Внешний вид христианки и приличие

Игорь Булышов
Ибо вы куплены дорогою ценою.
Посему прославляйте Бога
и в телах ваших и в душах ваших,
которые суть Божии.
  1-е  Коринфянам  6:20



  Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы – письмо Христово.
  2Кор.3:2-3


  По словам апостола Павла, каждый христианин является письмом Христовым. Причём, письмо это не спрятанное и не зашифрованное, но открытое и понятное для всех людей. Любой человек может его прочесть, и для этого ему не нужен микроскоп или переводчик. О чём можно узнать, прочитав это письмо? Наверное, в нём написано о Божьей любви к людям, о силе Крови Христа, спасающей человека от грехов, о полноте жизни и радости, которую даёт Святой Дух, и ещё о многом-многом другом. Это письмо может побудить грешника прийти ко Христу и получить Его драгоценный дар – вечную жизнь. И каждый христианин хочет, чтобы люди читали его письмо, верили написанному и обращались к Богу.

  Но часто люди не хотят читать эти письма или не склонны доверять им. Давайте попытаемся разобраться, почему так происходит и есть ли в этом вина самих христиан или нет. Человек может отказаться от чтения письма или отнестись к нему с пренебрежением по трём основным причинам: ему не нравится либо автор письма, либо его содержание, либо внешний вид. В первых двух случаях человек просто ожесточает своё сердце, и от христиан здесь ничего не зависит. Но над внешним видом своего письма христианин властен, и именно здесь может оказаться препятствие или соблазн для неверующего «адресата».

  Бесспорно, внешний вид написанного имеет очень важное значение для читающего. Например, станет ли кто-нибудь читать текст, который виден очень тускло? А если в письме сплошь да рядом находятся помарки и кляксы или нарисовано что-нибудь постороннее? Или если оно просто сильно помято? У разных людей бывают различные требования к внешнему виду «письма Христова», то есть самих христиан, и нельзя сказать, что все они завышенные или глупые. В большинстве случаев эти требования соответствуют Слову Божию, а некоторые неверующие разбираются в этом получше иных христиан. И если внешний вид христиан их не удовлетворяет, то никакого «письма» они не увидят, не прочтут или не поверят ему.

  Поэтому христиане должны следить за своим внешним видом, чтобы не полагать препятствия для неверующих. Особенно это относится к молодым сёстрам, так как именно они являются объектом повышенного внимания мира. Девушки-христианки – это цвет церкви, и первое суждение обо всей церкви неверующие обычно составляют глядя на них. Как же им важно иметь безупречный внешний вид! А ведь для них существует гораздо больше возможностей отклониться от предписаний Слова Божия, чем для остальных членов церкви. Сатана знает о силе впечатления, которое производят на неверующих сёстры-девушки, поэтому для них он расставил наибольшее число ловушек. И как жаль, что некоторые сёстры попали в них и послужили преткновением и соблазном для мира.

  Что же это за ловушки лукавого, в которые попадают девушки-христианки? Обобщённо можно выделить три вида таких ловушек: неприличная одежда, косметика и украшения. Именно так они располагаются по «степени требовательности». Неверующий может быть снисходительным по части ношения сёстрами украшений, может оправдать использование косметики, но неприличную одежду вряд ли простит. А у многих людей представления о христианском приличии очень высокие, и, по их мнению, ничего подобного в церкви допускать нельзя.

  Конечно, эти ловушки лукавого не являются тайной для христиан; апостол Павел сказал, что «нам небезызвестны его умыслы» (2Кор.2:11). В строгих церквах все эти проявления неприличия являются недопустимыми, а к нарушителям их применяются соответствующие меры: обличение, запрещение, увещание, наказание. А вот в нестрогих церквах такого запрета нет и подобные случаи встречаются очень часто. Они считаются обычным делом, поэтому сёстры не видят в этом ничего плохого и говорят: «А у нас можно!». Такое отношение к приличию внешнего вида может привести к результатам, которых сами христиане не желают и захотели бы избежать, если бы знали о них заранее. Поэтому всем христианам необходимо иметь представление о том, какие последствия может иметь невинное, казалось бы, желание некоторых сестёр привлечь внимание к собственной персоне нескромным внешним видом.



  Да не хулится ваше доброе.
  Рим.14:16


  Представим себе, что в собрание пришёл молодой человек, сочувствующий христианам. Он уважает их убеждения и хочет больше узнать об их жизни и вере. У него уже есть некоторые представления о святости, да и вообще он «недалеко от Царствия Божия». Вот он видит перед собой молодую сестру, поющую в хоре, этакое симпатичное письмо Христово. Он начинает это письмо «читать», и в голову к нему приходят примерно такие мысли:

  «Вот девушка стоит в хоре. Молодая, а уже христианка, славит Бога. Хорошая девушка, вот бы побольше было таких. А то сейчас молодёжь пошла развратная: курит, пьёт, ругается, да по улицам ходит толпами. Доброго слова от неё не услышишь, одни только пошлости. И одеваются так, что не поймёшь, девушка это или парень. Хотя бывает и наоборот – сразу понятно, кто есть кто, потому что одежды почти не видно. Как вырядятся, так и не знаешь, куда глаза девать, хоть совсем закрывай. А вот эта девушка не такая, эта одета хорошо и скромно. На такую и посмотреть приятно, и глаза не надо прятать.

