Христианское крещение

Игорь Булышов
( Мой самый полный трактат «История христианского крещения» можно прочитать здесь:  http://www.proza.ru/2016/02/18/50 )


  Слово «крещение» известно всем людям, знакомым с христианством. Все верующие когда-то совершили этот акт или же готовятся к нему, и из неверующих многие когда-то были крещены, другие же оказались свидетелями ритуала крещения или слышали о нём. Поэтому сегодня у большинства людей есть какое-то представление о христианском водном крещении, во всяком случае, о его внешней обрядовой стороне. Но при этом мало кто может вразумительно объяснить, что же такое крещение, для чего оно нужно и что оно даёт человеку. Одни люди считают крещение просто церковным обрядом, который может быть совершён над любым человеком и не имеет никакого особого внутреннего смысла или чудесного действия. Другие же полагают, что при крещении человек получает от Бога различные благословения: усыновление, защиту, покровительство, прощение или спасение. Третьи считают крещение актом послушания верующих Богу или исполнением Его особенной заповеди, а иные – способом присоединения человека к церкви, который был установлен волей Бога. Таким образом, среди христиан существует много разногласий, а значит и заблуждений по вопросу о значении крещения. Для их устранения и достижения желаемого Господом единства веры всем искренне верующим необходимо правильно понять, что говорит о крещении Сам Бог в Своём истинном Слове – Библии. Это будет полезно и тем, кто ещё не обратился к Богу, так как поможет им осознать важные истины об отношениях между человеком и Богом. Поэтому давайте посмотрим, какому же пониманию крещения учит нас Библия.

  Впервые о христианском крещении упоминается в Евангелии от Матфея, когда воскресший Иисус давал апостолам Своё последнее напутствие: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Матф.28:19-20). Это так называемое Великое Поручение многие люди понимают неправильно: они считают, что ученики должны были сначала научить народы, и лишь затем крестить их и обучать дальше. Но такое понимание противоречит грамматике, так как по времени исполнения деепричастия «крестя» и «уча» предшествуют глаголу «научите». Для ясности рассмотрим более простое повеление, имеющее ту же структуру, например: «Накормите рабочих, наделяя их посудой и раздавая им еду». Хотя первым стоит слово «накормите», очевидно, что это действие будет выполнено последним, когда рабочим уже будут розданы посуда и еда. Так и в Великом Поручении: его цель – научить все народы, то есть сделать их учениками Господа, а для этого апостолы должны их сначала крестить, а затем наставить в послушании Богу, уча соблюдать Его заповеди. Таким образом, крещение стоит в начале христианского пути, а вовсе не где-то в его середине. Однако это не значит, что крестить можно всякого человека независимо от его убеждений и духовного состояния. При дальнейшем чтении Библии мы находим места, говорящие об условиях, необходимых для принятия крещения.

  В Евангелии от Марка Великое Поручение Христа записано в несколько другом виде: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» (Мар.16:15-16). Здесь ясно видно, что обязательным условием крещения человека является его вера в Евангелие, то есть в весть о прощении и спасении грешника благодаря искупительной смерти Иисуса Христа. Вера же эта неразрывно связана с покаянием, как это следует из самой первой проповеди Иисуса: «Приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мар.1:15). Также и апостол Пётр предложил первым поверившим его словам людям покаяться и затем креститься (Деян.2:38). Таким образом, по своей сути крещение – это отклик покаявшегося и уверовавшего человека на проповедь Евангелия. Поэтому очевидно, что крещение младенцев, которые не могут веровать, или людей, которые не желают оставить свои грехи, не является настоящим христианским крещением.

  В чём же смысл крещения? Мы уже можем сказать, что оно не является исполнением одного из Божьих повелений. Разве можно посчитать повелением фразу «Кто будет веровать и креститься, спасён будет»? Это не приказ, не заповедь, а скорее обетование. Правда, Иисус повелел апостолам крестить все народы, однако этим народам Он не повелевал, а предлагал  креститься. Поэтому можно следующим образом описать этот двусторонний характер крещения:

  крестить – повеление благовествующим;
  креститься – предложение уверовавшим.

