Любовь и религия

Игорь Булышов
Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы,
ни настоящее, ни будущее, ни глубина, ни высота,
ни другая какая тварь не может отлучить нас
от любви Божией во Христе Иисусе.
  Римлянам 8:38-39



  ХРИСТИАНСТВО  –  РЕЛИГИЯ  ЛЮБВИ

  В мире существует множество религий, с помощью которых человек пытается ответить на вопросы, интересующие человечество на протяжении всей его истории. Люди всегда стремились постичь тайны мироздания, и их разум пытался найти ответы на занимавшие их вопросы: в чём смысл человеческой жизни, каким должен быть человек, что будет после смерти, существует ли Бог, какой Он, чего Он хочет от людей и многие другие. Все эти тайны не могут быть раскрыты наукой или человеческим опытом, поэтому они во все времена остаются загадками для человека. И одной из этих вечных загадок является любовь.

  Что такое любовь? Откуда она появилась у людей? Какой она должна быть? Каким образом она проявляется? Какое место она должна занимать в жизни человека? Над этими вопросами думали все выдающиеся мыслители человечества, но к единому мнению они так и не пришли. Поэтому существующие в настоящее время религии и философские системы предлагают самые различные точки зрения на любовь. Одни уделяют ей незначительное внимание, другие очень подробно рассматривают её отдельные стороны, третьи превращают её в культ и поклоняются ей, а некоторые вообще отрицают её или объявляют непознаваемым явлением.

  Среди всех этих воззрений, философий и учений совершенно особое место занимает христианство, которое с полным правом может быть названо религией любви. В священной книге христиан – Библии – любовь занимает одно из важнейших мест, без неё от христианского учения не останется ничего. Любовь неотделима от христианских воззрений на Бога и человека, добро и зло, счастье и горе, жизнь и смерть. В Библии детально рассмотрены все аспекты любви и содержатся ответы практически на любые вопросы, которые могут возникнуть по этому поводу. Никакая другая религия не даёт такой глубокой, законченной и совершенной картины любви, как это делает христианство. Поэтому человек, который хочет больше узнать о любви, не может обойтись без знакомства с христианским учением. Попробуем и мы разобраться, что же Библия говорит о любви и её значении в мироздании.



  ЛЮБОВЬ  –  СУЩНОСТЬ  БОГА

  Большинство религий основано на вере в Бога или множество богов. Различные религии имеют разные представления о своих божествах. Например, в греко-римском пантеоне боги ничем, кроме силы, не отличаются от людей: они также влюбляются, женятся, изменяют, лгут, ссорятся, враждуют – в общем, занимаются теми же делами, что и люди. Среди религий, исповедующих веру в одного Бога, существуют такие, которые представляют Его бесстрастным, то есть не имеющим чувств. Другие полагают, что Бог любит только людей, угодных ему, а к остальным испытывает безразличие или ненависть. Есть также религии, которые считают Бога не Личностью, а некой безликой силой или принципом мироздания, а такой Бог, разумеется, не имеет никакого отношения к любви.

  Христианство же показывает человеку любящего Бога, Который любит всё Своё творение независимо от того, как оно относится к Нему. Апостол Иоанн сказал: «Бог есть любовь» (1Иоан.4:16) и тем самым утвердил неотделимость любви от сущности Бога. Подобно тому как материя не может существовать без движения, так и Бога нельзя представить без любви. Бог любит потому, что просто не может не любить.

  В Библии говорится также и о некоторых других качествах Бога, имеющих в своей основе любовь; к ним можно отнести благость, благодать и милосердие. Они являются по своей сути различными проявлениями Божьей любви.

  Благость Божия – любовь, дарующая людям и всему творению всё необходимое для жизни и наслаждения. В Библии сказано, что Бог «не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян.14:17). Бог «благ и к неблагодарным и злым» (Лук.6:35), Его благость не делает различия между праведным и нечестивым (Матф.5:41).

  Благодать – любовь к ничтожным, недостойным, погибающим людям, незаслуженный Божий дар. Благодать Божия – «спасительная для всех человеков» (Тит.2:11).
 
