Тревога

Анатолий Денисенко
     ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

     Рассказы серий «Курсантские деньки» и «Офицерские будни» - сочинения мемуарного характера. Они ориентированны на читателей, которые интересуются военной тематикой, темой обучения в военных училищах и в частности, в военных училищах связи. Эти рассказы также о том, как складывалась служба выпускников таких училищ во второй половине прошлого века.
     Когда-то автор этих строк намеревался после окончания средней школы поступать в военное училище связи. Тогда он проживал с родителями далеко в глубинке и получение информации о таких училищах оказалось весьма затруднительным делом. Думается, что рассказы на эту тему будут полезны в этом плане для определённой категории читателей.
 
     Описанные здесь события действительно происходили в августе 1968 года в городе Куйбышев (ныне Самара) и в окрестностях этого города. Все герои этого рассказа – реальные люди, изменены лишь некоторые имена.
         
          СЕРЬЁЗНЫЙ ПОДЪЁМ

     Небольшое озеро на правом берегу Волги в 20 км от Куйбышева вниз по течению реки. Его берега заросли мелколесьем и высокой, почти в рост человека, травой. И только с восточной стороны, со стороны великой реки, виднелась изумительно красивая поляна и рядом - берёзовая роща. Почти нехоженые места. Середина жаркого августа тысяча девятьсот шестьдесят восьмого года.
     Вечерело. Четверо молодых людей в спортивных костюмах с рюкзаками - Алексей и три его сослуживца-лейтенанта, немного уставшие, но довольные завершением пешего перехода, подошли к берегу озера. Алексей радовался больше всех:
- Наконец-то добрались! Эх, отдохнём по полной ещё раз в этом райском месте! Лепота-то какая!

     Быстро поставили две палатки. Теперь надо наловить хоть немного рыбы для ухи. Как же без горяченькой ушицы, пахнущей дымком костра, с хорошей рыбкой, картошечкой, лучком, да ещё чуть-чуть крупы. Чёрный перчик добавит остроты, морковка – яркий цвет. Ещё добавим зелень для пряности да рюмку водочки для пикантности и будем кушать, но только деревянными ложками. Что за прекрасная еда уха!
 
     Быстро разгорелся и запылал костёр. Сразу стало темнее вечернее небо. Какой чудный вечер! Но надо всё-таки рыбки поймать. Трое ребят взяли удочки и пошли к берегу.  Володя Скачков остался у костра. Алексей забросил удочку и уселся на берегу, прислонившись спиной к стволу берёзы. Пока не клевало. Было тихо-тихо, на сине-фиолетовом небе появились первые звёзды. 
     Кто-то подошёл к Алексею сзади и положил руку ему на плечо. "Наверное, Володя что-то хочет сказать". Он хотел повернуться, но тут Володя чуть-чуть его тряхнул. Алексей открыл глаза. «Видимо, вздремнул», - подумал он.
     Он действительно спал, а сейчас, открыв глаза, увидел в темноте  перед собой ефрейтора Тищенко, механика кросса своего взвода. Немного медлительный и молчаливый, но всегда рациональный в своих действиях, Олег Тищенко был первоклассным спецом и надёжным парнем. Его можно было «брать с собой в разведку».
     - Товарищ лейтенант, тревога, - всё ещё как сквозь сон, услышал Алексей.
     - Как вы меня нашли? Я же за Волгой на озере? А как вы сюда добрались, товарищ ефрейтор?
     - Товарищ лейтенант, вы не за Волгой, а в офицерском общежитии полка связи. В полку объявлена тревога. Вы проснулись? - спокойно спросил Тищенко.
      Алексей приподнялся и сел в кровати:
     - Да, Олег, я проснулся. Когда объявили?
     - В два десять. Разрешите идти? - Тищенко принял строевую стойку. Часы лейтенанта, лежащие на тумбочке, показывали два часа тринадцать минут.

