Христиане и выборы

Игорь Булышов
Проповедь, сказанная в г.Дятьково 10 декабря 2000 года
 (в день выборов главы администрации города и района)


  "Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии". (1Пет.2:11-16)


  В этом отрывке апостол Пётр даёт христианам наставление, как им следует жить в языческом обществе. Перед этим он говорил, что верующие стали новыми людьми, народом святым и теперь являются Божьим уделом. Однако на земле они продолжали оставаться под властью различных человеческих начальств – от градоправителей до императора. Поэтому Пётр в своём послании посчитал нужным коснуться их общественно-политической жизни и объяснить, что христиане должны делать как граждане своего государства.

  В то время многие страны были завоёваны римлянами и находились под властью римского императора. Он издавал законы, его наместники во всех концах империи поддерживали правопорядок, а местные власти стремились добиться привилегий для коренного населения. Участие простых граждан в политической жизни сводилось в основном к уплате налогов. Помните, как однажды фарисеи спросили Христа: «Позволительно ли давать подать кесарю?» Иисус тогда ответил им: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф.22:17,21). По этому правилу должны поступать все христиане, потому что это неизменное Божье установление. И апостол Пётр учит верующих повиноваться всякой законной власти, причём делать это следует не из страха наказания, а «для Господа», то есть для того, чтобы исполнить Божью волю.

  Сегодня мы также повинуемся существующим властям и делаем всё, что требуется от законопослушных граждан. Нас не нужно особо наставлять, чтобы мы платили налоги или подчинялись судебным решениям. Однако и у нас могут возникнуть затруднения в области политики. Современное общественное устройство приняло форму демократии, при которой любой человек может каким-то образом участвовать в управлении государством. Спросите сегодня кого угодно: «В какие политические мероприятия вовлекаются сразу все граждане нашей страны?» Наверняка вы получите однозначный ответ: это – выборы. По стране регулярно проходит волна выборов в различные органы власти. И каждый раз перед многими христианами встаёт вопрос: а нам что делать? Принимать ли участие в выборах? Какую позицию занять?

  В Библии нет прямых указаний о том, нужно ли верующим участвовать в выборах или нет. В Римской империи власти не выбирались. Император всходил на трон по праву наследства или в результате военного переворота, и всех начальников назначал он сам. А у нас теперь выбирают всех: императора, то есть президента, сенаторов – депутатов Думы, областеначальников – губернаторов, градоправителей – мэров. Времена изменились, но Слово Божие осталось неизменным. И в Библии мы всегда найдём советы, которые помогут нам принять правильное решение в любой ситуации. Апостол Павел писал в Рим.12:2: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». То есть мы не должны бездумно следовать современным обычаям и правилам, но во всём должны искать волю Божию, чтобы исполнять только её, потому что это самое лучшее, что мы можем сделать. Поэтому давайте попробуем выяснить, желает ли Бог, чтобы мы участвовали в выборах властей, или нет.

  Начнём с того, что все действия и поступки христиан должны иметь какую-то хорошую цель. В Писании сказано, чтобы мы не участвовали в бесплодных делах (Еф.4:11). Поэтому если мы желаем участвовать в выборах, нам необходимо чётко сознавать, для чего мы это делаем. Задача выборов – поставить у власти какого-то человека. А из Библии мы знаем, что всех правителей и начальствующих поставляет Бог. В Дан.5:21 написано: «Над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет». Также апостол Павел говорил: «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13:1). Если же мы не можем изменить Божьих планов, то зачем нам тогда голосовать?

  На этот вопрос голосующие христиане отвечают по-разному. Одни говорят, что Бог, действительно, Сам поставляет правителей, но делает это с помощью верующих. Если это так, то все верующие должны голосовать лишь за того кандидата, которому Бог решил дать власть. Но откуда мы знаем, кого избрал Бог? Когда израильтяне хотели поставить себе царя, они не устраивали выборов, а просили пророка Самуила: «Поставь над нами царя» (1Цар.8:5). И Бог Сам указал Самуилу Своего избранника. А мы разве слышали совет Божий, разве Он являлся нам и говорил, за кого мы должны голосовать? Из каких же соображений мы будем делать свой выбор?

  Можно судить кандидатов по их способностям к управлению. Но тогда во избежание ошибок христианам нужно будет следить за их деятельностью и оценивать её. А для этого нам понадобятся знания в сферах политики, экономики, права, и если церковь пойдёт по этому пути, то вскоре превратится в нечто среднее между клубом знатоков и группой поддержки. Такой путь, конечно, не для нас; мы должны отдавать своё время только делам святым, прославляющим Бога.

  Можно выбирать кандидатов по их нравственным качествам. Но в этом отношении разница между ними невелика. Среди них нет детей Божьих, все они хорошо умеют лгать и с одинаковым усердием поливают друг друга грязью в печати и по радио.

