Моисей, ковчег и декалог

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь её исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




                Действительно ли священны синайские заповеди? Мистическое происхождение Декалога, его
                аутентичность Слову Божию вызывают большие сомнения хотя бы потому, что Моисей уничтожил
                оригинал и предъявил народу скрижали в собственном исполнении. По крайней мере, так обстоит
                дело в книге Исход.


===============================================
         Священные скрижали делал не Бог, а Моисей
===============================================

Согласно Исходу, сначала Бог   л и ч н о   изготовил скрижали и вручил их Моисею*.  Эти святыни тот в гневе разбил, едва спустившись с горы Синай**. Тогда Бог велел пророку вытесать новые скрижали и обещал воспроизвести на них утраченный текст***. Однако затем Всевышний передумал и воссоздавать заветы поручил   с а м о м у   М о и с е ю****.

--------------------------------------------------------
            *«дам тебе скрижали каменные, и закон, и заповеди, которые Я написал для научения их… дал ему две
               скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом   Б о ж и и м » (Исх
              24:12, 31:18)
         **«бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою» (Исх 32:19)
              Заметим, что Моисей совершил величайшее святотатство, разбив бесценные дары Всевышнего – скрижали
              Декалога. Однако страшное преступление ничуть не испугало его. Он не раскаялся, не повергся ниц и не
              молил Господа о прощении. Господь же, со своей стороны, ничуть не разгневался и ни разу даже не
              упрекнул святотатца.
      ***«вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, [и взойди ко Мне на гору,] и Я НАПИШУ на сих
             скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил…И вытесал Моисей две скрижали
             каменные, подобные прежним» (Исх 34:1,4)
             Между тем, обтесывать культовые камни запрещалось, поскольку обтесывание оскверняло их.
             Господь так и наставлял Моисея: «если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не
             сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их» (Исх 20:25)
             В дальнейшем этого же правила придерживался Соломон, который не обтесывал камни при строительстве
             храма (3 Цар 6:7)
     ****«И сказал Господь Моисею:   н а п и ш и   себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с
               Израилем. …и написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятисловие» (Исх 34:27-28)
--------------------------------------------------------


Спустя 40 лет, на пороге смерти Моисей вновь пересказал эти события в книге Второзаконие. На сей раз он утверждал, что   Б о г   с о б с т в е н н о р у ч н о   в о с с т а н о в и л   утрату*.
      
Таким образом, версия Второзакония противоречит более ранней версии Исхода. Почти 700 лет иудеи руководствовались книгой Исхода, и только накануне разрушения Храма Соломона первосвященник Хелкия вдруг обнаружил один из томов Пятикнижия (!) с иной точкой зрения. Возникла абсурдная ситуация:   М о и с е й    п е р е ч и л   М о и с е ю.   Однако «поздний» Моисей вряд ли имел какое-либо отношение к Второзаконию.
      
           Нельзя же в самом деле поверить, что бесценная реликвия была безвозвратно потеряна на 7 веков,
           как будто иудеи хранили ее в единственном экземпляре и копий не делали! Каждую копию (не говоря об
           оригинале) берегли бы как зеницу ока, ее пропажа была бы равносильна землетрясению. Между тем, утрата
           святыни – сама по себе немыслимая – не вызвала никакого шума. По крайней мере, Библия об этой
           трагедии ни разу даже не упоминает.
      
           Не менее странно выглядит и   в о з в р а щ е н и е   бесценной книги. Находят ее не в каком-то
           заброшенном месте, куда веками не ступала нога человека, а прямо в храме, причем время никак не
           сказалось на ее состоянии.
           Никто из действующих лиц не радуется вновь обретенной древней святыне, о которой все должны быть
           наслышаны.
           Напротив, ее воспринимают как   н о в у ю   и даже запрашивают мнение пророчицы Олдамы
           (4-я Цар 22:8,10-13). Читают ее тоже как   н о в у ю , хотя в устном предании должны были сохраниться
           значительные фрагменты текста.
      
           Весьма подозрителен и момент   п о я в л е н и я   книги. Хелкия обнаружил пропажу ровно тогда, когда
           доселе послушный царь Иосия решил ограничить всевластие клира, и в частности, - отстранить жрецов от
           распоряжения богатствами храма.
      