  - Молодцом, быстро меня оповестили. Идите. - поощрительным тоном сказал Алексей. А про себя подумал: "«Тищенко в последнее время показывает очень высокие результаты в службе. Молодец парень! Если сработает на этих учениях отлично, надо будет подать рапорт о его отпуске на Родину».

     Алексея не покидало чувство, что он мог сделать, что-то приятное, но не сделал. Тут он вспомнил и улыбнулся. "Ну и дела!" Он же собирался в компании друзей вкусной ухи покушать. Мда-а-а. Честно сказать, ужин вчера в столовой на фабрике-кухне был "не очень...". Да и обед тоже. Поэтому ясна причина такого необычного желания организма: поесть наваристой ушицы хотя бы во сне. Хороший был сон. Очень хочется, чтобы такие походы повторялись наяву»".

     Окинув комнату взглядом, Алексей увидел, что Игорь, лейтенант из ПРК - пункта радиоконтроля, уже, видимо, ушёл. Его кровать была аккуратно заправлена. Если ПРК поднимали по тревоге вместе с полком связи и другими частями, то часа на два-три раньше. Ведь они должны контролировать сети радиосвязи с самого момента передачи сигналов оповещения. Алексей знал, что на разные мероприятия, вроде полевых занятий и учений, ПРК привлекали очень редко ввиду большой занятости его персонала в повседневной очень объёмной и сложной работе.    

     Алексей взял полотенце, туалетные принадлежности и быстро пошёл в комнату для умывания. Вслед за ним туда почти вбежал Андрей, лейтенант из соседней комнаты. Он служил в Отдельной роте СпецНаз, которая дислоцировалась на территории полка связи. 
- Привет, Андрей. Ну, заходи скорей! – поприветствовал коллегу Алексей, - вас тоже подняли?
- Привет, Лёша. Да, видимо, одновременно с вами; минуту назад посыльный прибегал.
 
   «Если подняли и радиоконтроль, и "диверсантов", значит масштабы учений большие. Возможно нападение РДГ (разведывательно-диверсионных групп, авт.) на наши узлы связи; они на таких объектах тренируются. Это "серьёзный подъём"», - подумал Алексей. Быстро умывшись и облившись до пояса прохладной водой, он поспешил одеться, выбежал из общежития и помчался, как на кроссе,  напрямик через спортплощадку в сторону штаба части. У дежурного по полку Алексей получил пистолет и патроны, а помощник дежурного отметил его в списке прибывших. Надо было в темпе двигать в роту.
 
     Алексей бежал вдоль штаба, учебного корпуса и казарменного здания на высоком каменном фундаменте к крайнему подъезду. Там на втором этаже располагалась его рота. Из высоких подъездов казарменного здания выбегали, как будто выкатывались, солдаты в полном снаряжении, со скатками шинелей, в касках, с оружием и противогазами. Они быстро группировались у подъездов, строились и повзводно бежали к автопарку. Водители уже убежали туда раньше, в первые минуты после сигнала тревоги. Из автопарка доносились звуки двигателей тяжёлых грузовиков, которые выезжали к воротам военного городка и выстраивались в колонны.

     Алексея удивило, что нигде не было видно штабников-контролёров. Обычно, в таких случаях они стояли в разных местах с хронометрами и блокнотами, периодически делая в них записи. На этот раз проверяющего не было даже у комнаты дежурного по полку. 

     Лейтенант бегом поднялся на второй этаж. Старшина роты старшина сверхсрочной службы Стукалов уже был в помещении роты. Жил он в двух кварталах от части. Как он успел за считанные минуты добраться в роту было загадкой. Старшина отдавал чёткие распоряжения и команды.

     В казарме было ещё несколько солдат. После убытия роты в её помещениях должен остаться идеальный порядок. Можно быть спокойным за это, старшина всё организует в лучшем виде. Конечно, два-три человека из числа солдат здесь останутся: больные, отсутствующие по каким-то причинам в момент тревоги.