  Чтобы лучше понять значение крещения, обратимся к греческому языку, на котором был написан Новый Завет. Выражению «во имя» соответствует греческая фраза, которая в то время употреблялась в деловой сфере и обозначала перевод денег или собственности на счёт называемого владельца. Исходя из этого, мы можем заключить, что крещение связывает человека отношениями собственности с тем лицом, в чьё имя он крестится. То есть в результате христианского водного крещения во имя Триединого Бога человек становится Его собственностью.

  Подтверждение этому выводу можно найти в словах апостола Павла по поводу разделений в Коринфской церкви: «У вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1Кор.1:12-13). Отсюда ясно следует, что крещение во имя Павла дало бы ученикам право называться «Павловыми». А значит, крещение во имя Христа даёт человеку право называться Христовым. Вопросы Павла для ясности можно перефразировать следующим образом: «Разве Христос дал мне в удел часть Своей Церкви? Разве я искупил вас? Или вы сами отдались мне, крестившись в моё имя?» Здесь отчётливо видны три возможных способа перехода учеников в собственность Павла: получение в дар, приобретение (покупка) и их самоотдача ему. Таким образом, по своему смыслу христианское крещение – это акт добровольной самоотдачи человека Богу.

  Подумайте только, какое удивительное и великое значение Господь отвёл водному крещению! Именно актом крещения человек принимает Иисуса своим Господом, Который лишь с этого момента становится для него полновластным Господином. Не открытое исповедание Бога, не молитва, а именно крещение переводит верующего под власть Бога и даёт ему полное право называться христианином.

  Теперь, когда нам стала понятна исключительная важность крещения, нас уже не удивит тот факт, что Господь обещал крестившемуся человеку спасение, сказав: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет». Однако даже это простое по виду обетование нуждается в дополнительном пояснении, что же здесь имеется в виду под словами «спасён будет». Иначе можно подумать, что без крещения нельзя спастись от Божьего осуждения и все люди, не успевшие до смерти принять крещение, попадут в ад. Но такое мнение ошибочно, так как единственным условием осуждения человека является отсутствие веры, как об этом сказано во второй части стиха: «А кто не будет веровать, осуждён будет». Не сказано «веровать или креститься», поэтому для избавления от угрозы ада грешнику, в принципе, достаточно лишь уверовать, то есть после покаяния у него уже будет надежда на вечную жизнь. В чём же тогда заключается спасение, даруемое человеку при крещении? Для ответа на этот вопрос обратимся к очередным библейским текстам.

  В книге Деяний Апостолов рассказывается о том, как ученики Иисуса выполняли возложенное на них поручение. И в самой первой публичной проповеди апостол Пётр сказал слушателям: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа» (Деян.2:38). Здесь он указал на два блага, даруемые крестящемуся человеку, и первым из них является прощение грехов, то есть снятие с него вины греха. Об этом сказано и в другом месте: «Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа (Иисуса)» (Деян.22:16). Христос Своей смертью искупил все грехи мира, поэтому человек, искренне отдавшийся Ему посредством водного крещения, освобождается от необходимости самому платить за свои грехи.

  Вторым величайшим благом, дающимся человеку при крещении, является дар Святого Духа. Это не какой-то подарок от Духа, а Сам Дух, поселяющийся в человеке. Об этом пророчествовали ветхозаветные пророки (Деян.2:17), апостолы же первыми получили Святого Духа в дар от Бога и обещали это же всем, кто доверится Иисусу Христу. Человек, в котором Христос поселяется Своим Духом, получает свободу от власти греха, как написано: «Если Христос в вас, то тело мертво для греха» (Рим.8:10). Это не значит, что он уже никогда не согрешит; просто грех уже не влечёт его, и он может силой данного ему Святого Духа противостоять всем греховным искушениям.