  Милосердие – любовь к несчастным, заблудшим, беспомощным людям. Бог милосерд к бедным (Исх.22:27), страждущим (Иак.5:11), больным (Матф.20:34; Мар.1:4); Он – «Отец милосердия» (2Кор.1:3).

  Божья любовь превосходит человеческое разумение (Еф.3:19), она велика (Еф.2:4), вечна (Иер.31:3), совершенна (1Иоан.4:12). Люди не в состоянии полностью постичь её, как и Самого Бога.



  ЛЮБОВЬ  –  ДАР  БОГА

  Откуда появилась любовь? Как человек получил способность любить? Такие вопросы закономерно возникают у людей, познающих окружающий их мир. Человек видит, что своей способностью любить он отличается от других живых существ, и пытается найти этому объяснение. Люди, верящие в происхождение человека от животных путём эволюции, считают, что человек унаследовал эту способность от своих предков. В поведении некоторых высших животных – птиц и млекопитающих – они отмечают что-то похожее на проявления любви и говорят, что любовь – это врождённый животный инстинкт, который у человека получил большее и лучшее развитие. Химики пытаются найти вещества, которые вызывают чувство любви, и вроде бы находят. Поэтому среди материалистов бытует мнение о том, что любовь – это всего лишь инстинкт и химия.

  Но большинство людей сознают уникальность человеческой любви и её коренное отличие от инстинктов. Гоголевский Тарас Бульба говорил: «Любит и волк своё дитя. Но возлюбить ... по душе, а не по крови, может лишь один человек». Нельзя одними лишь инстинктами объяснить любовь человека к друзьям, Родине, природе и особенно к Богу. Поэтому люди ищут другие, более возвышенные объяснения происхождению и сущности любви.

  Христианство объявляет любовь Божьим даром людям. Бог сотворил человека по Своему образу и подобию (Быт.1:26), поэтому человек унаследовал от Бога и способность любить. Подтверждение этому можно найти и в новозаветных посланиях апостолов. Любовь «есть совокупность совершенства» (Кол.3:14), а апостол Иаков писал: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). И апостол Иоанн говорил, что «любовь от Бога» (1Иоан.4:7). Поэтому, согласно христианскому учению, любовь является одним из прекраснейших даров Бога людям.

  Особенно ярко это проявляется на примере любви, которую получают люди, обратившиеся к Богу. Из злых, чёрствых грешников они сразу же превращаются в любвеобильных христиан, когда Бог дарует им Свою любовь. Павел сказал по этому поводу так: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5). Сам Павел до уверования в Иисуса Христа гнал христиан, «дыша угрозами и убийством на учеников Господа» (Деян.9:1), а после обращения свидетельствовал коринфским христианам о любви, которую он имеет к ним «в избытке» (2Кор.2:4). Пример апостола Павла подтверждает его слова о том, что любовь – это дар Божий.



  ЛЮБОВЬ  –  ОСНОВА  СПАСЕНИЯ

  Почти все религии учат, что после смерти человек не исчезает, а переходит в новое состояние, в котором будет находиться уже вечно. У людей существуют разные представления о загробной жизни. Одни считают её похожей на земную и даже кладут различные предметы в могилы умерших, чтобы обеспечить им хорошую жизнь в вечности. Другие говорят о ней как о явлении необъяснимом, которое можно лишь испытать на своём опыте. Третьи же (к которым относятся и христиане) считают, что после смерти человека ожидает либо место блаженства, либо место мучений, причём участь человека каким-то образом связана с его прошедшей жизнью. Поэтому многие религии предлагают людям путь спасения, с помощью которого они смогут избежать худшей участи в вечности и обрести лучшую.

  Как же религии объясняют само существование возможности спасения? Одни говорят, что таковы уж объективные законы нашего мира. Если человек занимается спортом, то его мышцы укрепляются; подобно этому для обретения лучшей загробной жизни он должен выполнять определённые действия. Другое объяснение основано на утверждении о том, что судьбу человека после его смерти определяет Бог, воздавая каждому по справедливости за все его дела. И если человек будет делать то, что требует от него Бог, то он получит в награду вечное блаженство в раю, а если нет, то его ждёт наказание в виде вечных адских мук.