  Только вот юбка у неё почему-то порвана, вон какая дыра видна, всю картину портит. Что она, не заметила её, что ли? Надо же было зашить, почему она не сделала этого? Наверное, не умеет. Эх, растрёпа! Это же обязанность каждой девушки – уметь обращаться с иголкой и ниткой. Чему только её мама учила? Кто ж её замуж возьмёт, такую неумеху? Вот не повезёт парню! Разве только портной какой-нибудь попадётся, чтобы зашивать ей дырки, а то она всех женихов распугает своей рваной юбкой.

  А может, у неё просто не было времени? Вдруг она только сегодня утром заметила дырку, а другой одежды не нашлось? Хотя вряд ли она такая рассеянная, уж к богослужению могла бы заранее подготовиться. Нет, тогда уж, скорее всего, юбка у неё порвалась по дороге в собрание, в автобусе. Наверное, зацепилась за что-то или при выходе наступил кто-нибудь. Но всё равно она могла бы хоть булавку попросить у подружки, чтобы заколоть дыру, а то перед людьми неудобно. А теперь ей наверняка попадёт от пресвитера, придётся ей перед ним краснеть за свою неряшливость.

  Только странная какая-то эта дыра, слишком уж у неё края ровные. Не будь девушка христианкой, можно было бы подумать, что это разрез. Но христианка никогда не наденет юбку с разрезом и не будет ходить в этой одежде блудницы. Христианки не выставляют себя напоказ, не хотят возбуждать в мужчинах похоть, не стремятся вызвать у них вожделение или греховные мысли. Так что разрезом это быть не может, хотя и очень похоже на него.

  А вдруг это всё-таки разрез? Почему же тогда ей не стыдно? Почему никто из служителей не сделал ей замечание? Почему пресвитер допустил, чтобы она пела в хоре? Неужели всем здесь наплевать на то, что повеления Библии беззастенчиво нарушаются? Здесь богослужение или демонстрация мод? Не может быть, чтобы христиане терпели в своей среде подобное безобразие. Однако эти, похоже, терпят. Или они думают, что это не разрез, а неопознанное оптическое явление? Нет, видимо, здесь такое в порядке вещей. Христиане, называется. А наверное, и в самом деле, только называются так, а от нас ничем не отличаются.

  Пойду-ка я отсюда на волю. Что там проповедник говорит? «Не любите мира»? Спасибо, и вам того же самого. Слушайте дядю, он вас хорошему научит. А я и так уже достаточно узнал о вашей вере. Верьте себе на здоровье, только меня не трогайте, а то я начинаю возбуждаться. Всего вам хорошего и счастливо оставаться, а я лучше пойду, почитаю «СПИД-инфо», там больше интересного».

  Приятно ли было бы христианам узнать о том, что их собрание вызвало у неверующих такое вот отношение к ним? Это же настоящее поношение и хула на христианский образ жизни. А ведь могло бы быть ещё хуже, если бы в собрание пришёл более развращённый парень, которых сейчас очень много. У него вообще вряд ли возникла бы более благочестивая мысль, чем «а вот та тёлка ничего себе». Если бы христианки слышали, что думают о них сидящие в собрании неверующие, то сгорели бы от стыда. Но это ещё полбеды, а беда в том, что теперь крайне трудно будет заинтересовать этих неверующих евангельской вестью, когда они видят в церкви подобное безобразие. А ведь основная задача церкви как раз и состоит в том, чтобы приводить грешников ко Христу и указывать им путь спасения. И получается, что из-за отдельных сестёр церковь оказывается не в состоянии выполнить свою задачу. Мало того, из-за них сама церковь неизбежно терпит урон, о котором мы сейчас и поговорим.



  Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни Церкви Божией.
  1Кор.10:32


  Внешний вид сестёр может быть соблазном не только для неверующих («Еллинов»), но и для верующих («Церкви Божией»). В первую очередь это относится к молодым братьям. Ни для кого не является тайной, что мысли о противоположном поле занимают большое место в жизни юношей. Поэтому они испытывают повышенный интерес к сёстрам-ровесницам. К тому же многие начинают задумываться о создании семьи и хотят найти себе спутницу жизни. А где они могут присмотреться к сёстрам, если встречаются с ними почти исключительно в собрании? Вот и получается, что в собрании юноши значительную часть своего внимания уделяют девушкам. И в большинстве случаев от внешнего вида сестёр зависит, в каком направлении пойдут мысли братьев.

  Если сестра одевается таким образом, чтобы привлечь внимание к отдельным частям тела или достоинствам своей фигуры, или к своей персоне вообще, то это может вызвать у брата два вида помышлений в зависимости от его утверждённости в вере: плотские или душевные. К плотским относится вожделение и связанные с ним желания: побыть рядом, пойти куда-нибудь вместе, встретиться наедине и т.д. вплоть до намерений о браке. Видимо, этого сестра и хочет достигнуть своим внешним видом. Тем самым она отвлекает брата от общения с Богом и лишает его духовных благословений. А потому можно утверждать, что и к ней самой Господь не будет благоволить.

  Однако у более утверждённого брата при виде нескромно одетой сестры возникнут совсем другие мысли. Ему будет неприятно видеть, как христианка превращает себя в язычницу, делает из себя зрелище и становится соблазном для окружающих. Он будет стараться не смотреть на эту сестру, и она вызовет у него лишь чувство жалости, горечи и неловкости, или даже отвращения. Вряд ли такой результат является желанным для сестры, но как раз к нему чаще всего приводят её ухищрения. Кроме того, общение брата с Господом в этом случае также затруднено и омрачено, так как ему нелегко избавиться от нерадостных душевных мыслей о несовершенстве христиан и нарушении ими Божьих повелений.

