Был такой случай на Балтике в 1956 году.
(Халатность)
Подводная лодка - «малютка», то есть класса «М», старой довоенной постройки шла из Риги в Таллин в судоремонтный завод. Предполагалось, её разоружить и сдать на металлолом, но пока лодка числилась в строю, как боевая единица, и шла своим ходом с полностью укомплектованным экипажем. Экипаж лодки, зная, что лодку скоро спишут и сдадут на металлолом, относился к службе халатно, с холодком. Всё делалось на авось. Хотя она и числилась боевой единицей, но в море уже не ходила.
На подходе к Таллинну лодка попала в густой туман, но продолжала движение, не смотря на то, что на лодке не было радиолокатора. Видимость была сто – сто пятьдесят метров. Вдруг из тумана вынырнул эсминец, идущий контркурсом. Он дал один короткий сигнал и отвернул вправо, как положено по правилам. Лодка тоже дала один короткий сигнал, а отвернула почему-то влево. Тогда эсминец отвернул ещё правее – а лодка ещё левее. Видя, что разойтись они не смогут, на эсминце начали срочно отрабатывать задний ход, но столкновения избежать не удалось, так как для таких скоростей, с которыми корабли шли навстречу друг другу, граница критического расстояния была уже пройдена. Слишком было поздно. Эсминец своим острым форштевнем, специально предназначенным для тарана, рубанул лодку в районе кормового отсека и, как бритвой, отрезал его.
В считанные минуты лодка затонула. Четыре моряка: командир лодки, вахтенный офицер, рулевой и сигнальщик, что находились на мостике лодки, мощным ударом были выброшены в море и потом подобраны эсминцем. Восемнадцать человек остались на лодке, которая на глубине пятьдесят шесть метров легла на грунт. Сразу погибли три человека в кормовом отсеке. Пятнадцать моряков находились в лодке. Они выпустили аварийный буй с телефоном и сообщили о состоянии лодки. Прибыли спасатели. Командир эсминца предложил отбуксировать лодку на мелководье, где подводники могли бы легко выйти из лодки. Но начальство отвергло этот вариант.
Пока пытались что-то сделать, чтобы спасти людей, поднялся шторм. Аварийный буй сорвало. Почему-то в шторм начали спускать водолаза. Налетевшей крутой волной порвало воздушные шланги и водолаз погиб. Сильный шторм бушевал шесть суток. Так что спасателям самим пришлось спасаться в бухтах. На месте гибели лодки дежурил эсминец.
Когда немного утихло, спасатели спустили к лодке водолаза. На позывные постукиванием по корпусу из лодки не отвечали. Лодку отбуксировали на мелководье, как вначале предлагал командир эсминца, и начали извлекать тела погибших моряков. Подняли восемнадцать трупов. Пятнадцать человек команды, оставшиеся в живых после столкновения, задохнулись в течение этих шести штормовых дней.
Как выяснило расследование, они пытались спастись. Готовились к выходу из лодки. Они почти все были одеты в легководолазные костюмы, но в дыхательных аппаратах не было кислорода. Баллончики были пусты, вентили на них заржавели. Не было запаса воздуха и в баллонах высокого давления по всей лодке. В конце концов, в самую критическую минуту их подвела их же беспечность.
Они знали, что лодку скоро на слом, и не следили за своими аппаратами. Вероятно, полагали, что в море выходить уже не будут. Но всё равно так нельзя было относиться к спасательным средствам. Лодка же числилась боевой единицей. Значит, все механизмы и прочее должны быть готовы к немедленному действию. А тут такая беспечность!
Хоронили их в Таллинне. Моряки – подводники не дали везти гробы на машинах, а несли на плечах через весь город. Зрелище было впечатляющее и печально – душераздирающее. Народу было несколько тысяч. Все моряки, которые были в этот день в увольнении, пришли на похороны, да от кораблей были большие делегации и ещё гражданское население пришло. Родственники всех погибших приехали в Таллин.
* * *
Второй случай бал в 1957 году.
Лодка 617 проекта, класса «М», двигатели которой работали на жидком кислороде, вышла в море на какие-то испытания. Её обеспечивал эсминец.
В подводном положении на лодке возник пожар в моторном отсеке. Жертв не было. Людей из аварийного отсека эвакуировали. Отсек загерметизировали и включили орошение переборок смежных с ним отсеков. Включили также осушение этих отсеков.
Лодка срочно всплыла. А так как загазованность по всей лодке была сильная, то командир приказал открыть все три люка, а команде выйти наверх. Подошёл эсминец. С него запросили: «Нужна ли помощь?» Командир лодки ответил, что справились своими силами. Сейчас немного отдышатся и своим ходом пойдут в базу. Через некоторое время он скомандовал:
– Всем вниз.
Моряки начали спускаться в лодку. Вдруг она на ровном киле быстро ушла под воду. Не успевшие спуститься вниз моряки во главе с командиром, оказались в воде.
На эсминце, выйдя из оцепенения от разыгравшейся на их глазах трагедии, объявили тревогу «Человек за бортом» и начали вылавливать плавающих моряков. Почти половина команды – пятнадцать человек - погибли. Спасательные суда подняли лодку быстро. Привели в базу.
Причины аварии и гибели лодки расследовала специальная комиссия. Выяснилось: когда загерметизировали аварийный отсек, а в смежных с ним отсеках включили орошение переборок, чтобы они не накалялись, естественно, включили осушительные насосы. Пока команда дышала свежим воздухом, очищая лёгкие от ядовитого дыма, насосы исправно качали воду в лодку, охлаждая переборки, а осушительные насосы работали вхолостую, так как всасывающие патрубки были забиты ветошью, небрежно оставленной в трюмах, что категорически запрещено. В результате отсеки были заполнены водой, и лодка, потеряв плавучесть, ушла на дно, унеся с собой пятнадцать молодых жизней.