  Христианство же основывает возможность спасения только на Божьей любви к людям. Если бы Бог воздавал человеку по Своей справедливости, то никто не смог бы спастись, потому что в Библии сказано: «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23). Но христианство возвещает людям Евангелие – Благую Весть о Божьей любви. Вся сущность Евангелия обобщена в одном стихе, который христиане называют «золотым стихом Библии»: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16). Каждый человек может получить спасение верою в Иисуса Христа и Его искупительную жертву, и это стало возможным лишь благодаря великой Божьей любви к людям. Апостол Павел писал: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит.3:4-5). Человек никак не может заслужить спасение или добиться его, оно является безвозмездным даром Божьей любви, который можно лишь принять или отвергнуть.



  ЛЮБОВЬ  –  ГЛАВНАЯ  ЗАПОВЕДЬ  БОГА

  Все религии предъявляют к человеку некоторые требования, обязательные для их последователей. Обычно каждая религия имеет главное требование, которое отражает её сущность. Например, ислам требует от человека послушания, индуизм – поклонения божествам, буддизм – стремления к совершенству, аскетизм – изнурения тела, гностицизм – обладания неким «знанием». Религии, претендующие на Божественное откровение, также выдвигают в качестве главной Божьей заповеди различные требования: веру, благотворительность, покорность, воздержание, соблюдение обрядов и т.п.

  Христианство также не обходится без требований к человеку. Наверное, все, кто соприкасался с христианством, знают о Десяти заповедях, данных Богом. Из них вытекают все остальные заповеди, записанные в Ветхом Завете. Какая же заповедь является главной для человека? Ответ на этот вопрос дал Сам Иисус Христос, когда Его спросил об этом законник: «Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф.22:37-40).

  Внимательный человек может отметить, что Иисус не объявил большей ни одну из Десяти заповедей, хотя они были написаны перстом Божьим (Исх.31:18). Почему же заповедь о любви оказалась наибольшей по сравнению с остальными? Объяснение этому дал апостол Павел: «Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются в сём слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим.13:9-10).

  Оказывается, человек, соблюдая одну эту заповедь о любви, тем самым соблюдает все Божьи заповеди, не думая о них. Любящему не нужно говорить: «не убей», ему это и в голову не придёт. Нет смысла наставлять его: «не кради», он и так ни за что не сделает этого. Глупо было бы напоминать ему о почтении к родителям, ведь он их любит всем сердцем. Излишне просить его не свидетельствовать ложно против ближнего, он просто не может поступить иначе. Требование «не прелюбодействуй» оскорбительно для его чистой любви. Нет нужды увещать его, чтобы он не желал ничего из чужого имущества, потому что он лишь радуется благополучию других. Поэтому Библия и говорит: «любящий другого исполнил закон» (Рим.13:8).

  То же самое можно сказать и о правильном отношении человека к Богу. Люди могут быть очень ревностными верующими, исполнять Божьи повеления, устраивать торжественные богослужения, говорить о Боге всем окружающим, заниматься благотворительностью во имя Его и постоянно молиться, но всё же оставаться неугодными Ему по причине, указанной Богом: «сердце же их далеко отстоит от Меня» (Матф.15:8). Если же человек любит Бога, то он будет делать и всё остальное: соблюдать Его заповеди, исповедовать Его перед людьми, прославлять Его, поклоняться и молиться Ему, – в общем, жить с преданным Богу сердцем в постоянном, тесном и искреннем общении с Ним. Только такие люди войдут в Царство Божие, остальным же Он скажет: «Я никогда не знал вас» (Матф.7:23).

  Кому-нибудь может показаться, что Бог предъявляет к человеку слишком строгие или даже несправедливые требования. Как можно требовать любви к Богу, когда человек не в силах приказать своему сердцу, чтобы оно любило? Разве справедливо осуждать человека за то, что он не испытывает любви к Богу? Не достаточно ли верить в Бога и стараться жить по Его заповедям?

