Нежданная находка

Иван Болдырев
Нет, в жизни чудеса случаются. Многие годы я Нет, все-таки повсюду искал это стихотворение Алексея Прасолова. И все бестолку. Хотелось все бросить. И забыть об утраченном. Но в памяти упрямо всплывали отдельные прасоловские строфы и строки. А очень хотелось иметь у себя все стихотворение. Тем более что оно у меня связано не только с его автором, но и с другим, дорогим для меня, поэтом – Юрием Бобоней.

Какое-то время Юрий Степанович работал с испытательным сроком в Петропавловской районной газете «Верный путь» Когда у него выдавалась свободная минута, и когда в рабочее время перепадала рюмка- другая водки, он ходил по кабинетам и очень выразительно декламировал строфу из прасоловского стиха:

                Гармоники пиликали,
                Европа браво топала,
                Глаза России никелем
                До слез слепили «опели».

Теперь убедился, что я немного переврал прасоловскую строфу.  Вернее, слова переставил местами. Каюсь, подвела память. Но Юрий Степанович, как и автор этих строк, просто бредил этим стихотворением. Несмотря на некоторые искажение авторских строк. Отрывочные фрагменты из него он знал только от меня.

Самое удивительное, это замечательное стихотворение не вошло ни в один из прасоловских сборников, которые мне удалось приобрести. Долго лазил по интернету. В нем щедро представлены стихи Алексея Тимофеевича Прасолова. Только этот ну никак не попадался. И вот совсем недавно снова попробовал поискать. Набрал начальные слова стихотворения и вдруг – удача. В интернете появилась или мне нечаянно открылась страница «Стихи о России». На ней опубликовано всего пять стихотворений Прасолова. И среди них –«Зернами унизанный». Наконец-то удалось восстановить  это творение поэта полностью.
Искал я это стихотворение еще и потому, что оно впервые было опубликовано в Петропавловской районной газете «Верный путь». А дело обстояло так. Летом 1966 года к нам в редакцию зашел Алексей Тимофеевич Прасолов. Тогда он работал в многотиражке «На сельских стройках». Его послали к нам написать материал о петропавловских строителях.

Уже тогда о Прасолове много говорили в журналистских кругах и читающей публике. Любимый и читаемый всеми журнал «Новый мир» напечатал солидную подборку стихотворений никому не известного поэта, который отбывал наказание в тюрьме. Его освобождения оттуда вскоре добился Александр Твардовский.
Редактором Петропавловской газеты тогда был Алексей Иосифович Багринцев. Он познакомил меня с Прасоловым и попросил выкроить побольше денег в качестве гонорара за стихотворения поэта, которые мы  напечатаем. В те времена внештатным авторам платили гонорар за  публикацию в газете.

Мы с Алексеем Тимофеевичем пошли в мой кабинет, чтобы отобрать стихи  в печать и оперативно решить вопрос с гонораром. Как сказал поэт, в его кармане нет ни копейки. Поэтому первый вопрос – денежный. В те времена на гонорар штатным и внештатным  авторам в каждом номере газеты отпускалось, кажется, 30 рублей. Эту сумму я тут же с большим трудом, но выпросил у бухгалтера. Тогда это были, по меркам районной газеты, солидные деньги -  почти треть месячного оклада заведующего отделом редакции.

Главное было сделано. Осталось отобрать стихи. Алексей Тимофеевич достал из своей сумки небольшую пачку бумаги, скрепленную скрепкой. Отбирай, что хочешь.  Я просмотрел список. Все предложенные поэтом стихи мне довелось читать в разных изданиях. Тогда я сказал Прасолову:

-Нельзя ли что-нибудь из неопубликованного нигде?

-Нет. Такого у меня нет.

-Но вы же работали в нашей редакции. ( Алексей Тимофеевич Прасолов несколько лет работал сотрудником Петропавловской районной газеты). Найдите такое, что только для нас. Мы можем ограничиться и одним стихом. Гонорар останется тот же.

Прасолов посмотрел на меня с удивлением, но по-доброму улыбнулся:
-Ну ты и настырный. Давай на «ты». Мне такое упрямство даже понравилось. Ручку мне и бумагу.

Он тут же написал «Зернами унизанный». Я прочитал написанное и не удержался от эпитетов в адрес автора.  К моему неумеренному восторгу поэт отнесся с безразличием. Он только сказал, что это фрагмент для большой поэмы, которую он предполагает написать. И добавил, что я его ободрал. Он никому не хотел давать эту заготовку. А вот, выходит,  я  из него выдавил.
Мы тогда много беседовали о самых разных вещах. Но в основном – о литературе. Собрались все молодые сотрудники редакции. Сидели после рабочего дня. Мои коллеги по газете – все с университетским образованием. Все очники. Им хотелось блеснуть своей эрудицией. Но, как оказалось, Алексей Тимофеевич был, как теперь модно говорить, креативнее всех. А у него за душой лишь Россошанское педучилище. Выходит, поэт каждый день, каждую минуту пополнял свой интеллектуальный кругозор.

Мне уже приходилось писать о нашей первой встрече с поэтом. Нет смысла повторяться.
Несколько замечаний по поводу текста   Как мне помнится, и помнится хорошо, в первой строфе было «Прислали Гейнцу Каппелю», А  не  «бойцу Каппелю» В интернетовском тексте кто-то внес совершенно неподходящую правку.Создается впечатление, что «улучшал» Прасолова человек, совершенно не чувствующий стихов. Его правкой нарушается ритм строки. Да и слово «боец» в обращении к солдатам у фашистов не было принято. Это обращение подходит только к русским воинам. В войну их именовали бойцами. И никак иначе.
И, как мне хорошо помнится, все-таки «За немой околицей земля фугасом выжжена», а не снарядом.

В варианте, опубликованном в Петропавловской газете, не было заголовка «Россия». Вместо него стояли три звездочки.
Большое спасибо тому, кто включил это стихотворение в подборку. Но зачем в нем эти нелепые правки первоначального текста? Кому это понадобилась?
Много раз перечитал  стихотворение. Оно и сейчас кажется мне превосходным. И еще мне кажется, что это действительно вступление к большой поэме. Иначе не было бы смысла отдавать столько текста немцу Каппелю, а не родине. Заголовок того требует.