  Можно голосовать за того, кто лучше всех относится к христианам. Но тогда уж берегитесь, дети Божьи, вам наверняка несдобровать. Тогда все властолюбцы, проходимцы, плуты и мошенники будут вас обольщать, задабривать, обманывать, и вы сами не заметите, как запутаетесь в дьявольской сети и станете участвовать в чужих грехах. Кроме того, власть, угодная верующим, может быть неугодна Богу. Вдруг для Его целей нужно, чтобы на христиан началось гонение? А ведь никто из нас не проголосует за гонителя веры, и тогда получится, что мы воспротивились Богу.

  Я приведу один пример из недалёкого прошлого. Как-то перед выборами в Госдуму был я в одной церкви, и там пресвитер говорил, что Бог поставит начальника руками верующих. Члены церкви спрашивали его, за кого им голосовать. Он отвечал, что они могут голосовать за кого угодно, только не за коммунистов, потому что те всегда были гонителями верующих. И на выборах одни голосовали за «Союз правых сил», другие за «Медведя», а в результате депутатом стал коммунист. Так что же из этого следует? Получается, что эти христиане действовали против Божьих планов. Что им теперь делать – каяться за неправильный выбор? Так не лучше ли им было вообще не ходить на выборы? Всё равно ведь их голоса ничего не изменили.

  И ваши голоса также ничего не изменят, а могут лишь повредить вашей духовной жизни. Бог не нуждается в нашей помощи, чтобы дать кому-то власть. Подумайте о том, что Библия говорит о будущем. Мы знаем, что в последнее время к власти придёт антихрист. Так неужели и это Бог сделает руками верующих? Да сохранит Господь Свою церковь, чтобы она участвовала в этом! Не наше дело выбирать себе правителей; наш долг – повиноваться всякой власти, которую Бог поставит над нами. Мы можем лишь молиться за начальствующих, чтобы «проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте». Так апостол Павел писал Тимофею (1Тим.2:2), так и мы должны поступать.

  Но есть христиане, которые идут на выборы с другими целями. Им, в принципе, всё равно, кому отдать свой голос, и многие из них голосуют против всех кандидатов. Они делают это для того, чтобы их голосом не могли воспользоваться мошенники или чтобы не пришлось проводить повторные выборы из-за недостатка избирателей. Ведь на выборы тратится много денег, а потом всё это отразится на простом народе. Но, опять-таки, откуда нам знать, что это не входит в Божьи планы? Может быть, в результате ухудшения условий жизни многие люди обратятся к Богу и получат жизнь вечную? Может, Бог хотел наказать мошенника, который украл бы ваш голос, или привести его к покаянию через угрызения совести? И опять получится, что христиане действуют против Божьей воли. Мы же знаем, что всё в Божьих руках, так будем же доверять Ему и не страшиться каких-то там возможных неприятностей. Если зимой идущий вдалеке от нас прохожий поскользнётся, упадёт и сломает ногу, то разве будет в этом наша вина? Бог не станет обвинять нас в том, что мы вовремя не подбежали его поддержать или не посыпали заранее все дорожки песком. А вот если после его падения мы не придём к нему на помощь, то будем виновны перед Богом. Поэтому вместо того, чтобы пытаться улучшить политическую ситуацию и предохранить страну от бедствий, будем лучше помогать нуждающимся: так мы и пользы больше принесём, и Бога прославим.

  Есть ещё христиане, которые считают участие в выборах своим гражданским долгом. Они говорят, что таким образом верующие должны исполнять Божье повеление «Отдавайте кесарево кесарю». Но такое объяснение лишь показывает, что они путают свои права и обязанности. Долг – это то, от чего мы не можем уклониться без наказания со стороны закона. Например, если мы не будем платить налоги или не окажем помощь пострадавшим при несчастном случае, то предстанем перед судом. А если мы не придём на выборы, то нам ничего за это не будет. Зачем же нам «отдавать кесарю» то, что не должно? Так мы вовсе не исполним Божье повеление и не прославим Господа. Участие в выборах – это всего лишь наше право, данное нам государством, и мы ничуть не обязаны им пользоваться. Вспомним время, когда продукты у нас продавались по талонам. Тогда каждый человек по своему талону мог купить установленное количество водки и сигарет. Но разве христиане могли воспользоваться этим правом? Это было бы делом греховным и прямым нарушением Божьей воли. То же самое можно сказать и об участии христиан в выборах властей. По Конституции мы имеем право избирать себе правителей, но Бог нам такого права не давал.

  Давайте вернёмся к словам из 1-го послания Петра. Посмотрите, как он начинает своё наставление: «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников...» Понимаете ли вы, что это значит? Ведь это означает, что все мы не на словах, а по истине странники и пришельцы на этой земле. Как же мы можем участвовать в выборах земных властей? Если бы по России странствовал китайский караван, то разве могли бы эти китайцы голосовать вместе с россиянами и выбирать нам начальников? Конечно же нет; их бы не допустили до выборов, потому что они не являются гражданами нашей страны. А если бы кто-нибудь из них проник по недосмотру комиссии на избирательный пункт и проголосовал бы, то все признали бы его поступок бесчестным. Но ведь и мы находимся точно в таком же положении. Пусть мы по виду не отличаемся от грешников, граждан этого погибающего мира, но мы не «прописаны» в нём. Библия говорит, что наше жительство – на небесах (Фил.3:20), а здесь мы не имеем постоянного града (Евр.13:14). Поэтому пред Богом у нас нет никакого права участвовать в мирских выборах.