  Чтобы правильно ответить на эти вопросы, необходимо понять, почему вообще человек любит кого-то или что-то. Если размыслить над этим, то можно прийти к выводу: человек любит того, в ком видит нечто хорошее. Человек может полюбить другого человека за красоту, доброту, ум, верность, силу, смелость, трудолюбие и другие достоинства. Можно полюбить убийцу, вора, насильника, тунеядца, глупца, но не за их пороки, а за те хорошие качества, которые в них всё-таки есть. Но если человек не видит в ком-то ничего хорошего, то полюбить его он не может. И чем лучше сам человек, тем лучшие объекты (или их качества) вызывают в нём чувство любви.

  Исходя из этого, нетрудно понять справедливость требования «возлюби Бога». Ведь Бог является самым лучшим и совершенным из всего, что существует в мире; Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс.44:3), Творец превосходнее Своего творения. Поэтому Бог – это достойнейший объект для человеческой любви. И если человек не любит Бога, то это показывает крайнюю испорченность его личности. Именно эта испорченность, а не произвол Бога, не позволит человеку войти в Царство Божие. А тому человеку, которого Бог очистил от грехов, не нужно прилагать усилий для того, чтобы любить Бога; для него это естественно. Любовь к Богу приходит после появления веры в любящего, справедливого, милосердного, совершенного, святого Бога. Поэтому любовь к Богу является не условием для получения спасения, а признаком спасённого человека.

  Любовь к Богу и любовь к ближнему неразрывно связаны между собой. Об этом много писал апостол Иоанн, которого впоследствии назвали «апостолом любви». Он сказал так: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Иоан.4:20). Поэтому если человек действительно любит Бога, то он не может испытывать к другим людям ненависть или какие-то другие недобрые чувства.

  Конечно, совершенных людей не бывает и плохие мысли и чувства могут возникнуть у любого человека, но христианин не должен давать им волю в своём сердце. Он должен противостоять недобрым побуждениям, и в этом ему поможет любовь. Для любви ко всем людям христианину достаточно осознавать, что они являются Божьим творением, их любит Бог и за них Иисус Христос отдал Свою жизнь, как и за него. Поэтому апостол Иоанн писал христианам: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Иоан.4:7-8). В этом наставлении нет ничего трудного для человека, испытавшего на себе Божью любовь; ему легко любить всех людей, потому что он сам возлюблен Богом.

  Поэтому любовь к ближнему также может служить верным признаком спасённого человека. Апостол Иоанн подтверждает это, говоря: «Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1Иоан.3:14).

  Но часто человеку бывает трудно честно и объективно оценить свою любовь к Богу и к ближним. Как же определить, действительно ли он имеет эту любовь, или же он обманывает себя? Для этого есть хороший способ, который дал ученикам Иисус Христос. Он говорил им: «Если любите Меня, соблюдите мои заповеди» (Иоан.14:15) и ещё: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Иоан.14:21). Невозможно любить Бога и в то же время не соблюдать Его заповеди. Поэтому если человек не делает того, что говорит ему Бог – не расстаётся со своими грехами, не исповедует Иисуса Христа перед людьми, не избегает плохих сообществ и т.д., – то значит, он не имеет любви к Богу. Об этом же говорит и апостол Иоанн: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1Иоан.5:3). Человеку, который любит Бога, то есть соблюдает первую и наибольшую заповедь, все остальные заповеди не кажутся тяжким бременем, и он с радостью соблюдает их. Не случайно мудрый Бог сделал любовь главной заповедью для людей.



  ЛЮБОВЬ  –  ГЛАВНЫЙ  ПРИЗНАК  ХРИСТИАНИНА

  Обычно последователи различных религий имеют какую-то особенность, по которой их можно отличить от остальных людей. Например, мусульман узнают по их неизменной ежедневной молитве, кришнаитов – по повторению имени Кришны, служителей различных культов можно узнать по их одежде. В общем случае признаками принадлежности к религии могут быть слова, дела или внешний вид человека. А какой же признак является отличительным для христиан?

  Люди высказывают на этот счёт разные мнения. Одни считают христианином того, кто родился в «христианской» стране, другие – того, кто посещает церковь, третьи – того, кто носит крестик на шее, четвёртые – того, кто признаёт христианского Бога. Но действительно ли такие люди являются христианами? Что же говорит Библия об истинном признаке учеников Христа?