  Следует однако заметить, что, несмотря на ясные библейские высказывания, очень многие искренние христиане не верят, что человек получает Святого Духа при крещении. Их смущают три записанных в Деяниях случая, когда верующие принимали Духа либо до крещения, либо после при возложении рук апостолов. Но при вдумчивом чтении не так уж и трудно увидеть, что это лишь отклонения от общего правила, вызванные особенными обстоятельствами и Божьими целями. Эти цели для каждой из данных исключительных ситуаций можно обозначить так:

  1) в Самарии (Деян.8) – устранение вражды между иудеями и самарянами и подтверждение апостольства учеников Христа (то есть их авторитета и власти);
  2) в Кесарии (Деян.10) – подтверждение права язычников на получение спасения наравне с иудеями;
  3) в Ефесе (Деян.19) – подтверждение апостольства Павла и его благовестия.

  Прочтите об этих случаях, и вы убедитесь, что они не привели к перемене обычного способа получения Духа. Лучше всего это доказывают слова апостола Павла из последнего указанного отрывка. Узнав, что ефесские ученики не приняли Духа, он сразу спросил их: «Во что же вы крестились?» (Деян.19:3). Из этого «диагностического» вопроса ясно и недвусмысленно следует, что Павел всё так же считал принятие Духа нормальным результатом христианского крещения.

  Других же христиан смущает то, что уверовавшие люди разительно меняются ещё до крещения, и они не могут объяснить это ничем, кроме вселения в них Святого Духа. Но Библия показывает, что люди и без принятия Духа вполне могут изменить свою жизнь, как это сделал мытарь Закхей, раздавший нажитое неправдой имение (Лук.19:1-10). Библия учит, что уверовавший человек переживает три перемены, из которых лишь последняя вызывается получением Святого Духа: перемена образа мыслей называется покаянием, изменение образа жизни – обращением, а перемена, происходящая под действием Духа при крещении, названа в Библии возрождением. Об этой духовной перемене Иисус говорил: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3:5). И апостол Павел писал: «Он спас нас... банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас» (Тит.3:5-6). Эти образы прекрасно подходят к картине сошествия Духа при крещении, а другие тексты объясняют нам, каким же образом крещение приводит человека к возрождению.

  Апостол Павел не раз объяснял христианам, что же произошло с ними при крещении, и вот что он писал: «Мы умерли для греха... Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни» (Рим.6:2,4); «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:26-27); «Бывши погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли верою в силу Бога» (Кол.2:12).

  Из этих мест со всей очевидностью следует, что по своему действию крещение – это момент приобщения человека к смерти Христа, личной смерти для греха и воскресения к новой жизни во Христе. А это как раз и есть возрождение, в результате которого верующие облекаются во Христа и становятся детьми Божьими.  То есть, совершив крещение (в буквальном переводе с греческого «погружение») во имя Христа (Сына), мы оказываемся как бы одетыми в Него, и Бог, глядя на нас, видит Христа. Его смерть становится нашей смертью, как будто мы сами приняли наказание за свои грехи. Крещением человек как бы признаёт себя достойным осуждения и смерти, но по милости Бога умирает лишь символически, обретая жизнь вечную.

  В заключение рассмотрим ещё один важный стих: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет.3:21). Здесь более точным переводом слова «обещание» является «просьба» (в Матф.16:1 глагольная форма этого редкого слова переведена как «просили»). То есть крещение является безмолвной просьбой к Богу об омытии духовной нечистоты. Оно подобно жесту нищего, протягивающего руку за даянием; Бог же исполняет Своё обещание и дарует крестящемуся человеку спасение. Таким образом, мы можем сделать последний обобщающий вывод, что по своему предназначению крещение – это способ или момент получения человеком спасения.

  Вот какое величайшее значение имеет христианское крещение и какие прекрасные Божьи благословения даёт оно верующим. Поэтому всем, кто хочет идти за Господом, не стоит медлить с принятием крещения, а следует при первой удобной возможности совершить этот акт с полной верой в дивные Божьи обетования.


( Мой самый полный трактат «История христианского крещения» можно прочитать здесь:  http://www.proza.ru/2016/02/18/50 )