  Если же сестра одета прилично, то никаких нечистых или неприятных помышлений у брата не возникнет. Такая сестра произведёт на него благоприятное впечатление, и у него сложится о ней хорошее мнение. И она вовсе не отвлечёт его мысли от Бога, наоборот, он в сердце своём воздаст Господу славу за то, что есть такие девушки-христианки. Его помышления о сестре будут светлыми и духовными, и нет сомнения, что на такой сестре пребудет Божье благословение. Поэтому девушки, стремящиеся своей нескромной одеждой привлечь к себе внимание, не только мешают общению окружающих с Богом, но и обкрадывают самих себя.

  Пренебрежение отдельных сестёр к приличию своего внешнего вида может послужить соблазном также и для других сестёр, особенно для более молодых. Дурной пример заразителен, это все знают. Человек по своей природе склонен к подражательству, только у одних объектом для подражания является Христос, а у других – соседка или подружка. И если на них обращают больше внимания, то может вступить в действие принцип «А я чем хуже?». В результате ещё одна сестра начнёт нарушать правила приличия святых и лишится Божьих благословений.

  Наконец, неприлично одетая сестра является соблазном для всей поместной церкви, в том числе и для служителей. Если, например, неверующий спросит у брата или сестры, почему девушки в их церкви так одеваются, то им придётся либо сказать, что ничего плохого в этом нет, либо признаться, что никому нет дела до нарушения правил приличия. Но ведь такой вопрос может задать сам Бог, и Он постоянно задаёт его. И получается, что христиане, терпящие в своей среде эти нарушения, либо защищают безнравственность, либо свидетельствуют о своём равнодушии. В любом случае такое отношение является неприемлемым для святого Бога, а потому вся церковь терпит урон и лишается благословений в своей деятельности.

  Таким образом, необходимость бороться с проявлениями неприличия является очевидной. Правда, некоторые из христиан считают, что это бесполезно. Они говорят, что есть люди, которым ничего нельзя втолковать, и сколько с ними ни беседуй – никаких результатов не добьёшься. Но такое оправдание несерьёзно. В Слове Божием на все случаи жизни есть рекомендации, следуя которым можно разрешить любые проблемы. Поэтому не следует искать отговорки, а лучше начать на деле бороться за чистоту церкви. А для успешной борьбы необходимо знать причину нарушений правил приличия, и Господь через Своё Слово открывает её.



  В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
  Лук.18:2


  Здесь Христос дал очень точное описание душевного состояния человека, открыто совершающего неблаговидные поступки. В самом деле, что может удержать человека, чтобы он не поступал по своим похотям? Либо страх перед Богом, либо стыд перед людьми. Если же и то и другое у человека отсутствует, то ничто ему не мешает игнорировать мнение окружающих и требования морали. Поэтому сёстрам, которые своим внешним видом сознательно нарушают правила приличия, можно в соответствии с Библией поставить духовный диагноз: нет страха Божия пред глазами их, и сердца их не очищены от порочной совести.

  Есть, правда, и немощные в вере сёстры, поступающие так по неведению. Но для их исправления обычно оказывается достаточно слова служителя. Если он скажет, что их одежда неприлична, то носить её такие сёстры больше не будут, как бы остальные ни относились к ним. С непослушными же следует вести борьбу в направлении, которое подсказывает диагноз, поставленный им Самим Господом. То есть все меры воздействия должны вести к тому, чтобы сёстры-нарушительницы Бога убоялись и людей постыдились.

  Рассмотрим сначала второе направление. Почему у этих сестёр отсутствует стыд перед людьми? Наверное, по тем же причинам, какие были у неправедного судьи: это дело обычное, многие так поступают, это доставляет мне прибыль, никто мне не запретит, никакого наказания мне не будет. И здесь опять отчётливо видны методы борьбы, устраняющие все эти причины:

  1) Церковь должна относиться к любым нарушениям приличия с осуждением, не поддерживать и не защищать нарушительниц, чтобы подобные случаи считались явлением из ряда вон выходящим.

  2) Девушки-христианки должны противостать искушению подражать своим сёстрам в нескромности внешнего вида. Чем меньше будет нарушительниц, тем большую неловкость будут они испытывать, выделяясь своей внешностью из христианского коллектива.
 
  3) Братья, для которых и стараются нарушительницы, не должны поощрять их и уделять им своё благожелательное внимание, чтобы лишить их стимула для нарушений правил приличия. Напротив, сёстрам следует дать понять, что их нескромность неприятна для братьев (разве приятно, когда тебя считают либо самцом, которому это нравится, либо скопцом, которому это не повредит?). Тогда сёстры не получат положительных результатов от своего непослушания, а наоборот, потерпят урон.

  4) Служители должны в личных беседах указывать нарушительницам на недопустимость такого внешнего вида для христиан. В этом случае у них не будет оправдания «я не знала, что это плохо», и повторное нарушение станет явным бунтом, на что могут решиться лишь развращённые.

  5) К непослушным и упорствующим сёстрам следует применять соответствующие меры наказания, невзирая на лица. Им нельзя разрешать петь в хоре или аккомпанировать, иначе у них может возникнуть мнение «без меня не обойдётесь». Их необходимо обличать «пред всеми, чтоб и прочие страх имели» (1Тим.5:20), как указал апостол Павел. Следующую меру он определил так: «Если же кто не послушает слова нашего в сём послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» (2Фес.3:14). Наконец, в случае продолжающегося упорного противления следует не останавливаться и перед отлучением, так как Павел сказал: «извергните развращённого из среды вас» (1Кор.5:13). Нет сомнения, что настоящая христианка никогда не дойдёт до такого состояния, поэтому такая мера не является слишком жестоким наказанием.