     Николай Никифорович Стукалов - фронтовик, прошедший всю войну, был как родной отец для солдат и сержантов роты. А благодаря его серьёзному отношению к службе, комроты вообще не заморачивался хозяйственными и бытовыми проблемами. Молодые лейтенанты учились у старшины ведению ротного хозяйства и "мотали на ус", в дальнейшем пригодится.
 
     Поздоровавшись с Никифорычем, Алексей быстро прошёл в кладовую, где получил у каптенармуса ефрейтора Халиуллина, которого в роте уважительно в шутку называли "замом старшины", свой тревожный чемодан и противогаз. Осмотрев место расположения своего взвода и убедившись, что там приемлемый порядок, лейтенант поторопился к месту сбора.
   Аппаратные его взвода уже стояли в колонне, но один ЗИЛ–экспедиция не завёлся. Его таскали на буксире по плацу кабельной. Кабельная – это тяжелый грузовик ЗИЛ с закрытым огромным кузовом со стелажами и кассетами для перевозки кабеля.
   
     Алексей увидел, что буксировочный трос очень длинный и водителям на небольшом плацу не удаётся маневрировать. Он решил заменить  трос на короткую четырёхметровую жесткую сцепку-трубу. Достали трубу из кузова экспедиции. Алексей распорядился: молодому водителю кабельной стоять на месте, назад не сдавать. Сам взял трубу, накинул одно ухо на крюк буксируемого ЗИЛа,  "нырнул" под низ заднего борта кабельной, накинул другое ухо трубы-буксира на фаркоп и замкнул его. В этот момент по какой-то неведомой причине водитель кабельной стал сдавать назад. ЗИЛ-экспедиция стоял на месте и поэтому задний борт кабельной, труба и бампер экспедиции образовали зигзаг Z, который постепенно сплющивался.

Алексея зажало между задним бортом и трубой. Он изо всех сил закричал «Стой!», надеясь перекричать шум двигателя тяжелой машины. На его счастье, водитель сдавал назад медленно, и как раз в этот момент мимо кабельной пробегали два солдата, по всему было видно, старослужащие. Услышав крик Алексея и быстро сообразив, в чём дело, они бросились к кабине автомобиля. Через пару секунд ЗИЛ остановился. Те двое вытащили водителя из кабины и прилично его потрясли за грудки, проведя одновременно "воспитательную работу".

     Откатили задний ЗИЛ-экспедицию.  Освободившись, Алексей ощупал ноги. Похоже, кости были целы. Большой боли он не ощущал, но на левой штанине было много крови. Алексей вызвал своего зама сержанта Грехова и поручил ему завести экспедицию и поставить машины в колонну. Сам пошёл в медпункт, благо, тот был в ста метрах. Там ему наложили тугую повязку, раны - две дырки в бедре, были неглубокими. Но следы в две пятикопеечные монеты, как после оспы остались на всю жизнь в память о том событии. Подтвердилось, что кости целы. «Слава Богу, пронесло», - подумал Алексей.
 
     Алексей проверил экипажи своего взвода. Все солдаты и сержанты находились на своих местах в аппаратных, готовые к маршу. Экспедицию завели и тоже поставили в колонну первой из машин его взвода. Лейтенант побежал в голову колонны роты и доложил командиру роты капитану Иванову о готовности взвода к выполнению задачи. Александр Иванович - командир роты - сообщил Алексею, что их «батальон получил задачу совершить марш в район номер два, три км восточнее Богдановка и развернуть там Узел связи Командного пункта Объединения».  Комроты также распорядился передать одну электропитающую станцию Алексея в первый батальон, так как их электропитающая - на ремонте. 