  О том, что должно быть отличительной чертой христиан, сказал опять-таки Сам Иисус Христос. В ночь перед Своим распятием, давая ученикам последние наставления, Он сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:34-35). Поэтому истинные ученики Христа узнаются не по словам, обрядам или одежде, а по любви.

  Это утверждение кому-то может показаться неправильным, ведь неверующие также способны любить, и даже очень сильно. Неужели Библия это отрицает? Нет, но Библия показывает ограниченность такой любви. Иисус говорил: «если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят» (Лук.6:32). Своим же ученикам Он дал новую заповедь: «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лук.6:27-28). Такому отношению к врагам никогда не учила ни одна религия, ни один философ и мудрец, даже в Ветхом Завете такого нет. Христос поднял любовь к ближнему до невиданной высоты, причём не только на словах, но и на деле. Из любви Он пришёл на землю в образе человека, чтобы принять смерть за грехи нечестивых людей (Рим.5:8); Он исцелял больных от всякой болезни (Матф.4:23), не отказывал во внимании людям презираемым и отверженным (Мар.2:15), а на кресте молился о распинавших Его (Лук.23:34). И ученики Иисуса во все времена шли по стопам своего Учителя, поэтому истинных христиан узнают именно по их любви к личным врагам, гонителям, обидчикам, а также отверженным людям.



  КАКОЙ  ДОЛЖНА  БЫТЬ  ЛЮБОВЬ?

  Христианство не только призывает человека к любви, но ещё и объясняет, какая любовь является истинной и совершенной. В Библии есть много прямых упоминаний о том, к какой именно любви нужно стремиться человеку. Рассмотрим несколько таких мест, говорящих о наиболее важных свойствах и сторонах любви.

  Для начала можно разобрать взаимоотношения любви и страха. Многие люди считают, что Бога нужно бояться, так как в Библии прямо написано: «бойся Бога» (Екк.12:13). Эти люди боятся, что Бог их накажет или не примет в рай, и поэтому часто молятся о милости и прощении, плачут и изнуряют себя, думая угодить Богу, и не имеют радости спасения и уверенности в своей будущей участи. Но Бог хочет от людей совсем не этого; Он желает, чтобы они любили Его и были совершенными и счастливыми. Апостол Иоанн так писал об отношениях любви и страха: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви» (1Иоан.4:18). Страх не является спутником или принадлежностью любви, он ей только мешает, поэтому человек не должен давать место страху в своей жизни.

  Но необходимо оговориться, что это относится к тому страху, который христиане называют плотским или человеческим. В Библии упоминается и о таком страхе, который необходим всякому человеку; это так называемый «страх Господень». Однако этот страх не имеет ничего общего со страхом перед жестоким тираном или мучительной боязнью плохих последствий. Страх Господень – это почтительное, уважительное, трепетное, благоговейное отношение к Богу. Именно о таком чувстве написано: «Страх Господень чист, пребывает вовек» (Пс.18:10), а также: «Начало мудрости – страх Господень» (Прит.1:7). Основой этого чувства является осознание неизмеримого Божьего превосходства, Его святости, могущества и справедливости. Страх Господень, как и любовь к Богу, появляется в результате познания Божьих качеств, поэтому они неразрывно связаны между собой и совместно ведут человека к совершенству.

  Из других свойств любви можно отметить её жертвенность. Иисус Христос говорил ученикам: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15:13). Впоследствии апостол Иоанн, приводя в пример Христа, писал: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1Иоан.3:16). Поэтому среди христиан бытует крылатое выражение: «Любовь измеряется жертвой».

  Это относится не только к самопожертвованию, но и ко всему, что человек отдаёт людям из своей любви к ним. Например, апостол Павел, убеждая коринфских христиан сделать пожертвования для помощи нуждающимся братьям в Иерусалиме, писал им: «Итак пред лицем церквей дайте им доказательство любви вашей» (2Кор.8:24). Человек может из любви приносить в жертву не только свои деньги и имущество, но также своё время, планы, интересы, силы, то есть всё то, в чём будет нуждаться его ближний.