  На это можно возразить, что китайцев россияне, конечно же, не допустили бы до выборов, но ведь за христианами все неверующие признают право голосовать. Да, это так, но всё дело в том, что они не знают, что мы странники! Они не понимают, что мы пришельцы на земле, они не думают, что мы – граждане неба. Но ведь сами-то мы это прекрасно сознаём! И если мы, имея такое сознание, станем участвовать в выборах, то будем пред Богом преступниками и обманщиками. Более того, мы таким образом отречёмся от звания странника и заявим о том, что являемся гражданами этого мира. Да не допустит нас Господь до такого отступления! Будем жить на этой земле действительно как пришельцы и стремиться к лучшему, то есть к небесному, чтобы и Бог не постыдился нас и ввёл нас в Свой город, Небесный Иерусалим (Евр.11:16).

  Посмотрите, как ещё апостол Пётр в своём наставлении называет верующих. В стихе 16 он говорит им, чтобы они поступали «как рабы Божии». Мы – рабы Божии, а разве рабы когда-нибудь имели права избирателей? И как мы можем выбирать начальника для неверующих, которые являются рабами греха и дьявола? Или мы притворимся свободными и скроем свою принадлежность Богу? Но что тогда нам скажет Господь? Скажет ли Он: «Хорошо, добрый и верный раб»? Нет, если мы отречёмся от звания Божьих рабов, то услышим совсем другое слово: «Лукавый раб!» Так пусть же все наши дела показывают, кто является Господином нашей жизни! Тогда над нами исполнятся чудные слова Христа: «Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Иоан.12:26). Последуем же за Христом и будем поступать во всём, как Он. Можете ли вы себе представить, чтобы Он пошёл на выборы – голосовать за грешников? Я думаю, что Он не пошёл бы туда ни за что, а желающему пойти ученику сказал бы: «Предоставь мёртвым выбирать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие». И вы можете быть уверены, что угодите Богу, если не пойдёте на выборы, а посвятите своё время общению с Господом и добрым делам.

  Может, вы думаете, что ваше неучастие в выборах оттолкнёт ваших неверующих знакомых от Бога? Пусть такие мысли вас не смущают. Наоборот, для вас это прекрасный случай рассказать о своём уповании на Господа. Как-то на работе начальник спросил меня: «Ну, а ты будешь голосовать?» Я ответил, что не буду. Он говорит: «А почему? Из-за этих твоих убеждений?» Я сказал, что мне всё равно, кто будет у власти: с Богом я могу жить под любым правлением. Тогда он спросил: «А если будет такой, как Гитлер?» Я ответил: «Это неважно: я могу умереть под любым правлением». И начальник не стал меня упрекать или агитировать, а только засмеялся и сказал: «Ну, не надо так! Ты ещё молодой». И вы также можете засвидетельствовать своим знакомым о Боге, Который дал вашей душе мир и надежду. А то они могут всю жизнь ожидать помощи со стороны «хороших властей», а о своей бедной душе так и не подумают. Возможно, кто-то и будет злословить вас как злодеев, предателей или равнодушных, но Бог даст, и для таких людей наступит «день посещения», о котором говорил апостол Пётр. Тогда они вспомнят свидетельство вашей веры и раскаются, и обратятся к Богу, и прославят Его. А вы не понесёте никакого вреда от их злословия, оно будет вам лишь к радости. Будем делать добро, и Бог заградит уста невежеству безумных людей.

  Братья и сёстры! Если вы после всего, что узнали, всё-таки станете участвовать в выборах, то сделаете это лишь по одной причине. Как бы вы ни обманывали самих себя и других, ваш поступок будет означать лишь то, что вы боитесь каких-то людей и стремитесь им угодить. Вы сами прекрасно понимаете, что такие помышления неугодны Богу и недостойны христианина. И Библия нас предупреждает: «Боязнь пред людьми ставит сеть» (Прит.29:25), «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1:10). Это всё плотские похоти, восстающие на душу. Не поддавайтесь им, удаляйтесь от них, Господь даст вам для этого силы. Может быть, вы уже пообещали кому-то проголосовать – это неважно. Откровение Божие – это достаточное основание для отмены любого обещания. Может, кто-то пообещал вам заманчивую помощь – она вам не нужна. Ни за какие земные блага нельзя купить добрую совесть, без которой вы потерпите кораблекрушение в вере (1Тим.1:19). Пусть библейские мужи послужат нам примером бескорыстия и верности Господу. Чем идти на выборы, лучше будем читать святое Слово и прославлять Бога в сердцах наших. Ведь воскресенье – это день Господень; в этот день Он когда-то воскрес и победил дьявола, у которого все мы были в рабстве. В наше время дьявол устраивает в воскресенье выборы, чтобы уловить христиан в свою волю, но пусть ему это не удастся! Пусть в этот день наш дух, душа и тело прославят нашего Господа и Спасителя, ибо Он достоин хвалы и славы во веки веков! Аминь.