           Странно и то, что в одной этой книге – в отличие от других частей Торы – скрупулезно отмечено КТО, ГДЕ
           и КОГДА ее писал, а именно: Моисей, в пустыне за Иорданом, на сороковом году, в первый день
           одиннадцатого  месяца (Втор 1:1-5).
           Составитель будто предвидел, что достоверность свитка вызовет сомнения, и заранее спешил их
           развеять.
           В конце Второзакония автор вновь называет себя Моисеем и настойчиво напоминает, что книга написана
           именно им (Втор 31:9). А чтобы окончательно развеять последние сомнения, он утверждает,
           что когда-то поместил ее – единственную из всего Пятикнижия! – рядом с ковчегом в Святая Святых
           скинии (Втор 31:24-26).
      
Такое чрезмерное усердие неведомого составителя свитка имело обратный эффект: и обстоятельства внезапного появления Второзакония, и весь стиль книги заставляют многих специалистов усомниться в авторстве Моисея.
      
Вероятнее всего, писалась она много веков спустя**. Вот почему версия книги Исхода представляется более точной, надежной и приемлемой для дальнейших рассуждений.

--------------------------------------------------------
           *«И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на
               горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне» (Втор 10:4)
               Зачем вообще Моисей, подробно описавший все в Исходе, снова повторяет эту историю в другой книге?
          **Уже Авраам Ибн Ездра (1089—1164) обратил внимание на ряд выражений и оборотов во Второзаконии,
               которые не могли употребляться в эпоху Моисея. Некоторые исследователи Библии, например
               Барух Халперн, приписывают авторство Второзакония пророку Иеремии.
--------------------------------------------------------


Человеку свойственно ошибаться, стало быть, не застрахован от ошибок даже великий Моисей. К тому же в начале исхода он страдал косноязычием (не зря пророк жаловался, что с трудом облекает мысли в слова (Исх 4:10, 6:30)). Высекая по памяти священные письмена, Моисей мог что-то позабыть, неточно воспроизвести и даже исказить смысл Откровения. Смысл Слова Божьего! Тут недопустима малейшая неточность. Поэтому признать Моисеево творение аутентичным можно только сличив его с богоданным первоисточником. Увы, по вине пророка бесценный подлинник утрачен навсегда.

А как было бы чудесно, если б Моисей не разбил скрижали Господа, а доставил их в стан целыми и невредимыми! Тогда человечество обрело бы эталон нравственности, освященный авторитетом Бога, неподвластный времени и (что немаловажно!) – не фальсифицируемый. Ибо из камня, как говорится, слова не выкинешь. Вместо этого народам вручили рукотворное мерило, аутентичность и святость которого совсем не очевидны.
 
Да и вручили-то, по правде сказать, только в переносном смысле, поскольку богоизбранному народу не удалось ознакомиться даже с Моисеевой копией Слова: она была немедленно и надежно укрыта от посторонних глаз. В отличие от другого великого законодателя – Хаммурапи - выставившего стелу с законами на всеобщее обозрение, Моисей поспешно схоронил скрижали в прочном деревянном ящике («ковчеге»), обшитом золотом изнутри и снаружи. Для вящей надежности он водрузил на ковчег такую тяжелую крышку (не менее 40-50 кг), что в одиночку поднять ее не смог бы ни один любопытный. Не довольствуясь этим, божий вещун соорудил походный храм («скинию»), отгородил в нем запретное помещение («Святую Святых»), доступное лишь нескольким избранным, и упрятал там заветный ящик.

          Его не смутило даже то, что чрезмерные габариты ковчега (см. далее), золотая обшивка и крышка довели
          общий вес святыни по меньшей мере до 120-150 кг*. Четыре левита должны были тащить этот груз под
          палящим солнцем пустыни. И ради чего они мучились? Зачем Моисей соорудил ящик таким большим,
          а крышку – и вовсе неподъемной**? Зачем так тщательно скрывал от людей Слово Божие, к ним же и
           обращенное?  Быть может, он прятал там что-то иное?

Для полноты картины недоставало лишь какого-нибудь чудища, неусыпно стерегущего бесценное сокровище, и Моисей сотворил его по образу и подобию своего божества – незримым и беспощадным***. Теперь каждый, кто дерзнул прикоснуться или хотя бы приблизиться к сокровенному знанию, погибал от страшной болезни, весьма напоминающей бубонную чуму (1-я Цар 5:6, 5:8-10,12, 6:19).