     Алексей побежал к своим аппаратным. «Начальники аппаратных, ка-МНЕ!». Через несколько секунд начальники аппаратных стояли перед ним в шеренге. Алексей поставил им  задачу: «СМИ-И-РНА! Слушай приказ! Старшина Мартьянов! Вам с вашим экипажем и вашей электропитающей станцией немедленно убыть в первый батальон в распоряжение капитана Осовика. Вопросы есть?»
- Никак нет, товарищ лейтенант.
- Действуйте.
- Есть! – старшина сверхсрочной службы Мартьянов чётко повернулся кругом и побежал к своей станции.

   Старшина Павел Мартьянов был опытным служакой и, конечно же, знал, что ЭПС его коллеги с первого батальона на ремонте и ему, Мартьянову с экипажем, скорее всего, придётся трудиться на КаПэ-один. Поэтому вопросов у него не было. Алексей тоже знал, что Мартьянов в курсе событий, но это распоряжение должно было прозвучать именно в таком виде, как приказ, объявленный перед строем.

     Подобные распоряжения должны отдаваться в виде приказов. При этом они должны быть такими, чтобы понять их можно было только однозначно.  В подобной обстановке никогда не знаешь, какие могут произойти события в будущем и какие вопросы будет задавать военный прокурор потом, в случае происшествия. А чрезвычайные происшествия в армии, к сожалению, не очень большая редкость. Бьётся дорогостоящая техника, случаются пожары, дорожные аварии и катастрофы, травмируются, а иногда и гибнут, люди.
 
     «Товарищи сержанты, - продолжал лейтенант, - нам приказано совершить марш в запасный район номер два. Начало марша – в ближайшие минуты по команде Начальника Узла связи. Связь по колонне обеспечивать по радиосети номер пять. Режим работы в сети – радиомолчание. О принятых сигналах докладывать мне установленным порядком. Я нахожусь в экспедиции. По прибытию на место развёртываем Узел связи Командного Пункта по варианту номер один. Вопросы есть?».
- Никак нет.
- По местам!

     Впереди колонны майор-зампотех батальона начал подавать сигнал светящимся жезлом, как будто хотел нарисовать окружность большого диаметра. 
-Заводи! - подал команду водителю Алексей.
     Через полминуты последовал сигнал «Вперёд». Тяжелые аппаратные и радиостанции,окрашенные в серо-зелёно-коричневые маскировочные тона, словно сонные чудовища, многие с рогами-антеннами, вначале медленно, а потом быстрее и быстрее поползли в ночь…

          ДОЙТИ В ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ БЕЗ ПРОИСШЕСТВИЙ

     С первых дней службы в полку связи Алексей понял, что после дисциплины в его подразделении и высокой квалификации специалистов важнейшее значение в его службе имеет работа с водителями, поддержание автомобильной техники в исправном состоянии, а также безопасное движение на маршах. Дело в том, что в армию призывались водители, которые практически не имели никакого опыта эксплуатации автомобилей. Многие приходили сразу после окончания автошколы. В войсковых частях проводилась доподготовка водителей, теоретическая и практическая – вождение. При трёхгодичной службе доподготовка длилась три месяца, при двухгодичной - один месяц. Она завершалась пятисоткилометровым маршем с одним привалом. 

     На маршах в кабине рядом с водителем всегда находился «старший машины», один офицер или сержант, который был обязан руководить действиями водителя. Наряду с водителем, он тоже отвечал за безопасность движения автомобиля.

     Алексею повезло с водителями, уровень их подготовки был неплохим. Но главное - у них был очень хороший наставник. В последнем призыве пришёл паренёк из Саранска Толя Томилин. Он только перед призывом окончил автомобильный техникум, но специалист, а потом и командир был превосходный. Очень хорошо знал устройство и основы эксплуатации многих типов двигателей и автомобилей, уже имел навыки по их ремонту.