  Любовь связана с готовностью человека не только жертвовать, но и просто оказывать помощь ближним. Любящий человек не станет говорить: «Они сами справятся», даже если проблемы окружающих будут казаться ему незначительными. Апостол Иоанн привёл такой житейский пример: «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё, – как пребывает в том любовь Божия?» (1Иоан.3:17). Любовь не может существовать без отзывчивости, поэтому далее Иоанн призывает: «Станем любить не словом и языком, но делом и истиною» (1Иоан.3:18). Любовь не ограничивается одними лишь чувствами и словами, но обязательно производит труд для ближних. Об этом говорили и другие апостолы, отмечавшие у христиан не просто любовь, а «труд любви» (1Фес.1:3, Евр.6:10).

  Любовь находится в тесной связи и с таким качеством человека, как предупредительность. Апостол Павел написал для христиан такое наставление: «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим.12:10). Любящий человек внимателен к окружающим, он оказывает им различные услуги, часто даже незаметные, а также старается не причинять им неудобств.

  Три указанных свойства любви связаны с делами: жертвенность – с большими, отзывчивость – с обычными, предупредительность – с мелкими. Но дела могут совершаться и без любви, а потому они не являются её полным доказательством. Поэтому апостол Павел счёл нужным напомнить христианам ещё об одном свойстве истинной любви: «Любовь да будет непритворна» (Рим.12:9). Дела христиан должны сопровождаться искренним сердечным расположением к ближним, без которого они не будут угодны Богу. Поэтому основное внимание христианство уделяет не внешним действиям человека, а его внутреннему состоянию. Апостол Павел так говорил о главной задаче христианских наставлений: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1Тим.1:5). В любящем сердце не должно быть места притворству и лицемерию.



  КАК  ПРОЯВЛЯЕТСЯ  ЛЮБОВЬ?

  О том, каким образом любовь проявляется в жизни человека, написал апостол Павел в 13-й главе 1-го послания к Коринфянам. Эта глава по своей сути является настоящим гимном любви. Всего в девяти предложениях Павел дал яркое, возвышенное, законченное и всеобъемлющее описание любви и её значения в жизни человека и во всём мироздании. Одним из компонентов этого описания является анализ составных элементов любви, которые находят проявление в жизни людей. Апостол Павел указал следующие проявления любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1Кор.13:4-7).

  Таким образом, Павел показывает, что любовь – это сложное явление. Она подобна солнечному свету, состоящему из всех цветов радуги. Любовь также состоит из самых обычных добродетелей, о которых знают все люди и которые могут быть проявлены каждым человеком в любой момент жизни. «Спектр» любви распадается на девять частей, и мы кратко рассмотрим каждую из них.

  Терпение: «любовь долготерпит». Любовь не торопится, она готова исполнить свой труд, когда к ней обратятся с призывом, а пока её не требуют, она спокойна. Любовь всё понимает, а потому и ждёт.

  Милосердие: «милосердствует». Любовь отдаёт своё время и силы на то, чтобы оказывать людям благодеяния. Любовь активна, она не упускает случая доставить кому-нибудь удовольствие и не проходит мимо чужого страдания.

  Великодушие: «любовь не завидует». Любовь не испытывает недоброжелательства к тем, кому многое удаётся легче, чьи успехи больше или кто добивается лучших результатов. Любовь не злится на конкурентов и не завидует чужому счастью.

  Смирение: «любовь не превозносится, не гордится». Любовь не требует награды за свои добрые дела, не ищет признания, почестей и славы. Любовь скромна, она не хвалится, не выставляет себя напоказ, не говорит о себе. Она отвергает даже чувство самоудовлетворения и таится даже сама от себя.

  Вежливость: «любовь не бесчинствует». Самый невоспитанный человек в высшем обществе не сделает ни одного проступка против правил приличия, если у него любящее сердце. Любовь уважает права и интересы других людей, а потому просто не может бесчинствовать.
 
  Бескорыстие: «любовь не ищет своего». Любовь не домогается, не требует и не просит ничего для себя, она даже не намекает на свои права. Любовь жертвенна, она стремится давать, а не приобретать. Любовь свободна от эгоизма, она отдаёт своё, не ища ничего взамен.