  Все эти меры должны привести к тому, чтобы сёстры-нарушительницы постыдились перед людьми. Но этого мало, так как вне собрания они лишены христианского контроля. Поэтому служителям и проповедникам необходимо вести разъяснительную работу, чтобы сдерживающим фактором стал страх Божий. Только тогда сёстры будут надёжно защищены от всех ловушек сатаны и ни для кого не станут соблазном, что позволит им пользоваться всеми Божьими благословениями.

  Поэтому теперь я хочу обратить свою речь конкретно к сестре, одевающейся против приличия, чтобы показать лично ей, как она выглядит в глазах Бога и что может её ожидать в будущем. Думаю, что и другим мои слова также принесут пользу, как написано: «Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдёт мудрые советы» (Прит.1:5). Подобно Елиую, «я имею ещё что сказать за Бога» (Иов.36:2), и «слова мои от искренности моего сердца» (Иов.33:3). Я хочу, чтобы всем было хорошо, поэтому послушай, дорогая сестра, что я скажу тебе.



  Итак желаю..., чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично жёнам, посвящающим себя благочестию.
  1Тим.2:8-10


  Тебе, конечно, знакомо это место из Священного Писания. Такое наставление написал апостол Павел своему сотруднику Тимофею, которого оставил в Ефесской церкви. Как ты думаешь, эти слова выражают пожелание или повеление? В начале предложения стоит слово «желаю», и потому оно может показаться пожеланием, как бы не обязательным для исполнения. Но это относится лишь к действию, обозначенному словом «украшали». Ведь не мог же Павел сказать: «повелеваю, чтобы жёны украшали себя добрыми делами», хотя именно этого он и хотел. Такое повеление не каждая жена могла бы исполнять. Но что касается приличного одеяния, стыдливости и целомудрия, то это – требования, обязательные для каждой из них. Иначе Павлу незачем было бы их указывать, в этом ты сама можешь легко убедиться. Поэтому в его наставлении жёнам содержится как пожелание, так и безусловное повеление.

  А как же ты, дорогая сестра, исполняешь это повеление? Является ли твоё одеяние приличным? Как у тебя обстоит дело со стыдливостью и целомудрием? Вспоминаешь ли ты о них хоть иногда, или уже давно и думать забыла? Почему ты носишь одежду, которая никак не вписывается в требования христианского приличия? Чем ты можешь оправдать такое своё поведение? Я думаю, тебе трудно найти слова для защиты, поэтому попробую сам составить для тебя защитную речь. Наверное, это лучшее, что я могу тебе предложить. Итак, если у тебя потребуют отчёта об исполнении повеления апостола Павла, то можешь отвечать следующим образом:

  «А разве я нарушила это повеление? Разве моё одеяние неприлично? Попробуйте тогда найти хотя бы одну неприличную деталь в моей одежде и увидите, что в ней всё прилично. Каблуки у меня приличной высоты, не меньше дециметра. Разрез на юбке тоже приличной величины и расстояние от её края до пола также приличное. Рукава открывают руки на приличную длину, вырез на платье тоже очень даже приличный. Ведь наше сердце должно быть открыто, разве не так? Вот и пусть оно будет открыто для всеобщего обозрения. Мои украшения куплены за весьма приличную сумму, и пусть только у кого-нибудь повернётся язык назвать их неприличными. А что касается косметики, то все мои краски находятся у меня при лице, значит, они приличные. Так что все требования приличия мною полностью соблюдены.

  Что там написано дальше? Чтобы я украшала себя со стыдливостью? Но ведь я наряжалась как раз со стыдливостью. Ну, стыдно было надеть длинную юбку, да ещё и без разреза – что мне, показать нечего? Стыдно ходить с длинными рукавами, которые к тому же не просвечиваются, а уж не надеть никаких украшений – это вообще стыд и позор. Как будто я нищая и мне нечем себя украсить. Ну а косметикой я пользуюсь исключительно из стыдливости. А то подумают ещё, что я даже этого не умею. Нет, глаза и губы надо накрасить обязательно, а то не заметят, какая я глазастая да губастая. Пусть все видят мою стыдливость, нечего скрывать её от людей.

  Что там ещё от меня требуется? Целомудрие? А что это такое? А-а, цело-мудрие! Да как же можно без этого обойтись? Ведь не так просто хорошо одеться, здесь целая мудрость. Необходимо знать, что можно выставить напоказ, а что нужно скрыть, где надеть короткое, где обтягивающее, а где и прозрачное. Украшения подобрать – тоже нелегко, большое целомудрие нужно. Апостол Павел был против золота и жемчуга? Ладно, я могу обойтись серебром или другими материалами, о них-то ничего не сказано. Накрасить губы – тоже уметь надо, чтобы помада не стиралась при поцелуе, а то как приветствоваться? Всю красоту растеряешь. Так что это большая наука – прилично одеваться и украшать себя, тут и шага не сделаешь без целомудрия. Вот и я вчера вечер целый мудрила, как бы одеться поприличнее да постыдливее, поэтому моё целомудрие не подлежит никакому сомнению. Так что повеление Павла я не нарушила ни в чём, а наоборот, исполнила в точности».

  Однако я думаю, что даже мой совет не решит всех твоих проблем. «Кривое не может сделаться прямым» (Екк.1:15), и никакая словесная казуистика не сможет превратить неприличную одежду в приличную. Даже человеков ты не введёшь в заблуждение, а сможешь ли обмануть Бога? Или ты думаешь, что Он, как и люди, будет снисходительным к тебе? А помнишь ли Его слова: «Ты делал это, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя, и представлю пред глаза твои грехи твои» (Пс.49:21)? Бог может отнестись к тебе совсем не так, как ты ожидаешь.