     На электропитающих станциях (ЭПС) стояли старые москвичёвские двигатели М-407, часто выходившие из строя. Электромеханики, конечно, пытались их ремонтировать при поломках, но это были полумеры.  Томилин по своей инициативе организовал группу электромехаников и водителей. Они по очереди снимали эти М-407 с ЭПС, затаскивали в подвал и там их полностью перебирали, то есть разбирали до винтика, а затем собирали. Работали почти круглосуточно. Так были быстро приведены в нормальное состояние все электропитающие станции роты.

     Через год службы Анатолий Томилин был уже  старшиной, начальником группы аппаратных электропитания. Его знания, умения, серьёзное отношение к служебным обязанностям, хорошие деловые качества и душевность, снискали уважение к нему всех офицеров, младших командиров и солдат всего батальона. Толя Томилин и Гена Грехов стали неразлучными друзьями, как видел Алексей, на всю оставшуюся жизнь. 
    
     Наиважнейшей задачей офицера-командира является не обеспечение хорошего состояния техники и высокого уровня специальной подготовки, хотя и это важно. Наиважнейшая и главнейшая задача командира – сохранить жизнь и здоровье солдата; обеспечить, чтобы он вернулся после службы домой здоровым, окрепшим и возмужавшим. Для этого командир должен всегда заботиться о своих солдатах, а ещё - уметь в любой обстановке быстро и правильно оценивать ситуацию, принимать правильные решения и адекватно действовать.
 
     За время службы у Алексея в его подразделении, а потом и в войсковой части, когда он был начальником штаба, не было ни одного случая гибели и даже серьёзных травм. Он старался правильно оценивать обстановку, предусматривать её изменения, чаще проверять, не спать, когда надо контролировать, регулярно проводить профилактическую работу в подразделении и части. Хотя, если быть откровенным, предпосылки для таких происшествий (гибели и травмирования) были: зависал в аппаратной с полным экипажем над обрывом, в последнюю секунду будил на марше уснувшего за рулём водителя, не один раз своевременно обнаруживал полуугоревший от угарного газа печки "буржуйки" экипаж, однажды упала тяжёлая антенна рядом с палаткой, в которой спал вместе с экипажем; она могла упасть и на палатку. В этих случаях госпожа Судьба была благосклонна к нему и его ребятам.

     После отъезда Алексея к новому месту службы, через несколько месяцев в прежней роте Алексея в один день погибло четыре солдата. При совершении марша ночью во время ливневого дождя эти ребята сидели в кузове грузового крытого тентом автомобиля у левого борта. Навстречу шёл тягач с платформой, на которой перевозили трактор-скрепер. Ребят снесло в один миг лезвием скрепера. Алексей знал этих ребят. Тяжелейший случай.

     Левый борт автомобиля – опасное место, в него ударяют значительно чаще, чем в правый. Движение ночью по узкой без разделительного газона дороге, с затемнёнными фарами (светомаскировка), когда за рулём неопытный водитель-солдат, очень опасно. Особенно для жизни пассажиров, сидящих у левого борта. Нельзя было им там садиться. Командир должен был это всем сказать, а перед началом движения - проверить. Кроме того, командир должен инструктировать водителей о том, что при движении необходимо занимать крайний правый свободный ряд и всегда держаться, по возможности, подальше от осевой линии дороги.   
 
     На марше важно держать дистанцию, быть очень внимательным и не превышать скорость. Главная задача любого командира на марше - дойти в пункт назначения без происшествий и, желательно, не позднее установленного времени.

     Колонна двигалась обычным знакомым маршрутом по шоссе, но неожиданно свернула в лес, пошли незнакомой лесной дорогой. Алексей увидел, что в лесу корабельные сосны так близко стоят возле этой узкой дороги, что борта впереди идущих аппаратных часто даже трутся о стволы деревьев.

