Путешествие к деду Морозу

Сэлл Славиков
(Пьеса по сказке  В. Ф. Одоевского,  частично использован авторский текст)

                Пояснения

Эту сказку можно считать разной – во-первых народной и не только русской,
но и других стран. В России русская народная сказка известна, как "Морозко".
Во вторых - её пересказал русский писатель и мыслитель эпохи романтизма, один из основоположников русского музыкознания, князь Владимир Фёдорович Одоевский(1 [13] августа 1804[5],Москва — 27 февраля[11 марта] 1869, Москва).
Его сказка называется «Мороз Иванович» (дата создания: 1841 году, впервые опубликована: 1841 году).
В-третьих, ее включили в свой сборник лингвисты и исследователи немецкой народной культуры Якоб (4 января 1785 — 20 сентября 1863) и Вильгельм Карл (24 февраля 1786 — 16 декабря 1859) Гримм (они выпустили серию сборников под общем названием  «Сказки братьев Гримм», которые стали весьма популярными, свою версию сказки они назвали «Госпожа Метелица»). Все эти сказки похожи, но и отличаются. Во всех сказках есть: мачеха (у Одоевского –нянечка) и две девочки, отличие -разные главные персонажи: Морозко,   Мороз Иванович, Госпожа Метелица. Хотя и в них много общего - все они связаны с холодом и зимой и могут управлять погодой.  Живут тоже в разных местах - Мороз Иванович и Госпожа Метелица в колодце, а Морозко-в лесу. Я же использовал своего персонажа, и  создал историю на чисто русский манер. Захотел свободно пересказать  сказку, соединив в одном   Деде Морозе – сразу троих. Надеюсь вышло хорошо, ведь это моя любимая сказка.
И так глаза закрываем, улыбаемся-
В сказку мою мы сейчас отправляемся…

Действующие лица:
Владимир Фёдорович Одоевский-князь, писатель, выступает в роле рассказчика;
Настенька – добрая, трудолюбивая девочка;
Дуняша - ленивая девочка, дочка Ефросии;
Ефросия – мачеха  Настеньки;
Мороз Иванович Морозко- дедушка, добрый волшебник, живущий в колодце;
Николай Петрович-отец Настеньки;
Волшебная Печка и Пирожки;
Волшебная Яблонька и Яблочки;
Молочные реки Кисельные берега;
Петух- друг Настеньки, очень ее любивший.

Действие первое
Влади;мир Фёдорович Одо;евский;  Дуняша, Настя; Ефросия; Волшебная Печка и Пирожки; Волшебная Яблонька и Яблочки; Молочные реки Кисельные берега;
Мороз Иванович Морозко; Петух; Николай Петрович.
Явление первое
Влади;мир Фёдорович Одо;евский; Дуняша; Настя.