  Кротость: «не раздражается». Любовь не портит окружающим настроения и не отравляет их жизнь своим дурным характером. Она свободна от вспыльчивости, сдержанна и добродушна. Любовь не смотрит на недостатки окружающих, прощает их промахи, снисходит к их слабостям и не обижается на них.

  Простодушие: «не мыслит зла». Любовь доверчива, свободна от подозрительности; она не думает плохо об окружающих. Любовь не отыскивает в них недостатки и не имеет предубеждений против них. Она во всём предполагает лучшее и смотрит на всё с самой светлой стороны.

  Искренность: «не радуется неправде, а сорадуется истине». Если у человека любящее сердце, то он будет любить истину не меньше, чем людей. Он будет радоваться не тому, во что научился верить, не тому или иному учению, а истине. Он будет искать истину и хранить её, несмотря ни на какие жертвы, с которыми это может быть связано. Любовь старается видеть вещи в их истинном свете и радуется, когда находит их лучшими, чем их считала людская подозрительность или объявляла клевета.

  Все эти добродетели, складываясь, образуют любовь, которая в результате этого сложения приобретает новые свойства и проявления: «всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». Любовь имеет всеобъемлющий характер и не знает ограничений в прощении, вере, надежде и стойкости.

  Может показаться, что такая совершенная любовь недостижима для людей. Но Библия рассказывает нам о человеке, который обладал именно такой любовью. Это Иисус Христос – Сын Божий и Сын Человеческий. Он Своей жизнью явил людям Божественную любовь во всей её полноте, силе и красоте, и эта любовь стала доступной для тех людей, которые приняли Христа в своё сердце. Иисус в молитве к Отцу сказал: «Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Иоан.17:26). Также апостол Иоанн писал: «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сём, как Он» (1Иоан.4:17). Каждый христианин может и должен учиться любви у своего Господа. Когда человек во всём подражает Иисусу Христу и поступает по примеру своего Учителя, тогда и его любовь возрастает, совершенствуется и становится похожей на любовь Божью.



  ЛЮБОВЬ  –  ВЫСШЕЕ  БЛАГО

  Все люди в своей жизни стремятся к достижению каких-либо благ. Каждый человек хочет жить счастливо, а для счастья ему нужно иметь что-то такое, в чём он мог бы находить радость, утешение и удовлетворение. У разных людей различные представления о том, что необходимо для счастья, поэтому каждый человек стремится к своей цели. Один пытается накопить большое богатство, другой – добиться известности и славы, третий – достичь совершенства в какой-либо области, четвёртый хочет создать хорошую семью, пятый – делать людям добро, шестой – получать как можно больше удовольствий и так далее.

  Существует ли в мире высшее благо, к которому должны быть направлены стремления всякого человека? Ответ на этот вопрос люди пытаются найти в религиях, которые также имеют разногласия по этому поводу. Они объявляют высшим благом для человека самые различные понятия: веру, добродетель, мудрость, спокойствие духа и многое другое. Христианство же говорит, что величайшим из всех существующих благ и лучшей целью для человеческих стремлений является любовь.

  Апостол Павел в своих посланиях противопоставлял любовь духовным дарам, которые очень высоко ценились современными ему христианами, и провозглашал превосходство любви. Он писал так: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так-что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:1-3).

  Здесь Павел прежде всего выдвигает контраст между любовью и красноречием. Конечно, умение воздействовать своей речью на умы и чувства людей, увлекать их к высоким целям и делам, угодным Богу, является великим даром. Однако слово, сказанное без чувства, не может никого убедить, как пустой металлический звук, и речь, в которой не слышно любви, бессодержательна, бесцветна и бессильна.

  Далее Павел говорит, что любовь больше пророчества, познания и веры. Все эти дары нужны людям лишь для того, чтобы соединить человека с Богом узами любви. Ведь человек должен стать подобным Богу, а Бог есть любовь. Поэтому духовные дары являются средством для достижения любви как цели. А так как цель важнее средств, то и любовь важнее дара пророчества, знаний и веры.

