93. Рагнарёк

Николай Островский 2
Древняя германо-скандинавская эсхатология (миф о Конце Света) представляет собой своеобразную смесь оптимизма и пессимизма, это вид глобальной переоценки ценностей,сокровенный морализм,интуиция новой эпохи,символ трагичности всякого бытия в итоге,даже бытия богов. Поклонение богам не помешало скандинавам создать миф о их гибели. Правда,это не окончательный Конец Света, а замена плеяды старых богов новыми,пока что анонимными, лишь подразумеваемыми, тем Добром, которое должно противостоять Злу.И хотя "добро" в то время больше понималось как сила, могущество, воля богов, тем не менее в любой мифологии неизбежно изображается борьба положительного и отрицательного начала. С этой позиции сама смена эпох есть смена лиц и форм, но не сути. Разрушение мира мыслится как нечто трагическое, погибающие боги становятся героями. Чудища уничтожают конкретных лиц - Одина, Тора и прочих - навсегда, но тем важнее делается память о них и о их эпохе. Отчаянная борьба богов с чудовищами - Тьма торжествует, "всё потеряно", безумие и тлен победили Разум и Светлую Силу, само солнце сжирает огромный волк... Этот разгул Мрака можно даже мыслить как возмездие богам, моральная деградация которых началась ещё до их гибели.Они устали воевать за высшее, охранять добро на земле, стали проводить большую часть своего времени в пирах и интригах, одряхлели умами и сами сердца их превратились из факелов в едва тлеющие уголья. Их святыни утратили блеск, цели стали мизерными. Всё лучшее их - уже позади. Само настоящее подготовило Конец старых богов, а возможно и старых идеалов. Но если вдуматься, то все эти грозные чудища мифа нужны лишь для того, чтобы обновить пути света, добра, новой Любви и новой Надежды. Разрушение - это лишь негативный этап на пути сотворения Нового Мира.  Чудища в мифах нужны, чтобы с ними бороться и их побеждать, загонять в подземный мир или хель, а если и погибать от их лап, то становиться героем, образцом для подражания. Добро не должно расслабляться, оно должно быть добром воинов и лишь доблесть может отстоять ценности мира небесного и земного. А грешащие боги достойны гибели...