Влади;мир Фёдорович Одо;евский: Жили-были муж с женою и была у них дочка-Настенька. Вот однажды очень сильно заболела мать Настеньки и вскоре померла. Погоревал-погоревал отец, да делать нечего - женился на другой.   Если мать Настеньки была женщиной доброй и доброте дочку учила, то мачеха была злой и завистливой и сразу Настю невзлюбила.Заставляла ее работать дни и ночи и продуху ей не давала.   
Девочке приходилось  рано вставать, топить печку, хлеб, пироги
месить, избу мести, петуха кормить, а потом на колодец за водой ходить.Света белого она не видела, зато ее сводная сестра Дуняша жила совсем по-другому.
Спала она до полудня.  Нежилась в кроватке.
Дуняша (спросонья): Мама, надень  мне  чулочки и завяжи башмачки!
Влади;мир Фёдорович Одо;евский: Во-во! И так каждый день у нее так начинался.
Дуняша: Мама, нет ли булочки? Кушать хочу!
Влади;мир Фёдорович Одо;евский:Ну, вот опять, она только спит, ест и ленится.
Дуняша (громко зевая):Какой скучный день!
Влади;мир Фёдорович Одо;евский: Наконец встала и начала прыгать и играть. А то бока отлежала, добром это не кончится.
Дуняша (Одоевскому, недовольно): И не нужно меня учить-я сама знаю, что мне
делать нужно.  Уже устала играть, посижу на скамейке у окошка и отдохну. 
Один, два, три, четыре…
 Влади;мир Фёдорович Одо;евский: Вот, слышите, важная какая. Это она мух
считает- сколько прилетело  да  сколько  улетело.
Дуняша: …Пять, шесть, семь… (плача, соскакивая со скамейки и валя ее ногой со злости): Эх, мухи закончились.  Мне  бы в постельку - да спать уже не
хочется;  Мне бы покушать - да есть уже не хочется; Мне бы к окошку мух считать – да уже всех посчитала, а по - новой  уже надоело. Что же мне теперь делать то?
Влади;мир Фёдорович Одо;евский:  Ты все сидишь, да только плачешься и жалуешься на всех, что тебе скучно. Да разве   в том другие виноваты?
Дуняша: Замолчи, окаянный, надоело тебя слушать!
 Влади;мир Фёдорович Одо;евский: Вот какая ленивая девочка, даже слушать меня ей и то лень.  А тем временем Настенька с ведрами уже возвращается,
воду процеживает сквозь бумагу и чистую в кувшин заливает. Быстро как все у нее ладится. Принялась чулки вязать, потом  платки  шить, рубашки кроить, только дел у нее, что даже скучать  некогда…
Настенька (затягивая  рукодельную песенку):
Нужен на земле всегда нам труд.
Как без труда вообще живут?
В кузнице железо кует кузнец.
Работе не наступает конец.
Пастух пасет коров.
Строитель строит кров.
Доску пилит, кирпич кладет  плотник.
Часы чинит часовой работник.
Повар-кондитер печет пирог.   
В небе всем заведует бог.
Люди, всегда, люди, везде
Будьте вы  вечно в труде. 
Влади;мир Фёдорович Одо;евский: Какая трудолюбивая девочка и работает и песни поет о труде. И не замечала она, как наступал вечер и весь день проходил. Так за неделями тянулись месяцы и прошло очень много времени...

Явление второе
Влади;мир Фёдорович Одо;евский; Настя; Ефросия; Волшебная Печка и Пирожки;
Волшебная Яблонька и Яблочки; Молочные реки Кисельные берега;
Мороз Иванович Морозко.

Влади;мир Фёдорович Одо;евский: Вот так через некоторое время случилась с Настенькой беда. Пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись, и упало в колодец.
Настенька (плача): Что же мне делать? Как тут быть?
Влади;мир Фёдорович Одо;евский: Расстроенная девушка пошла домой, рассказывать все мачехе,  а она и говорит…
Ефросия: Сама  беду  сделала,  сама  и  поправляй. Раз сама  ведерко утопила, то сама его и доставай.
Влади;мир Фёдорович Одо;евский: Нечего  было делать: пошла бедная девушка опять к колодцу, ухватилась
за  веревку и спустилась по ней к самому дну. И о чудо. Там внизу не днище, а
чудесная страна. Деревья растут. Так красиво. А перед ней печка стоит, в ней пирожок  сидит. 
Пирожок (поет):  Я готов, готов совсем.
                Еще в печи сидеть зачем?
                Кто меня вынет, кто достанет?
                Кто помогать мне станет?
                Я румянен, я поспел.
                Вынь, покуда не сгорел.
                Сам я  не выкачусь оттуда на беду.
                Кто меня достанет, с тем я и пойду.
Настенька: Я тебя вытащу.
Влади;мир Фёдорович Одо;евский: Настенька спешно схватила
лопатку, вынула пирожок, и положила его за пазуху.
Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит Яблонька с золотыми
яблочками; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят…
Яблочки (поют хором): Мы спелые яблочки, зрелые фрукты.
                Каждый, кто нас увидит, скажет: «Ух, ты!»
                Кожа наша стала красна.
                Ну, зачем висеть напрасно?
                Что нам попросту висеть?
                Не хотим мы так черстветь.
                Кто нас с дерева стрясет,
                Тот нас себе и возьмет.