  Затем Павел отмечает превосходство любви над милосердием и жертвенностью. Целое больше части, а эти две добродетели являются лишь малой частицей любви и могут проявляться вообще без любви. Дать какой-нибудь грош нищему часто бывает даже легче, чем не дать ничего, и вряд ли таким поступком христианин прославит Бога. Также и миссионер, жертвующий всем для спасения язычников, не будет иметь никакого успеха без любви. Любовь – язык, понятный народам всего мира, и успех проповеди лежит не в словах человека, а в его любви к людям. А без любви самые благородные порывы не принесут пользы ни самому человеку, ни делу Божьему.

  Продолжая доказывать превосходство любви, апостол Павел указывает на причину этого: «Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:8). Здесь он показывает, что все великие Божьи дары даны лишь на определённый срок и в будущем потеряют своё значение.

  «Пророчества прекратятся». В течение сотен лет Бог делал Свои откровения людям только через пророков, и пророк тогда был выше царя. Библия полна пророчеств, задача которых прекращалась после их исполнения. Всё значение их в настоящее время исчерпывается тем, что они питают веру набожного человека.

  «Языки умолкнут». Некоторым христианам Бог давал чудесную способность говорить на языках, которых они не знали (Деян.2:4; 10:46; 19:6). Но ещё в то время, на заре христианства, апостол Павел сказал: «Языки суть знамение не для верующих, а для неверующих» (1Кор.14:22). Дар иных языков давался Богом для подтверждения христианского благовестия и для утверждения Церкви; когда же Церковь утвердится в истине, нужды в языках уже не будет.

  «Знание упразднится». Мудрость древних уже прошла; сегодня любой школьник знает больше, чем знал Архимед или Исаак Ньютон. Современная наука также будет вскоре отсталой. В вечности люди будут обладать полным знанием, как написал апостол Павел: «Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:12).

  Указав таким образом на временность всего, что считалось великим, Павел обращает внимание читателей на то, что вечно: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор.13:13). Павел написал эту главу о любви с целью показать христианам «путь ещё превосходнейший» (1Кор.12:31), и теперь он открывает им этот путь: «Достигайте любви» (1Кор.14:1). Он как бы призывает христиан не увлекаться погоней за различными дарами, потому что величайшим благом является любовь, и именно к достижению любви должна быть направлена жизнь человека.

  Апостол Павел не одинок в своём мнении о важности любви для христиан. О главенствующей роли любви писал также апостол Пётр, говоря: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу» (1Пет.4:8). Павел же углубил это наставление следующим образом: «Более же всего облекитесь в любовь» (Кол.3:14). То есть любовь должна быть не просто принадлежностью христианской жизни, а как бы одеждой христиан, в которой они должны пребывать постоянно. Такое состояние является конечной целью Божьего плана спасения человека. Апостол Павел так объяснил предвечный замысел Бога в отношении людей, нашедших спасение во Христе: «Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф.1:4). Бог даровал людям спасение для того, чтобы они были совершенны в любви, поэтому Павел и ставит достижение любви главной целью для христиан.

  Но на пути к достижению совершенной любви существуют и препятствия, одним из которых является привязанность к земным благам. Об этом предупреждал христиан апостол Иоанн: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего). И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Иоан.2:15-17). Все мирские наслаждения и развлечения временны и не могут насытить бессмертную человеческую душу; они лишь отвлекают человека от пути к единственному истинному блаженству – любви.

  Именно в этом и заключается суть христианского учения. Все христианские заповеди и наставления, призывающие к воздержанию от чего-либо, имеют целью не лишение человека удовольствий, а достижение любви как высшего блаженства и наилучшего состояния человеческой души. Без любви человек не будет счастлив, даже если он обладает всеми земными благами; любовь же наполняет жизнь человека счастьем, которое не зависит от внешних обстоятельств. Более того, любовь – это и есть жизнь. Апостол Иоанн сказал: «Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь» (1Иоан.5:11-12). Человек, принявший Иисуса Христа в своё сердце, имеет Бога, а Бог есть любовь. Вот основание, почему по самой природе вещей любовь является высшим благом: она есть вечная жизнь. И достичь её человек должен не после смерти, а в течение своей земной жизни. Лишь в этом случае человек может стать подобным Богу и разделить с Ним вечность. И христианство предлагает всякому человеку эту вечную жизнь, которая сокрыта в Боге, Который есть ЛЮБОВЬ.