  И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны, и ходят подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах, оголит Господь темя дочерей Сиона, и обнажит Господь срамоту их. В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звёздочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала.
  Ис.3:16-22


  Представь себе такую картину: во время богослужения Бог взял тебя от земли, и ты оказалась пред Его лицом в своей одежде, которую надевала в собрание. Ты считаешь её приличной и думаешь, что она не вызовет у Бога нареканий. Ну, может быть, Он сделает тебе пару замечаний относительно тех или иных деталей. Это тебе не страшно, будет лишь несколько неудобно перед Ним. Правда, твой вид может не понравиться Богу гораздо больше. Но ты уверена, что в худшем случае ты просто лишишься награды, будешь постыжена и покраснеешь, как головня, выхваченная из огня. Ничего более страшного ты не ожидаешь и думаешь, что гнев Божий тебя не коснётся. Ведь это вроде бы не суд, а судилище, и осуждение тебе не грозит.

  Но вдруг ты видишь, как твоя одежда начинает исчезать. Пропадают украшения, платки и повязки, потом Господь отнимает у тебя верхнюю одежду и нижнюю, и что же в результате остаётся на тебе? Ничего не осталось, и тебе нечем прикрыть свою наготу. Тогда ты осознаёшь, что слова Господа, сказанные почти две тысячи лет назад ангелу Лаодикийской церкви, относятся и к тебе: «Ты наг» (Отк.3:17). И ничего против этого ты не сделаешь, тебе остаётся лишь признаться в этом, подобно Адаму: «Я наг» (Быт.3:10). Адама за его грех ожидало Божие проклятие и смерть, а тебя что может ожидать?

  Ты в страхе, пытаешься отыскать хоть какую-нибудь надежду и вспоминаешь, что Адама Бог потом всё-таки одел. Тогда Он Сам сделал Адаму кожаные одежды, пролив кровь животных. И ты просишь: «Господи, сделай и мне одежды, как Адаму». Но Бог отвечает: «Я больше не стану проливать кровь животных. Я пролил Кровь Сына Моего Единородного, чтобы дать людям одежды, угодные Мне. Человек должен облечься в Иисуса Христа, чтобы не оказаться нагим предо Мной. Твоей одеждой должна быть праведность Моего Сына».

  Тогда ты успокаиваешься и говоришь: «Слава Тебе, Господи, за Твой дар! Теперь я знаю, что нашла благоволение в очах Твоих. Ведь я покаялась в своих грехах, крестилась во имя Твоё, облеклась в Иисуса Христа, и Его праведность стала моей одеждой. Она, наверное, невидима для меня или Ты хранишь её у Себя?» Но в ответ ты слышишь: «Вся твоя одежда – на тебе; посмотри – и увидишь».

  В отчаянии и слезах ты спрашиваешь: «Господи! Почему же на мне не видно Твоей одежды? Неужели Ты отобрал у меня Твой дар?». И Господь говорит: «Я ничего не отбирал у тебя. Ты сама сняла одежду, которую Я дал тебе. Ты хотела одеваться так, как тебе нравится, и не слушала Моих повелений. Ты променяла праведность Иисуса Христа на юбку с разрезом и губную помаду. Ты отвергла Мой дар, а потому и Я отвергну тебя от лица Моего. Иди от Меня в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».

  Так ожидаемое судилище может оказаться судом. Или ты считаешь, что всё это сказки и ничего подобного случиться не может? Тогда послушай, что Христос сказал ангелу Сардисской церкви:

  «Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечётся в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и Ангелами Его» (Отк.3:4-5).

  Скажет ли Христос, что ты не осквернила одежд своих, если при взгляде на тебя оскверняются помышления людей? Признает ли Он тебя достойной, когда все твои «достоинства» выставлены напоказ? Назовёт ли побеждающей, увидев, что ты побеждена миром? Сохранит ли Он твоё имя в книге жизни и исповедает ли его пред Отцом? Скажи, если знаешь.

  Ты можешь сказать: «Раз Иисус поселился во мне, значит, меня ожидает спасение и вечная жизнь, потому что написано: «умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним» (1Фес.4:14)». Конечно, это слово истинно, однако почему ты уверена, что другая участь для тебя уже невозможна? Разве в Слове Божием нет предупреждений на этот счёт?



  Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
  Иоан.15:6


  Иисус Христос сравнивал Своих учеников с ветвями виноградной лозы, которой является Он Сам. Они получают от Него всё необходимое для жизни и приносят добрые плоды. Христос пребывает в них, и они имеют в себе Его жизнь. Однако именно к ним Иисус обращает призыв: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Иоан.15:4). Значит, ученик Христа может и нарушить это повеление. Иначе слова Иисуса были бы излишними, чем-то вроде «Баранкин, будь человеком». Но Христос не бросал слов на ветер, и потому пребывание в Нём зависит от человека. Оно не даётся просто, как дыхание, но требует от христианина усилия.

  Ты скажешь: «Но разве я не пребываю во Христе? Я же прилагаю усилия, стараюсь не грешить, сдерживаю себя, читаю Библию и посещаю собрания, и Дух Святой пребывает во мне. Неужели моя одежда или косметика может разрушить мою связь с Богом?» Да, может. Чтобы лучше понять это, давай разберёмся, чем отличаются состояния «Христос в нас» и «мы в Нём».