Влади;мир Фёдорович Одо;евский:  Девушка  подошла  к  дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник. Идет дальше, а там
Молочные реки Кисельные берега.
Молочные реки Кисельные берега: Попей из меня и я дам тебе пройти.
Настенька: Сейчас. С радостью.
Влади;мир Фёдорович Одо;евский:  Настенька нагнулась, зачерпнула в ладошки водички и выпила, а затем пошла дальше. Видит перед ней стоит ледяная избушка, а возле нее, на скамейке из льда сидит старый дед дедушка Мороз Иванович Морозко. Был он седой-седой, в красной шубе, в красной шапке с помпоном. Сидел он и комочки снега ел.  Тряхнет головой - от волос иней сыплется, духом дохнет - валит густой пар.
Мороз Иванович (поет):
Я-добрый дедушка Мороз.
Кого ко мне тут бог принес?
А вижу, вижу, это девочка Настя.
С тобою, знаю, произошло несчастье.
Упало, пропало твое ведро.
Послужишь мне - верну твое добро.

Явление третье
Влади;мир Фёдорович Одо;евский; Настя; Мороз Иванович Морозко.

Влади;мир Фёдорович Одо;евский: Протягивает Настя деду пирожок.
Мороз Иванович: Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горяченького не ел.
Влади;мир Фёдорович Одо;евский: Тут   он   посадил   девочку   возле  себя,  и  они  вместе  пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.
Мороз Иванович: Не переживай, всего 3 дня у меня поживешь, поработаешь и верну тебе я твою потерю.  Будешь  умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь,  мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь
мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.
Влади;мир Фёдорович Одо;евский:
Настенька послушалась... Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделан
был  весь  изо  льда:  и  двери,  и  окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано
снежными  звездочками;  солнышко  на  них  сияло,  и  все в доме блестело, как
брильянты.  На  постели  у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый;  холодно, а делать было нечего.
    Принялась девочка  взбивать  снег, чтобы старику было мягче спать, а
между  тем  у  ней,  бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных
людей,  что  зимой в проруби белье полощут: и холодно, и ветер в лицо, и белье
замерзает, колом стоит, а делать нечего - работают бедные люди.
Мороз Иванович:  Ничего,  только снегом пальцы потри, так и
отойдут,  не  отзнобишь.  Я  ведь  старик  добрый;  посмотри-ка, что у меня за
диковинки.
Влади;мир Фёдорович Одо;евский:  Тут  он  приподнял  свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что  под  периною  пробивается зеленая травка. Стало девочке жалко бедной травки.
Настенька (печально, но строго): Вот  ты  говоришь,  что ты старик добрый, а зачем ты зеленую травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь?
Влади;мир Фёдорович Одо;евский: Взглянул на девочку Мороз Иванович, покачал бородой и ответил…
Мороз Иванович:  Не  выпускаю потому, что еще не время, еще трава в силу не вошла. Осенью крестьяне  ее  посеяли,  она  и  взошла,  и кабы вытянулась уже, то зима бы ее захватила,  и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежною  периной,  да  еще сам прилег на нее, чтобы снег ветром не разнесло, и вот придет весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет  и  зерно, а зерно крестьянин соберет да на мельницу отвезет; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Настенька, хлеб испечешь.
Настенька: Ну,  а  скажи  мне,  Мороз Иванович, зачем ты в
колодце-то сидишь?
    Мороз Иванович: Я  затем  в колодце сижу, что весна подходит, мне  жарко  становится;  а  ты  знаешь,  что и летом в колодце холодно бывает,
оттого и вода в колодце студеная, хоть посреди самого жаркого лета.
  Настенька: А  зачем  ты, Мороз Иванович, зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься?
Мороз Иванович: А я затем в окошко стучусь, чтоб не забывали печей  топить  да  трубы  вовремя  закрывать; а не то, ведь я знаю, есть такие
неряхи,  что  печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть
закроют,  да  не  вовремя,  когда  еще  не  все угольки прогорели, а от того в
горнице  угарно  бывает,  голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем
умереть  от  угара  можно.  А  затем  еще  я  в окошко стучусь, чтобы никто не
забывал,  что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нету шубки,
да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не
забывали.
Влади;мир Фёдорович Одо;евский: Проговорил, улыбнлся тут  добрый  Мороз  Иванович,  погладил  Настеньку  по головке, да и лег
почивать на свою снежную постель.
    Ну, а Настенька за работу принялась. Все в  доме  прибрала,  пошла  на  кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и белье поштопала.
    А как дедушка проснулся и увидел, что у девочки получилось, то был   всем очень доволен и поблагодарил Настеньку.
Потом сели они обедать; обед был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил.
Явление четвертое
Влади;мир Фёдорович Одо;евский; Настя; Мороз Иванович Морозко; Петух.