--------------------------------------------------------
          *Профессор Элиху А. Шатц, старательно минимизируя всё, что только возможно, определяет чистый вес
               ковчега (без скрижалей) в 83 кг.
               Более реалистичный Иосиф Дерби получает 131 кг. (Из статьи "Вес Ковчега Завета" в Израильском журнале
            "Еврейская Библия", Том. 35:2, выпуск апрель-июнь за 2007 год). К этому надо добавить немалый вес двух
               каменных пластин, а также завесу, баранью шкуру и шерстяное покрывало, которыми обматывали ковчег
               в походе.
         **Стремясь к какой-то своей цели, он водрузил на крышку золотых херувимов, грубо нарушив вторую
               заповедь Декалога («Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на
               земле внизу, и что в воде ниже земли» Исх 20:4)
        ***Именно при Моисее у Бога появился странный атрибут – облако – и непосредственный контакт со
               Вседержителем стал смертельно опасен. («И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому
               что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх 33:20) )
               До этого времени Бог беспрепятственно общался с допотопными патриархами от Адама до Ноя. Общался
               Бог и с послепотопными патриархами – Авраамом, Исааком, Иаковом [Быт 17:1, Быт 26:2]. С
               последним Он даже боролся врукопашную (Быт 32:28)  )
               Это облако несло страшную угрозу всем. От него пострадала даже сестра Моисея, причем Аарон,
               знакомый со всеми тайнами ковчега и скинии, остался жив и здоров [Чис 12:1-15].
               Со смертью Моисея исчезло и сакральное облако. Прошли века, и однажды облако вновь появилось
               в храме Соломона - ровно тогда, когда туда внесли ковчег (видимо, Соломон решил на всякий случай
               продезинфицировать новый храм)
--------------------------------------------------------

    
  Официально источником «поражения» называли Господа Бога, блюдущего неприкосновенность своих святынь (кто же еще способен разить мечом невидимым и скорым?) Каждый удар демонстрировал мощь Небес и надежно ограждал таинственный ковчег от любопытных. Правда, заодно «меч Господа» настигал и тысячи невиновных - тех, кто вовсе не приближался к опасной святыне, но как-то общался с пострадавшими.
Мыши, которых в древности считали верной приметой чумы, при «поражении» так и лезли изо всех щелей.
Священники, которых Бог сам отобрал для служения и потому не должен бы разить, при священнодействии в скинии почему-то соблюдали чрезвычайные меры гигиены: круглосуточно обрабатывали помещения особыми благовониями, в обязательном порядке смазывали тела целебными мазями, облачались в громоздкие, многослойные одеяния из льна, совершали тщательные омовения на входе и выходе (?!) из храма. Даже те, кто принимал ритуального козла отпущения из рук священника, вышедшего из скинии, не могли вернуться в стан без омовения тела и одежды. Спасительными храмовыми мазями и курениями дорожили так, что даже возвели в ранг святынь. Использование их за пределами храма каралось смертью (Исх 30:31-33,37-38), словно никто из мирян не в праве иметь защиту от «поражения».
Сам Моисей перед посещением скинии тщательно окуривал (дезинфицировал) ее, словно и он, божий избранник, опасался вездесущей смерти.
 
Банальное окуривание и впрямь эффективно защищало от незримой опасности. В критические минуты, когда из недр скинии*  вырывалось смертоносное облако "гнева от Господа" и начиналось поражение в народе, неумолимая "слава Господня" наталкивалась на дымную завесу и… не могла преодолеть ее (Чис 16:42,46-48). Иными словами, вершилось невозможное -   г н е в   Г о с п о д е н ь    отступал пред    д ы м о м    к а д и л ь н и ц ы   (!?).
 
Защищали от поражения и чехлы, покрывавшие ковчег в походе, и шесты, позволявшие нести его не прикасаясь**. Но стоило тяжелой крышке сдвинуться, как таинственная смерть проникала в щель, просачивалась меж покрывалами и устремлялась на свою жертву***.


--------------------------------------------------------
            *Именно при Моисее Бог прочно «локализовался» в одном месте — в Святая Святых скинии. Теперь он   
               появлялся и говорил с Моисеем в неком облаке над крышкой ковчега посреди двух херувимов. (Исх 25:22,
               Лев 16:2)
               Оттуда — из скинии — поднималось смертоносное облако, там погибли Надав и Авиуд, там покрылась
               проказой Мариам. В этом месте теперь Господь принимал жертвы, вкушал приятное благоухание
               елея. У входа в скинию появлялся столп облачный, когда в нее входил Моисей.
          **«Аарон и сыны его войдут, и снимут завесу закрывающую, и покроют ею ковчег откровения; и положат
               на нее покров из кож синего цвета, и сверх его накинут покрывало все из голубой шерсти, и
               вложат шесты его» (Чис 4:5-6)
               Все эти меры безопасности (завеса, шкуры, покрывало, шесты) позволяли служителям - сынам
               Каафовым - носить упакованный ковчег и оставаться в живых.
         ***«И поставили ковчег Божий на новую колесницу … И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку
               свою к ковчегу Божию [чтобы придержать его] и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь
               прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия»
               (2-я Царств 6:3,6-7))
--------------------------------------------------------


  Эта незримая угроза внушала такой ужас, что после серии опустошительных эпидемий среди филистимлян и иудеев, имевших дело с ковчегом, его не вернули в Святая Святых скинии, а на целых 20 лет изолировали от людей в частном доме Аминадава.
 
