя в вагон, я сразу узнала супружескую чету, но только он стоял на перроне у окна и через стекло смотрел на сидящую в купе старушку. Я села напротив женщины и с интересом наблюдала за трогательной сценой прощания. Она приложила руку к окну, а он за стеклом с нежностью целовал каждый пальчик любимой, потом уперся лбом в разделяющую их прозрачную, но такую прочную преграду, и смотрел на нее. Она же прильнула губами к седой голове и нежно проводила руками по губам, глазам, дряблым щекам дорогого человека. Гладила лоб, изрезанный морщинами, гладила волосы, целовала глаза, наполненные слезами, которые он с трудом сдерживал. Столько безысходности и страдания было в этом прощании, столько любви и нежности!
     Почему же расстаются эти любящие сердца, что могло разлучить людей уже на закате жизни?
    Поезд тронулся. Старушка припала к стеклу и начала быстро кричать ему: «Пожалуйста, береги себя! Я постараюсь побыстрее вернуться! Люблю тебя!» Но он не слышал. Опустив голову, старик отрешенно качал головой и вытирал нахлынувшие слезы, которые с трудом сдерживал при прощании.
     Бабушка долго сидела, уставившись в одну точку, а потом тихо произнесла: «Он умрет без меня, я его больше не увижу». 
«Зачем же вы расстались?» - мой вопрос повис в воздухе.
     В полупустом вагоне было мало пассажиров, в нашем же купе были лишь мы вдвоем.
    От скуки меня отвлекла книга, которую успела захватить перед отъездом. Когда буквы начали расползаться в темноте, я отложила чтиво в сторону и закрыла глаза. Тихие слова попутчицы, отвечающей на мой забытый вопрос, врезались в память. Даже сейчас, через сорок лет, я не могу забыть ее рассказ.
 -  Я его больше не увижу…  За 46 лет мы никогда не расставались…
Вытерев слезы и помолчав, она продолжала:
- У нас долго не было детей. Лишь через 8 лет после замужества, в 32 года, я родила девочку. Никогда не думала, что маленький нежный комочек может так осчастливить, так круто изменить жизнь. Малышка стала смыслом нашей жизни.Я бросила работу, а муж работал с утра до ночи, чтобы мы ни в чем не нуждались.  С работы он бежал сломя голову, чтобы подольше насладиться маленьким чудом, вдохнуть ее неповторимый аромат, боясь пропустить каждый миг ее взросления. Я помню, как втихомолку он плакал, когда она болела, как провожал в школу, боясь, что кто-нибудь ее обидит, как иногда сбегал с работы, чтобы встретить из школы.
      Но быстро пролетели годы. Наша София торопилась жить. Хорошо закончила школу, но поступать никуда не захотела, сразу вышла замуж, родила дочь. Но не заладилась у них жизнь. Муж пил, бил её, не приносил денег. Жили все вместе в нашем доме, мы помогали как могли, но сохранить семью не удалось. Муж бросил Софию с дочкой на руках. Два года наша девочка маялась одна, не работала, не училась. Больно было на это смотреть, а как помочь не знали. В конце концов, мы уговорили ее поступить в институт. Сами растили внучку, а София училась в Москве. Закончила институт, нашла неплохую работу. И вот счастье улыбнулось ей: она встретила мужчину, который полюбил ее и женился, взяв вместе с ребенком. Они приехали, мы познакомились с Игорем. Хороший человек, серьезный, не пьет, не курит.  Внучку она забрала и уехала жить к нему, в его квартиру в Москве. Наша любимая, единственная дочка обрела семью, собственный очаг. Вы не представляете, как мы радовались за нее. В гости София нас не приглашала, говорила, что очень маленькая квартира. Мы не обижались.
    Через некоторое время она родила сына. Сейчас нашему внуку около года. София хочет выйти на работу, а ребенка оставить не с кем. Няню нанять не могут: зарплата у мужа небольшая, и семья испытывает большие финансовые затруднения. Поэтому она попросила меня присмотреть за сыном. Разве можно отказать в помощи любимому дитя? Поэтому я еду в Москву. Но я знаю, что мой муж не сможет один жить, без него я тоже зачахну.
- Почему же он не поехал с вами?
- Квартира маленькая, муж дочери меня одну еле-еле терпеть готов. Спать я буду на кухне.
- Так неужели на той же кухне одного метра для вашего супруга на найдется?
- Нет, Игорь не потерпит этого. София боится, что он бросит ее и согласна на все его условия. Мы переживаем за неё, все стерпим ради счастья дочери.
- Да как она может вас разлучать, какая эгоистка!
   Мне хотелось сойти с этой старушкой и попросить Софию не разлучать стариков.  Хотелось заступиться за родителей, способных умереть ради собственного ребенка. Но как же безгранична их любовь и как безграничен эгоизм дочери!
   Конечно, ничего я не сделала. Долгим взглядом проводила сгорбленную годами и горем старушку и поехала на Казанский вокзал, продолжить свой путь к самому дорогому, что у меня есть: маме и сестрам.