  Возьмём простую аналогию. Когда ты, например, пребываешь в плаще, посторонние люди видят ли плащ? Конечно же видят, разве только слепой не заметит. А когда, допустим, таблетка пребывает в тебе, видит ли её кто-нибудь? Нет; правда, врач с соответствующим оборудованием может увидеть её изображение. Примерно так же дело обстоит и в христианской жизни. Когда Христос пребывает в тебе, никто этого не видит, хотя с помощью Слова Божия в тебе можно увидеть Его образ. Но когда ты пребываешь во Христе, то Он становится явным для всех окружающих, и лишь духовно слепой человек не увидит Его.

  Ты, наверное, слышала рассказ об одном миссионере, которому люди сказали, что Христос живёт в их селении? В указанном ими доме жил христианин. Он был добрым, приветливым, спокойным, честным, всегда радовался и ни на что не жаловался, ни у кого он не вызывал нареканий. Все видели Христа в его жизни, и миссионер, познакомившись с ним поближе, сказал тем людям, что они были правы. Христос действительно жил в том доме, потому что человек тот пребывал во Христе.

  А что же видят люди, глядя на тебя? Христа или твою плоть? Смогут ли за твоим одеянием увидеть в тебе Христа хотя бы другие христиане, твои братья? Может ли Христос стоять в мини-юбке или с накрашенными глазами? Может ли Он сверкать украшениями, как витрина ювелирного магазина? Может ли Его вид вызывать похоть или, наоборот, отвращение? Ответы на все эти вопросы очевидны и конкретны; ответить «не знаю» ты не можешь, потому что знаешь. А отсюда неизбежно следует вывод: твой внешний вид может не позволить тебе пребывать во Христе.

  А если ты не пребудешь во Христе, то что тебя ждёт? Ты извергнешься вон и засохнешь, а потом тебя бросят в огонь, и ты будешь сгорать. Можешь ли ты сказать, что это не означает потери вечной жизни? Нет, это не порицание, не лишение награды, а вечные муки в озере огненном. Может, тебе кажется, что слишком жестоко для любящего Бога из-за каких-то там тряпок отправлять человека в геенну? Но ведь в Библии есть примеры кажущегося несоответствия вины и наказания. Вспомни, например, участь детей, смеявшихся над пророком Елисеем (4Цар.2:24), или наказание, постигшее Ананию и Сапфиру за их небольшую ложь (Деян.5:1-10). А ты заставляешь живущего в тебе Христа носить одежду блудницы и неужели надеешься избежать будущего гнева Божия?

  Может быть, в глубине души ты думаешь так: «Хорошо, моя одежда неприлична, но ведь Господь не станет сразу наказывать меня из-за неё. Он же не хочет, чтобы я погибла, поэтому сначала будет меня исправлять. А значит, у меня есть в запасе время. И пока я ещё молода, буду одеваться так, как мне хочется, а потом перестану, и одежда больше не помешает мне пребывать во Христе. Поступая так, я получу удовольствие на земле и не потеряю вечной жизни».

  Если в сердце твоём прячутся примерно такие намерения, то знай, что ты на чрезвычайно опасном пути. Думать так – значит искушать Бога. Это всё равно что броситься вниз с крыла храма, надеясь, что в настоящее время Бог не допустит твоей гибели. Нет нужды объяснять, что с этим искушением подходит сатана. Написано: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление; а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» (Гал.6:7-8). Если ты поступаешь по своим плотским похотям, то жизнь вечную не пожнёшь, разве только Бог дарует тебе покаяние ко спасению. Но даже при благоприятном для тебя исходе наказания Господня ты не избежишь.



  Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит.
  Матф.18:7


  Надеюсь, тебе уже не нужно доказывать, что твой неприличный внешний вид является соблазном для мира. Поэтому слова Иисуса Христа относятся и к тебе. Что же Он обещал тебе за это – радость и мир? Нет, тебя ожидает горе, и чем больше вреда ты причинишь окружающим, тем большее наказание ты понесёшь.

  Хуже всего для тебя оказаться соблазном для своих сестёр. Христос по этому поводу сказал: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Матф.18:6). Если из-за тебя неутверждённая сестра впадёт в грех и отойдёт от Господа, то наказание твоё будет страшнее, чем немедленная физическая смерть. Возможно, ты сама отпадёшь от веры и выйдешь замуж за неверующего, а он окажется пьяницей и всю жизнь ты будешь мучиться с ним. Ты испытаешь побои, унижение, нищету, голод, непосильную работу и тяжёлые болезни. Родившийся у тебя сын может оказаться умственно неполноценным или же станет преступником, почти не выходящим из тюрьмы. Ты будешь стенать от такой жизни и просить Бога, чтобы Он взял тебя от земли, но смерть к тебе не придёт, потому что ты ещё не готова встретить её. В конце жизни ты вспомнишь о том, как в юности не слушалась Бога, и раскаешься во всех своих грехах. Ты не погибнешь для вечности, но чашу скорби на этой земле выпьешь до дна.

  Худшее может и миновать тебя, но ведь и меньшее наказание не будет приятным. Например, когда ты будешь возвращаться с вечернего собрания домой, тебе может встретиться компания неверующих парней. Они увидят твою одежду и начнут приставать к тебе, и не защитит тебя имя Бога Иаковлева. Ты не отвяжешься и не убежишь от них, и они сделают с тобой всё, что захотят. Потом ты будешь плакать и спрашивать Бога, за что тебя постигло такое несчастье, и поймёшь, что в этом виновата твоя одежда. Ты больше никогда её не наденешь и даже не посмотришь на неё, но лучше было бы не дожидаться этого наказания, а теперь прошлого не исправить.