После длительного карантина «затихшую» было святыню повезли в Вифлеем, но по пути она все же умертвила возницу Озу, придержавшего ее на ухабе. Царь Давид тут же отменил переезд и отправил ковчег на новый - трехмесячный - карантин в дом Аведдара. Только убедившись, что за 3 месяца никто из семейства Аведдара не пострадал, царь наконец решился на возвращение ковчега в скинию Вифлеема*.

Все эти настораживающие обстоятельства подсказывают, что опасность исходила не от Бога, а от ящика со скрижалями. Простой расчет показывает, что каменные скрижали занимали не более 5-10% его объема (более массивные Моисей не поднял бы на гору из-за их тяжести)**. Отсюда следует, что просторный ковчег был задуман не только (и не столько!) для сбережения скрижалей***.

Что же хранилось в свободной его части, составлявшей более 90% всего объема? Это таинственное содержимое представляло такую ценность (или опасность), что, когда Моисею понадобилось увековечить три новых малоразмерных реликвии (манну небесную, жезл Аарона и книгу «Второзаконие»), он не сложил их в пустующий ковчег, а поместил рядом (Исх 16:33-34, Втор 31:24-26, Числа 17:10).

          Разгадка тайны ковчега имеет важное значение и требует серьезного исследования, выходящего за рамки
          данной работы. Однако место возникновения загадочного феномена, симптомы заболевания, способы
          поражения и защиты от него позволяют сделать предварительные выводы. Субстанция невидима, поражает
          при контакте, вызывает тяжелое заболевание с симптомами чумы, чувствительна к дезинфекции,
          не проникает сквозь плотные покровы, но просачивается в любую щель… Больше всего это напоминает
          штамм чумной бациллы. Моисей, вероятно, добыл его из какого-то природного очага, которые
          существовали в Синайской пустыне. Нашел и поместил в ковчег слой зараженной почвы и
          инфицированных грызунов. Время от времени чумную колонию подпитывали окропляли кровью (чумной
          микроб хорошо размножается в такой среде).
          Для единовременного заражения масс использовали тяжелый (охлажденный) дым, который насыщали
          бациллами из ковчега. Отравленный дым (т.н. «слава Господня») стелился по поверхности земли и
          стремительно заражал людей. Противостоять ему могли особые благовония (содержащие эфир) высокой
          температуры (60-80 гр.), которые быстро убивают инфекцию.
          Не исключено, что Моисей долго экспериментировал в Египте (зараженная вода, жабы, мошки, мухи,
          токсичная пыль, саранча), пока не нашел того, что искал.

  Если вначале отдельные смельчаки и пытались проникнуть в Святая Святых, то вскоре число их иссякло. Никто (кроме доверенного помощника - Иисуса Навина) не успел прочесть оригинал заповедей, прежде чем Моисей разбил его. Никому не удалось освидетельствовать и копию - Моисеевы скрижали****. Так получилось, что священное Слово, начертанное на камне перстом Божьим, дошло до народа лишь в устном пересказе жреца.