Влади;мир Фёдорович Одо;евский: Прошел день, затем второй. И все время девушка была при деле. То стряпает, то моет, то убирает, то стирает, то пуховую перину трясет. А на  третий день Мороз Иванович сказал девочке…
    Мороз Иванович: Спасибо  тебе, Настенька, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя  в  долгу  не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот  тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да, сверх того, вот тебе на память брильянтик - косыночку закалывать.
   Влади;мир Фёдорович Одо;евский: Настя  поблагодарила старичка,  приколола  брильянтик в косичку,  взяла ведерко, пошла опять к колодцу, ухватилась за веревку и вышла на свет божий.    Только  что  она  стала  подходить  к дому, как петух, которого она всегда кормила; увидел ее, обрадовался, взлетел на забор и закричал …
Петух (весело и звонко): Ку-ка-ре-ки! Ку-ка-ре-ку!
                Вот так счастье, гоню тоску!
                Вижу Настю, живая идет,
                Да еще пятаки несет.
                Вот так радость и добро-
                Полное денег ведро!

                Явление пятое
Влади;мир Фёдорович Одо;евский; Настя;  Николай Петрович; Ефросия.

   Влади;мир Фёдорович Одо;евский: Идет девушка по лице-все ей улыбаются.
Наконец пришла домой. Отец к ней со слезами к ней кидается…
Николай Петрович (целуя и обнимая): Какое счастье, что ты вернулась к нам живая и невредимая, да еще и с ведерком. А откуда у тебя все это богатство?
Настенька: От доброго деда Мороза, что в колодце живет. Он меня у себя оставил, я ему служила и он меня наградил.
Ефросия (дивясь, Дуняше):  Вот  видишь  ты,  Ленивица,  что  люди  за рукоделье получают! Поди-ка к старичку  да  послужи  ему,  поработай;  в  комнате  у него прибирай, на кухне готовь,  платье  чини да белье штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало.
     Влади;мир Фёдорович Одо;евский: Дуне  очень  не  по  вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей получить хотелось и брильянтовую булавочку тоже.
 
Действие второе
Влади;мир Фёдорович Одо;евский; Дуняша; Волшебная Печка и Пирожки;
Волшебная Яблонька и Яблочки; Молочные реки Кисельные берега;
Мороз Иванович Морозко; Петух

Явление пятое
Влади;мир Фёдорович Одо;евский; Дуняша; Волшебная Печка и Пирожки;
Волшебная Яблонька и Яблочки; Молочные реки Кисельные берега;
Мороз Иванович Морозко.