  Может быть, ничего слишком плохого с тобой и не случится. Ты «завлечёшь» своей внешностью какого-нибудь брата, вы вступите в брак, и будет у вас семья из двух плотских христиан. Но радости от этого у тебя не прибавится, а будут многочисленные заботы и житейские передряги. Он будет ревновать тебя к каждому третьему встречному и раздражаться, когда ты долго наряжаешься для выхода в свет, спорить по поводу покупки понравившихся тебе вещей и требовать к себе больше внимания и заботы. А ты будешь упрекать его, что он любит тебя меньше, чем машину, и совсем не интересуется твоими желаниями и стремлениями, а заставляет выполнять скучную работу по дому и не даёт развлечься, как тебе хочется. Попытки совместного общения с Богом не будут приносить радости; ты будешь ощущать пустоту в душе и думать, куда же ушли все ваши чувства. Может быть, ты поймёшь, в чём дело, и обратишь своё сердце к Господу, но потерянных лет не вернёшь.

  Если ты будешь упорствовать и не обратишься от своего греха, то Бог может сделать так, что тебе уже не останется смысла наряжаться и украшать себя. Если ты надеваешь неприличную юбку, то можешь попасть под машину, и твои ноги ампутируют. Если носишь обтягивающую или прозрачную одежду, чтобы подчеркнуть свою фигуру, то Бог может послать тебе болезнь, от которой ты станешь скорченной и не сумеешь выпрямить спину. Если красишь губы, то можешь получить ожог лица и останешься на всю жизнь с этой отвратительной печатью. Если подкрашиваешь ресницы и брови, то в худшем случае тебя ожидает слепота, а может быть, тебе придётся увидеть в своей жизни такое, что лучше было бы тебе ослепнуть.

  За грехи твоей юности могут поплатиться твои дети. Грех родителей имеет свойство повторяться в детях, причём с гораздо большей силой. Сын приведёт домой размалёванную девушку, которую ты в первый раз видишь, и скажет, что это его жена. Дочь вырастет вертихвосткой и будет пропадать ночами неизвестно где, а потом принесет в подоле младенца загадочного происхождения и отдаст тебе на воспитание. Все возможные последствия твоего греха нельзя даже перечислить, и кто знает, какое ещё наказание придумает для тебя Господь?

  Поэтому не надо ждать, когда Бог остановит тебя на твоём пути, иначе последствия окажутся очень горькими. Лучше остановись сама и обратись к Иисусу всем сердцем, и Он дарует тебе прощение и чистую совесть. Помнишь, как это сделала одна грешница?



  И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
  Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.
  Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе.
  ...А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
  Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
  ...Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя; иди с миром.
  Лук.7:37-40,47-48,50


  Женщина пришла к Иисусу. Наверное, она была блудницей, потому что все считали её грешницей, а что ещё может делать женщина, чтобы получить такую репутацию? Поэтому её грех был более тяжким, чем ношение неприличной одежды. Но Иисус простил ей все грехи и отпустил с миром. Что же послужило причиной Его благосклонного отношения к этой женщине? То же, что необходимо и для тебя.

  Во-первых, она раскаялась в своих грехах. Наверное, она видела Иисуса раньше, и Его святость вызвала в её сердце горькое сокрушение о своём образе жизни. Она пришла к Нему и ни единого слова не сказала в своё оправдание, но её слёзы и действия сами засвидетельствовали о перемене, происшедшей в её сердце.

  Во-вторых, она обратилась от своего греха. Она не надела нескромную одежду и краски не было на её лице. Это видно из помышлений Симона-фарисея: только пророк мог бы узнать в этой женщине грешницу. Значит, её внешний вид ничего не говорил о её прежнем образе жизни. Она больше не хотела так жить, и Иисус это знал. Он не стал ей говорить: «Иди, и больше не греши», потому что после этой встречи с Ним она уже ни за что не вернулась бы к своим грехам.

  И в-третьих, эта женщина пришла к Иисусу из любви. Не за прощением грехов пришла она, не по обязанности или необходимости. Ничего она не хотела добиться от Иисуса своими действиями, а поступила так потому, что не могла сделать иначе. Сердце влекло её к Господу, и она хотела быть к Нему ближе. Именно поэтому Иисус высоко оценил её поступок и сказал, что она возлюбила много; за это Он и простил все её грехи.

  А если бы ты захотела добиться такого же результата, но без выполнения всех этих условий, то что получилось бы у тебя? Допустим, ты решила: «Мне нужно покаяться перед Богом, это необходимо для того, чтобы Он простил мои грехи». Затем ты хорошенько нарядилась, накрасилась, взяла сосуд с миром и пришла в тот дом, где находился Иисус. Ты склонилась на колени, выставив ногу из-под юбки с разрезом, вылила миро на ноги Иисуса, сверкая кольцами и браслетами, и начала аккуратно, чтобы не смыть тушь с ресниц, проливать слёзы и целовать ноги Господа, следя за тем, чтобы не стёрлась твоя помада. А потом с чувством выполненного долга, хотя и оставив несколько пятен на ногах Учителя, ты ожидаешь от Него слов прощения и благословения.

  Но в этом случае ты, конечно же, ничего подобного не услышишь. Иисус не скажет о тебе, что ты возлюбила много, потому что любви в тебе нет, и не обязательно быть Богом, чтобы понять это. Господь может лишь обличить тебя, или же просто ничего не сказать, и ты пойдёшь восвояси, недоумевая, чем же ты не угодила Учителю. Вроде бы ты сделала всё так же, как и та женщина, но результат получился совсем другой, потому что она любила, а твоё сердце было неправо пред Богом.