     Алексей приказал водителю остановить автомобиль. Вся колонна остановилась. Он зашел в каждую свою аппаратную и распорядился закрыть все окна и ни в коем случае не открывать. 
     - Едем по очень узкой дороге в лесу. Сосны трутся о борта. Если высунуть голову в окно, можно остаться без головы. Окна закрыть и не открывать до прибытия на место. Всем ясно?
     - Так точно, товарищ лейтенант.
Передал свой совет другим офицерам, следующим за ним в колонне, сделать так же.
Простые действия, ничего мудрёного. Но если их не делать, могут быть непредсказуемые последствия. Алексей видел, как его солдаты частенько "торчали" в окнах во время маршей.
     Дальше шли без остановок. 

          РАЗВЁРТЫВАНИЕ УЗЛА СВЯЗИ КОМАНДНОГО ПУНКТА

     Примерно через полчаса движения по лесу прибыли к месту назначения. Район знакомый, ведь он - запасный, куда батальон выходит по мобилизационному плану. В таких районах периодически проводятся тренировки как на автомобилях, так и "пеши по-танковому", чтобы все, даже недавно прибывшие, знали свои места работы в чрезвычайной обстановке. Поэтому начали развёртывание без рекогносцировки. Экипажи работали слаженно, с огоньком. После расстановки аппаратных на места и прокладки соединительных кабелей Алексей находился на своем командном пункте дежурного офицера по телеграфному центру и принимал доклады по ГГС - громкоговорящей связи.

     - Пятьдесят второй, я двадцать четвёртый. Аппаратная развёрнута. Экипаж к работе готов, - докладывает Алексею начальник телеграфной аппаратной.
     - Двадцать четвёртый, я пятьдесят второй. Ваш доклад принят, - отвечает Алексей и делает отметку в журнале контроля.

     - Пятьдесят второй я двадцать девятый. Установлена связь с узлом связи Брегет. Каналы связи сданы сорок второму и на двадцать пятую.
Это начальник аппаратной дальней связи докладывает, что он установил связь со стационарным узлом связи округа и сдал каналы под закрытие в спецаппаратную, а также на телефонную станцию. Уже, при необходимости, можно звонить в штаб части на зимние квартиры, а также на другие узлы связи по всему Советскому Союзу. Для этого надо всего лишь знать позывные узлов связи и схемы вызова (через какие узлы связи можно выйти на искомые узлы связи). При этом для такой телефонной связи можно использовать как открытые так и закрытые спецаппаратурой каналы связи, то есть можно разговаривать по засекреченным каналам связи.
     - Двадцать девятый, я пятьдесят второй. Ваш доклад принят.

     - Пятьдесят второй, я сорок второй. Докладываю, проверена связь короткими сигналами в радиосети номер шесть. Связь со всеми корреспондентами в сети устойчивая.
Это коллега Алексея лейтенант Терёхин с приёмного радиоцентра сообщает, что установлена связь в КВ-радиосети номер шесть пунктов управления. Молодец Валера, классная работа.
      - Сорок второй, я пятьдесят второй. Ваш доклад принят.

Поочерёдно докладывают о развёртывании все аппаратные и радиостанции, которые будут сдавать или принимать каналы связи и для этого проложили кабели к кроссу узла связи.
     Кроме Алексея эту информацию, также по ГГС, одновременно принимал начальник  кросса сержант Грехов. Кросс - "сердце узла связи", самое "горячее место" на узле. Сюда сдают каналы связи все каналообразующие средства (аппаратные дальней связи, радиостанции, радиорелейные и тропосферные станции и другие). Экипаж кросса обеспечивает испытание линий, проверку качества каналов и их коммутацию (кроссирование) на оконечные устройства (телефонные и телеграфные станции). Самая большая нагрузка на узле связи и физическая, и психологическая всегда ложится на экипаж кросса.

