Из дневника 17 февраля 2016, ср

Рыжов Александр Геннадьевич
Дн.13:1-4 “…когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал… тогда они, совершив пост и молитву…” О служении проповедников и учителей в церкви - когда оно сопровождается постом и молитвой, участие Духа Святого будет очевидно. По крайней мере, появится больше оснований ожидать этого божественного участия.

Дн.13:9-11 “Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени”. Как разительно этот мечущий молнии Павел первых дней служения (попытки служения, предпринятые 14 лет назад, не в счет, хотя там тоже виден соревновательный дух вкупе с резкостью) отличается от мягкого Павла дней последних!

Порадовался, наблюдая за старшими детьми. Им интересны факты друг про друга. Например, Есфирь расхаживает по кухне, держится за щеку и со стонами рассказывает про расшатанный зуб - Паша подошел и заглянул ей в рот, посмотрел на этот зуб. И подобное заметил в нескольких других ситуациях за день. Подумал, что это одна из лакмусовых бумажек нормальности отношений: активная заинтересованность в делах ближнего. Не на уровне словесного сочувствия, а на уровне “встать и подойти”. А детям дай Бог и дальше живо интересоваться друг другом.

Пастор посоветовал на сестерском прочитать книгу. Одна сестра прочитала и огорчилась. Почему? Там речь о крайних, исключительных условиях, в которых жена одного служителя геройски вела себя. А огорчилась сестра оттого, что вот ее учат крайностям и мужа учат крайностям, а норме мужья бывают не научены, и элементарных вещей, которые мужья должны в христианских семьях делать, они нередко (а то и часто) не делают. Это ее обобщение, но я с ним согласен. А ведь это идея: учить надо не крайности, а норме. Или сначала норме, а потом крайности. В порядке иллюстраций крайние, пограничные истории про героев веры рассказывать интересно и, когда это уместно, полезно. Но учить правильно сначала езде на трехколесном велосипеде, потом на двухколесном, а уже потом на одноколесном. Если же пятилетнему мальчику рассказывать, что вот есть такой трюкач, один на миллион, который умеет ездить на одноколесном велосипеде, давай и ты так, это его на первых порах воодушевит, но когда дело дойдет до практики, жестоко разочарует. Возвращаясь к первым двум предложениям абзаца: проблема не в рекомендованной книжке, а в тематике, акцентах и тональности бесед и проповедей.

Читаю книгу (не важно какую, это касается многих книг, прочитанных мной за последние годы), сотню страниц прочитал, вторую… Подспудно чувствую: что-то не так. Остановился и задумался: что именно? И понял: в книге вовсю хвалят некий подход. Показывают с разных сторон его преимущества. Хвалят сотню страниц, хвалят вторую. И понимаю, что будут хвалить все остальные сотни страниц. А недостатков, слабостей подхода не показывают. Отсюда у меня стойкое недоверие к нему. Хотя нет, вспомнил, в двух местах о недостатких речь шла, но как! Пишут: тот-то критикует наш подход так-то, но он не понимает того-то. В другом фрагменте: а тот-то указывает на такую-то слабость нашего подхода, но все это ерунда, он неправ потому-то. И вспомнил, что есть такие люди в моем кругу жизни. Скажем, в последние годы я одному брату примерно раз в год говорю об одном недостатке в его служении. Говорю потому, что последствия этого недостатка ощутимо испытывает наша семья, регулярно. Предлагаю конкретные меры по исправлению ситуации. И ведь он не вешает понуро головы, не признает сокрушенно “Аз грешен и немощен есмь”, не говорит “Да, есть такое, исправим” или “Извини, но пока что исправить не получится”, но каждый раз рассказывает, как здорово с этим служением все обстоит. Последний год я даже перестал из-за этого огорчаться, понял, что человек выше своей головы прыгнуть не может (хотя в принципе ведь может, но именно этот брат именно в ближайшее время не может). Подумав про эту книгу и этого брата, понял такую простую вещь. Большое дело, рассказывая о своем проекте, своем служении, своей работе и т.п., самому признать, внятно это проговорив (и ни в коем случае не самооправдательным тоном): есть в этом деле вот конкретно такой недостаток, не получается у меня пока что вот конкретно это и т.п. Если сказать это не как риторическую фигуру самоуничижения, а в рабочем порядке, уважение и - главное - доверие к человеку и к его делу у слушающих повысится. А книжку я дочитаю, мама научила книжки дочитывать.

В книге 100 Things Every Designer Needs to Know About People сказано, что люди сильнее защищают какие-то свои убеждения, когда менее уверены в них. По моим наблюдениям верно и обратное: (обоснованно) уверенный в своих убеждениях человек не назойлив, не настырен, не навязчив в защите и продвижении этих взглядов. Ему уже не нужно медитативно проговаривать свои убеждения, чтобы себя поддержать. И он спокойнее относится к тем, кто думает иначе. Другими словами, чем больше глубина водоема, тем труднее взволновать его воду.