  Поэтому отвернись от своих нарядов, косметики и украшений и поступи так же, как эта грешница. Взгляни на Иисуса, на Его красоту и любовь к людям, на Его жизнь и смерть, на терновый венец и Голгофский крест. А после этого посмотри в зеркало, и пусть слёзы сокрушения польются по твоим щекам, смывая все краски с твоего лица. Склонись к ногам Господа, и пусть твоя молитва будет для Него драгоценным миром и воздыхания сердца – приятным благоуханием. И тогда ты услышишь Его кроткие и нежные слова: «Вера твоя спасла тебя; иди с миром».

  Конечно, сегодня мы не имеем возможности помазать миром ноги Иисуса, но Он сказал нам, как мы можем проявить любовь к Нему: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан.14:15). Разве это делать трудно? Разве Господь требует от нас чего-то непосильного или невозможного? Разве соблюдение Его заповедей является для нас бременем или лишает радости? Нет, Слово Божие говорит совсем другое.



  Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки.
  1Иоан.5:3


  Заповеди, которые Иисус Христос дал людям лично или через апостолов, не тяжки для соблюдения. Это можно более отчётливо увидеть из сопоставления требований Ветхого и Нового Заветов. Во времена Ветхого Завета жизнь народа Божьего регулировалась многочисленными правилами закона Моисеева, содержавшего подробнейшие инструкции на все случаи жизни. Послушание людей Богу заключалось в точном исполнении закона. А в Новом Завете мы видим уже совсем другую ситуацию: Иисус Христос упразднил ветхозаветные постановления. Вместо этого он дал всего лишь несколько заповедей, оставляющих людям свободу выбора и действий. Это относится ко всем Его повелениям и требованиям, в том числе и к внешнему виду христиан.

  В Ветхом Завете Бог очень подробно объяснил, какими должны быть одежды священника. Бог не только сказал, из каких предметов должны были состоять эти одежды, но также указал материалы, из которых нужно было их сделать, цвета этих материалов, размеры и форму некоторых частей, количество украшений, их состав, вид и расположение на одежде, надписи на них и многое другое (Исх.28). И все эти инструкции необходимо было соблюдать в точности, никакого отклонения от образца допустить было нельзя, нарушителей же ожидала смерть.

  А в Новом Завете ничего подобного уже нет. Вместо множества подробных предписаний об одежде и украшениях Господь определил всего лишь три требования: приличие, стыдливость и целомудрие. Христос не стал подвергать Своих последователей игу рабства, но даровал им свободу в проявлении индивидуальных особенностей и вкусов. И весь контроль за соблюдением Его требований Он отдал не внешним «сторожам», но освящённому моральному сознанию самих христиан. Господь оказал Своим детям очень высокое доверие, и это наполняет сердца христиан благодарностью и любовью.

  А если бы и в Новом Завете Господь установил для Своих священников какую-нибудь униформу? Если бы Он утвердил состав одежды, фасоны, размеры, цвета, то многие ли из христиан смогли бы соблюдать Его постановления? Ты только представь, что было бы, если бы апостол Павел написал что-нибудь в таком роде: «Жёны должны носить чёрную одежду, оставляющую открытым только лицо; всё остальное – мерзость пред Господом». Подобное повеление являлось бы для христианок тяжким бременем и вряд ли способствовало бы возрастанию их любви к Богу. Кроме того, оно могло бы оказаться препятствием к обращению грешников в веру. Может быть, тогда и ты не стала бы христианкой и погибла бы для вечности.

  Подумай об этом, дорогая сестра, и оцени доверие Господа к тебе. Он омыл тебя Кровью Своей и освятил, избавив от греховного рабства, а теперь считает, что ты сама можешь «отвергать худое и избирать доброе» (Ис.7:15). Тебе самой доверено решать, какая одежда является приемлемой для тебя, а какая нет, что ты можешь носить, а от чего должна отказаться. Конечно, ты не застрахована от ошибок, но в этом случае Господь будет осторожно поправлять тебя, как отец поправляет свою дочь. Господь может указать на твои ошибки через Своё Слово, обстоятельства или окружающих людей. И если ты любишь Его, то это обязательно найдёт выражение в послушании Его советам и наставлениям. Ведь ношение приличной одежды – это самое малое из всего, что тебе нужно делать в твоей жизни. Так неужели ты и малейшего не сможешь сделать для Иисуса? Неужели любовь твоя так мала, что ты не хочешь приложить даже небольшого усилия, чтобы твой внешний вид радовал Его? Нет, я не верю этому и думаю, что ты уже всё поняла и не станешь больше огорчать Господа своим неприличным внешним видом.

  Конечно, ты хочешь выглядеть красиво, но ведь приличная одежда может быть и нарядной, этого никто не отрицает. И апостол Павел в своём наставлении вовсе не запрещал женщинам украшать себя, а лишь указывал на два необходимых условия: стыдливость и целомудрие. Но главное твоё украшение должно быть не снаружи, а внутри тебя. Об этом говорил и апостол Пётр, который, в отличие от Павла, был женат, однако написал почти такое же повеление, которое также может быть прочитано как пожелание (1Пет.3:3-4). Этим пожеланием я и хочу завершить моё обращение к тебе, возлюбленная в Господе сестра:

  Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.

  И пред человеками, добавлю от себя. И пред человеками.