--------------------------------------------------------
            *Т.о. 20 лет и 3 месяца священный ковчег не участвовал в  торжественных ритуалах!
           **Пожилой пророк даже с помощником не поднял бы на гору более 30 кг (к тому же они несли тяжелые
             бронзовые инструменты). Удельный вес минералов составляет примерно 2.5 г/см3, поэтому максимальный
             объем такого груза равен 12000 см3. Внешние размеры ковчега (без крышки) равнялись 100х60х60
             см (Исход 25:10,17), внутренние – приблизительно 95х55х57 см. Т.о. внутренний объем ковчега
             составлял 297 825 см3.
             Скрижали из обычных минералов заняли бы в нем около 4% (12000/225 000).
             Вероятно, у подножия вулкана Моисей натолкнулся на более податливый вулканический туф с удельным
             весом 1-1,5 г/см3. (К тому же его легко обработать бронзовым резцом, в отличие от гранита или кварца).
             Габариты 2 пластин из туфа общим весом 30кг заметно превосходили бы размеры «минеральных»
             скрижалей, но все же не превышали бы 20 000-30 000 см3, то есть 7%-10% внутреннего объема ящика.
             Профессор Элиху А. Шатц определяет емкость ковчега в 437572 см3 (107,5х63,8х63,8 см), а объем
             одной скрижали–1000 см3 (25х20х2см). Две скрижали заняли бы только 0,5% внутреннего объема такого
             ковчега (Из статьи "Вес Ковчега Завета" в Израильском журнале "Еврейская Библия", Том. 35:2,
              выпуск апрель- июнь за 2007 год)
           ***Достойна удивления сама идея Всевышнего сменить престол на вершине горы, сиявший подобно голубому
             сапфиру (Исх 24:10), на пустой ящик в небольшой комнатке бедуинского шатра.
             Моисеев бог вообще заметно измельчал. Если прежде Он грозно сходил с небес на гору Синай в огне, и та
             вся дымилась и тряслась под ним (Исх 19:18), то ныне Всевышний обратился в небольшое облачко над
             крышкой деревянного ящика (Лев 16:2, Исх 25:22) 
             Надобности в таком преображении не было никакой, поскольку до сих пор Бог свободно общался с пророком
             на природе, да и теперь Он нередко говорил с Моисеем вне храма (Чис 20:23, Чис 15:20-21, Втор 31:14-16,
             Чис 26:1).
             Народу это «вселение» в Святая Святых тоже ничего не давало, поскольку облака в скинии он не зрел,
             зато ясно зрел облачный/огненный столп ВНЕ скинии (Исх 13:21-22). 
         ****Конечно, обработка камня и начертание слов перстом Бога должны сильно отличаться от вырезания
             рукой человека, поэтому рукотворность скрижалей бросалась бы в глаза любому.
--------------------------------------------------------


Озвученное пророком-посредником Слово породило множество вопросов, разъяснять которые взялись очередные посредники - экзегеты. Стоит ли говорить, что руководствовались они своим собственным (человечьим!) разумением, опять-таки не исключающим ошибок. Затем писцы стали переписывать, а переводчики – в меру своего умения и понимания - перелагать Откровение на другие языки*. Так расстояние между непосредственным словоизъявлением Всевышнего и его растиражированными версиями увеличилось еще больше. В результате адепты Священного Писания по-разному понимают содержание «Моисеевых» заповедей и порою серьезно перечат друг другу**. 

--------------------------------------------------------
           *Перед этим текст подвергся еще одной обработке – добавлению гласных (огласовке) и проставлению
            знаков препинания, поскольку ни того, ни другого в оригинале не было.
          **Например, заповедь «Не укради» раввины относят только к похищению людей, а по мнению лютеран
            имеется в виду кража имущества и нечестная торговля.
            У иудеев заповедь «Не убий» не запрещает убийство в результате несчастного случая, в целях
            самообороны, во время войны или по решению суда, а лютеранская традиция трактует ее широко -
            «не причинять страданий и вреда ближнему своему, но помогать ему и заботиться о нем во всех его
            нуждах».
            Самоубийство осуждается, но лишь у католиков это - тягчайший грех. Иудеи же парируют, что ряд
            ветхозаветных персонажей - Авимелех, Самсон, Саул, Агитофель - покончили жизнь самоубийством.
            А вот Л.Толстой и многие вегетарианцы видят в заповеди еще и запрет на убийство животных.
            Требование «Не прелюбодействуй» иудеи считают запрещением сексуальных отношений между замужней
            женщиной и посторонним мужчиной, а лютеране распространяют этот запрет и на женатого мужчину
            и даже на слова и мысли супругов.
            Третью по порядку и, видимо, значению заповедь «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно»
            обычно считают запретом на поминание Господа по мелочи, хотя иудаизм и лютеранство запрещают
           клясться именем Божьим. В таком случае какое из многочисленных имен Господа Бога (Саваоф, Иегова,
           Яхве, Адонай, тетраграмматрон, Боже, Всевышний, Вседержитель, Создатель, Творец и т.п.)
            является запретным?
            Католическая версия Десятислова по понятным причинам не содержит упоминания о рукотворном
            кумире, то есть изображении божества. В субботу иудеи не выполняют никаких работ, а христиане
            активно берутся за домашние дела. Да и начинается суббота (запретное время) у иудеев с 18-00 пятницы,
            в отличие от полуночи у христиан.
--------------------------------------------------------


(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см.на сайте tomastwin.wix.com/history)