Влади;мир Фёдорович Одо;евский:   Вот,  по  примеру  Настеньки,  Дуняша  пошла к колодцу, схватилась за веревку,  да  бух  прямо  ко  дну.  Смотрит - перед ней Печка, а в печке сидит Пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает…
Пирожок (поет):  Я готов, готов совсем.
                Еще в печи сидеть зачем?
                Кто меня вынет, кто достанет?
                Кто помогать мне станет?
                Я румянен, я поспел.
                Вынь, покуда не сгорел.
                Сам я  не выкачусь оттуда на беду.
                Кто меня достанет, с тем я и пойду.
Дуняша (зевая):  Да,  как  бы  не  так!  Мне себя утомлять - лопатку поднимать да в печку тянуться; захочешь, сам выскочишь.
Влади;мир Фёдорович Одо;евский:   Сказала и пошла дальше.  Идет и видит- перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые Яблочки; Яблочки листьями шевелят да промеж себя говорят…
    Яблочки (поют хором): Мы спелые яблочки, зрелые фрукты.
                Каждый, кто нас увидит, скажет: «Ух, ты!»
                Кожа наша стала красна.
                Ну, зачем висеть напрасно?
                Что нам попросту висеть?
                Не хотим мы так черстветь.
                Кто нас с дерева стрясет,
                Тот нас себе и возьмет.
Дуняша (зевая): Да,  как  бы  не  так!   Мне себя утомлять - ручки
подымать, за сучья тянуть... Успею набрать, как сами нападают!
Влади;мир Фёдорович Одо;евский: И  прошла  Дуняша  мимо них. А впереди  Молочные реки Кисельные берега.
Молочные реки Кисельные берега: Попей из меня и я дам тебе пройти.
Дуняша (зевая): Да,  как  бы  не  так!   Нагибаться, пить. Я и так пройду. Влади;мир Фёдорович Одо;евский: Перешагнула и дальше пошла. Идет, идет и  дошла она  до Мороза Ивановича. Старик по-прежнему сидел на ледяной скамеечке да снежные комочки прикусывал.
 Мороз Иванович (поет):
 Я-добрый дедушка Мороз.
Кого ко мне тут бог принес?
А, вижу, вижу, то Дуняша.
Знаю, знаю горе ваше.
Упало, пропало твое ведро.
Послужишь мне - верну твое добро.
Дуняша: Хорошо, послужу тебе. Всю работу сделаю, чтоб ведро назад получить.
Мороз Иванович:   Дельно  ты  сказала,  девочка,   за работу деньги
следуют,  только  посмотрим,  какова  еще твоя работа будет! Поди-ка взбей мне
перину, а потом кушанье изготовь, да платье мое почини, да белье поштопай.
Влади;мир Фёдорович Одо;евский:Пошла со стариком девочка, а сама думает…
Дуняша (думает): Стану  я  себя  утомлять  да пальцы знобить! Авось старик не заметит и на не взбитой перине уснет.

Явление шестое
Влади;мир Фёдорович Одо;евский; Дуняша; Мороз Иванович Морозко.

