Дневник прислуги. 2015-й. Смерть Луиджи

Светлана Давыденкова
 Луиджи пришлось хоронить Миле. Я,  заменяя знакомую, работала рядом: в этом же селе, на этой же улице.
 
 В один из дней в девять утра зазвонил мобильный. Это была Мила. Я услышала: «Луиджи умер». Хозяева отпустили проститься с ним. Подходя к дому, увидела Марко, сына старика, сказавшего мне: «Заходи, это ведь и твой дом».  После всех наших споров и ссор  услышать подобное было отрадно.

 В  столовой сидела   Мариучча. Лицо ее было несчастным и заплаканным. Рядом стояли соседка и Мила. Я  подошла к старушке, обняла и сказала: «Вы не одна, с Вами мы все». Потом   пошла в гостиную, где на столе уже находился гроб с телом старика. Я посмотрела на Луиджи, и мне показалось, что он не понимает, что с ним произошло. Лицо изображало покой и недоумение. Я сказала: Спасибо тебе, Луиджи, ты сделал для меня самый большой подарок, на который был способен: умер». Мысли,конечно, не самые добрые, но снова работать с ним  было бы   уже невыносимо.

 Мила ежедневно делилась  подробностями состояния старика. В  последние дни  Луиджи сильно ослабел, часто рвал и ходил под себя. В одну из ночей Мила проснулась от визгливого крика Мариуччи. Когда зашла в спальную к старикам, увидела, что Луиджи рвало, лицо  его залепили рвотные массы. В них же находилась и Мариучча. Мила сначала отвела мыться и переодеваться старика. Затем ту же процедуру провела с Мариуччей. Усадив обоих на стулья, поменяла постельное белье. Наконец все улеглись. А через час все повторилось: визг старушки, постель в рвотных массах, удушливый запах, омовение и переодевание, смена постельного белья.

 Со следующего утра Луиджи начал исходить каловыми массами. Нужно было бесконечно  мыть его и менять  памперсы. Однако он не отказывался от еды и, как обычно, выкуривал свои три ежедневные сигареты. Ходил еще сам, но соображал уже совсем плохо. Как-то пошел в туалет и принес в ладонях свои испражнения, говоря Миле: «Забери мои  какашки». В основном, он все время лежал на диване. Мариучча как-то спросила его: «Луиджи, тебе плохо?» Он ответил: «Нет, мне просто девяносто один год».

 В последний день жизни Луиджи как всегда совершил свой ежедневный ритуал: поел и выкурил свои  сигареты. Ночью же не мог уснуть, вертелся, ложась поперек кровати, порывался встать и куда-то идти. Позже Мариучча объясняла такое его поведение тем, что он, якобы, убегал от смерти. А в ту ночь жена необычно тихо и терпеливо успокаивала его. Утром старик   помылся с помощью Милы, поел, но, когда встал, чтобы  пойти в туалет, упал, разбив  до крови нос. Мила уложила его на диван и позвонила сыну, сообщив, что отец плох, вероятно, умирает. «Не говори мне этих слов!» - в отчаянии сказал ей Марко. Через короткое время он пришел в родительский дом. Луиджи  лежал на диване с закрытыми глазами. Внезапно лицо его пожелтело,черты лица заострились, и он умер. Смерть  накрыла его  быстро и довольно неожиданно для окружающих, хотя близкий конец и был очевиден.

 Через три недели Мила уехала домой, а я приступила к работе по уходу за Мариуччей. Старушка, как будто и не было для нее последних лет сплошных страданий возле Луиджи, по-доброму вспоминала супруга, с которым прожила шестьдесят шесть лет. Вот, только меня удивляло, как она упрощала в своих рассказах смерть  Луиджи. Мариучча не вспоминала о тяжелых минутах, когда ему нужна была ежеминутная помощь подруги. Никогда не похвалила Милу за терпение и грязную работу. Для Мариучи старик умер легко и просто.

 Я ухаживала за вдовой, убирала виллу, ездила за покупками и не могла нарадоваться покою, вспоминая, как полгода назад,уехав от стариков, вернулась домой полумертвая от усталости.