О дисбалансе и сказаниях про мёртвую и живую воду

Вячеслав Абрамов
Наше себялюбие, призывающее наслаждаться за счёт других, противоположно Высшей силе природы – силе отдачи и любви.

Этот антагонизм можно в дальнейшем кратко называть «дисбалансом с природой», или просто «дисбалансом». А обретение человеком свойства отдачи – альтруизма, назовём «равновесием с природой».

Чем мы наслаждаемся? Удовлетворением, исполнением желаний. А наши желания подразделяются на два типа: физические и человеческие, или насущные и социальные. Рассмотрим социально-человеческие желания, чтобы понять, какой фактор в системе наших взаимоотношений с ближним вызывает дисбаланс.

Социально-человеческие желания называются таковыми по двум причинам:
- человек перенимает их у общества. Живя в одиночестве, он не стремился бы к подобным наслаждениям;
- желания эти могут реализоваться исключительно в рамках общества.

Социально-человеческие желания можно подразделить на три основные категории:
- желание богатства;
- желание почестей и власти;
- жажда знаний.
Эти категории отражают все нефизические желания, которые могут в нас пробудиться.
Для большей точности: насущные потребности называются физическими желаниями, а все, что сверх этого, относится к социально-человеческим желаниям.

Если в нас пробуждается какое-либо желание, превышающее насущную потребность, то мы можем проанализировать способ его применения. По сути, именно для этого подобные желания в нас и развиваются.

У каждого свой набор социально-человеческих желаний. На протяжении жизни он меняется. Если не вдаваться в нюансы, одному человеку присуще сильное желание обладать деньгами, другому – желание почестей, третьему – желание знаний.

«Деньги» олицетворяют стремление завладеть чем-либо, превратив в личное обретение. В идеале, человек хочет обрести весь мир, чтобы все принадлежало только ему.

«Почести» – это уже более «высокое» желание. Человек больше не хочет прибрать к рукам все, подобно маленькому ребенку. Напротив, он понимает, что окружен огромным миром, и предпочитает работать всю жизнь, чтобы добиться уважения и почета со стороны окружающих. Он даже готов платить за то, чтобы его чтили и не забывали.

Желание почестей отличается от примитивной жажды денег, позволяющих «раздувать» себя и своё чувство собственной важности бесконечными приобретениями.
Оно привлекает не упразднением или устранением с пути ближнего, а заботами о привлечении извне полноценных, адекватных  личностей, которые будут его уважать, возвышая над собой. Таким образом, «почести» олицетворяют желание человека обрести весь мир, но уже не в свою собственность. Напротив, пусть мир остается снаружи и чтит нас, благоговея до самозабвения.

«Знания» символизируют власть ещё более масштабную. Речь идет о желании обрести мудрость, изучить механизм мироздания и понять, как обратить природу и людей себе на пользу. Знания означают власть над другими посредством разума.

Всякое желание, выходящее за рамки насущных потребностей, перенимается у социума. Соответственно, степень успеха или неудачи в удовлетворении этих желаний измеряется относительно общества.

Исследование профессора Дэниэла Канемана показало, что интенсивность своего эмоционального ощущения счастья люди оценивают в соответствии с общественными критериями, а степень испытываемого нами счастья зависит не столько от нашего личного преуспевания, сколько от его сопоставления с успехами окружающих. Как следствие, рост материального благосостояния не делает нас счастливее – ведь с каждой новой финансовой надбавкой мы сравниваем себя с еще более богатым окружением. Это мы обзываем завистью.

Фактически, определить степень своего счастья или страдания мы можем лишь относительно других людей. Когда кто-то другой добивается успеха, пробуждается зависть, а иногда автоматически вспыхивает естественная неподконтрольная реакция, и тогда внутри себя откровенно желаем ему чего-нибудь нехорошего, в меру своей испорченности. И когда он оступается, мы радуемся, потому что в сравнении с его неудачей наше состояние сразу же улучшилось. Если страдают многие, это уже само по себе утешительно, это является подкрепляющим примером правильности наших оценок.

Получается, что человеческие наслаждения, не укладывающиеся в рамки физических насущных нужд, зависят от нашего отношения к ближнему. Иными словами, зависят от того, в каком ключе мы воспринимаем свои взаимоотношения с окружающими. Сердце греют не новые приобретения как таковые, а то, что они позволяют обрести господство над другими, или уважение в их глазах (а потому, и в собственных глазах). И, несомненно, власть, которой мы добиваемся и потом ею тщимся.

Такое эгоистичное отношение к ближнему вызывает дисбаланс, несоответствие общему закону природы, закону альтруизма. Эгоистическое стремление вознестись над окружающими, насладиться за их счёт и отгородиться от них противоречит стремлению природы собрать все свои части воедино посредством альтруизма.

В этом – источник наших страданий. И мы, несмотря ни на что, только к этому источнику тянемся.

В сказках древние герои использовали мёртвую воду и живую. Наш сейчас используемый источник – источник мёртвой воды. Однако, когда кого-то требовалось оживить, без мёртвой воды нельзя было обойтись. Бездыханное, бездействующее тело сначала поливали мёртвой водой, которая устраняла смертельные раны, и только потом – живой. И тогда тело возрождалось.

Сказка ложь, да в ней намёк. А может быть, и верный смысл.