Влади;мир Фёдорович Одо;евский:  Старик  в  самом  деле  не  заметил  или прикинулся, что не заметил, лег в постель  и  заснул, а девушка пошла на кухню. Пришла на кухню, да и не знает, что делать.
Дуняша (думает): Кушать то я люблю, а как  готовить кушанье, это я  и не умею.
Да и лень было учиться и смотреть.
Влади;мир Фёдорович Одо;евский:  Вот она огляделась: лежит перед  ней  и  зелень,  и  мясо,  и  рыба, и уксус, и горчица, и квас - всё по порядку.  Думала  она, думала, кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала
да,  чтоб  большого  труда  себе не давать, как все было, мытое-немытое, так и
положила  в  кастрюлю:  и  зелень,  и  мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус да еще
кваску подлила, а сама думает…
   Дуняша (думает): Зачем  себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке все вместе будет.
Влади;мир Фёдорович Одо;евский:  Так и сготовилось. А тут и старик проснулся и встал…
Мороз Иванович (стуча кулаком по столу): Есть хочу! Есть хочу!
Влади;мир Фёдорович Одо;евский:  Девшка притащила ему кастрюлю, как
есть,  даже  скатерцы  не подостлала. Мороз Иванович попробовал, поморщился, а песок так и захрустел у него на зубах.
Мороз Иванович (улыбаясь): Хорошо  ты  готовишь. (протягивая ложку девочке).
А ну-ка, сама отведай!
Влади;мир Фёдорович Одо;евский:  Взяла девочка ложку, попробовала,  да тотчас и выплюнула. А старик покряхтел, покряхтел,
да  и  принялся  сам готовить кушанье и сделал обед на славу, так что Дуняша
пальчики облизала, кушая чужую стряпню.
Мороз Иванович: Ну, что ж. Посмотрим, какова твоя другая работа будет.
Влади;мир Фёдорович Одо;евский:  Сказал да опять лег отдохнуть, после сытного обеда хорошо вздремнуть.
Мороз Иванович: У меня шуба не штопана. Зашей,  а я посплю.
Влади;мир Фёдорович Одо;евский:  Подулась, подулась девочка, да делать нечего-
нужно работать. Взяла она шубу и белье. 
Дуняша (думает): Вот беда. Шубу то я носила, а как шить не спрашивала.
Да и лень было учиться и смотреть.
Влади;мир Фёдорович Одо;евский:   Взяла было иголку, да с непривычки укололась; так ее и бросила. Все только порвала. И тут слышит Мороз Иванович проснулся и ей кричит, будто ничего не замечает… 
Мороз Иванович (кричит с усмешкой): Вижу устала ты. Поешь, отдохни да спать ложись.Сколько дел то переделала.
Влади;мир Фёдорович Одо;евский:   Пришла девочка к столу с улыбкой, поела, легла и думает…
Дуняша (думает): Авось  и так пройдет. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит.
    Влади;мир Фёдорович Одо;евский:   Так пролетел один день, второй, а на третий приходит Дуняша к Морозу Ивановичу и просит…
Дуняша:Три дня прошло. Пора меня домой отпустить и за работу наградить.
Мороз Иванович: Ах ты, лентяйка бесстыжая и как тебя наградить? 
Дуняша: Я не лентяйка и я стыжая. Награди меня, как Настеньку.
Мороз Иванович (хлопая в ладоши):Хорошо, я тебя награжу: и какова твоя
работа, такова будет тебе и награда.
    Влади;мир Фёдорович Одо;евский:     С  этими словами Мороз Иванович дал девушке ее ведерко полное серебра, а в другую руку-  большой- пребольшой брильянт.
    Девушка так  этому  обрадовалась,  что  схватила  то и другое и, даже не
поблагодарив старика, домой побежала.

Явление седьмое (последнее)
Влади;мир Фёдорович Одо;евский; Дуняша; Петух.

Влади;мир Фёдорович Одо;евский:Полезла девушка на веревку и вылезла из колодца. Затем бегом по улице и пулей к себе домой. Стала перед отчимом и Настенькой хвастаться…
Дуняша:   Вот, что я заработала; не вам чета, не горсточку пятачков да
не  маленький брильянтик, а целое ведерко серебра,  да и
брильянт-то чуть не с кулак... Уж на это можно к празднику обнову купить...
 Влади;мир Фёдорович Одо;евский:Но долго радоваться ей не пришлось. Сначала растаяло серебро и в руках девочки оказалось лишь ведерко ледяной водицы, а затем начал таять и брильянт-все это было лишь замороженным льдом.    
А петух вскочил на забор и громко закричал…
Петух:     Кукареку-кукарекулька,
                У Ленивицы в руках ледяная сосулька!
Владимир Фёдорович Одоевский: Тут и сказки конец. Хотите верьте в нее, а хотите нет.Что правда, что ложь- решайте сами. А вот вам еще песенка-поученье:
Нет ничего короче жизни, видно.
Так проживете так, чтоб не было обидно.
Чтоб извлекать  из сказочек урок-
Каждый из вас суметь то смог.
Лень к добру не приводит никогда,
А трудолюбие  помогает всегда.
Так что, дети, все вам понятно?
Так работайте смело, опрятно!