     В установленное нормативом время аппаратные телеграфного центра были развёрнуты и Алексей пошёл в КДА - командно-диспетчерскую аппаратную, доложить командиру роты о готовности центра к работе, то есть, к передаче и приёму оперативной информации.
Алексей докладывал: "Товарищ капитан. Аппаратные телеграфного центра развёрнуты и к работе готовы. Электропитающая станция обеспечивает электропитанием узел связи в полном объёме. Командно-диспетчерский пункт к работе готов. Представляю список аппаратных других центров - телефонного центра, центра дальней связи, приёмного радиоцентра - подключенных к кроссу. Доклад закончен."

     - Доклад принят, - ответил командир роты, взяв список, и продолжил:
- к сожалению, у меня для вас, товарищ лейтенант, плохая новость, сообщили из первого батальона. При совершении марша электропитающая станция старшины Мартьянова слетела в глубокий кювет и перевернулась. Алексей был шокирован и еле выдавил из себя: «Люди живы?».
     Капитан Иванов внимательно посмотрел на Алексея:
- Да, все живы. Подойдите к старшему инженеру. Он только что оттуда приехал.
     Алексей бросился к старшему инженеру батальона капитану Плехову:
- Виталий Иванович, что случилось с экипажем Мартьянова?
- Шли в колонне по асфальту на скорости, примерно, пятьдесят километров в час. Прошел небольшой дождь, только покапал. На дороге лежал слой пыли. После этого дождика она превратилась в кашицу. На повороте электропитающая по этой каше, как по маслу, съехала в кювет. Но Мартьянов (он сам вёл машину), среагировал своевременно и правильно, повреждения небольшие. Люди живы, ушибы есть, но серьёзных травм нет. Так что обошлось»
«Молодчина и умница Паша Мартьянов. В сложной обстановке сам сел за руль. Поэтому и пронесло. Сегодня уже второй раз», - подумал Алексей.
 
     СТРАННОЕ УЧЕНИЕ

     Однако, каким-то странным было это учение. Обычно полевые узлы связи на учениях работают с полным напряжением сил специалистов. В первые сутки спать, как правило, некогда.  Не успеешь развернуться и набрать связи, штабисты несут "мешки" телеграмм для передачи, на приёме и доставке адресатам тоже приходится много работать. А в этот раз нагрузка на каналы связи была минимальной и офицеры Командного пункта не досаждали.
     Кроме того, странным было и то, что узел связи не перемещался на новое место как обычно, когда перемещения узлов производились через два-три дня, а то и чаще. И "диверсанты" не беспокоили.
     В этот раз батальон развернул свой полевой узел, центры набрали связи, настроили все каналы связи, «закрыли» те, что надо было «закрыть» - поставили на каналы аппаратуру засекречивания и посменно спокойно работали. 

     Однажды с молодыми лейтенантами пил чай один полковой политработник. Он рассказал (наверное, это уже не было секретом для народа), что несколько дней назад, двадцать первого августа в Чехословакию были введены войска стран Варшавского Договора.  Об этих событиях так тогда написал Евгений Евтушенко:
          Танки идут по Праге
          В закатной крови рассвета…
          Танки идут по правде…

     В Чехословакию было введено триста тысяч солдат и офицеров и семь тысяч танков. Из Польши вошел советско-польский контингент войск; из ГДР – советский контингент, немецкий был подготовлен, но не вводился; из Венгрии – советско-болгарско-венгерская группа войск. Руководство Румынии вводить свои войска отказалось.
 
     Ошибочность и необоснованность вмешательства СССР во внутренние дела Чехословакии в августе 1968 года была признана Советским руководством во главе с Михаилом Горбачёвым только в декабре 1989 года. Общественное развитие в Европе тогда шло уже по новому пути. Идеи реформирования социализма оказались невостребованными. Вскоре рухнул Советский Союз.
Чехословакия оставалась занятой войсками до тысяча девятьсот девяностого года.
 
     Полевой Узел связи, в составе которого работали подразделения Алексея,  свернулся и прибыл в пункт постоянной дислокации город Куйбышев, проспект Масленникова в конце августа.