Гибель лодок. Рассказы старого моряка

Николай Вознесенский
Был такой случай на  Балтике  в  1956  году.
      (Халатность)

 Подводная  лодка - «малютка», то  есть  класса  «М», старой  довоенной постройки  шла  из Риги  в  Таллин   в  судоремонтный  завод.  Предполагалось,  её  разоружить  и сдать  на  металлолом,  но  пока лодка числилась  в строю,  как  боевая единица,  и  шла  своим  ходом  с  полностью  укомплектованным  экипажем.     Экипаж  лодки, зная,  что  лодку скоро  спишут и сдадут  на металлолом, относился  к  службе  халатно, с холодком.  Всё делалось  на   авось. Хотя она  и   числилась боевой единицей,  но  в  море  уже  не  ходила.
    
На подходе к  Таллинну   лодка  попала  в  густой  туман,  но  продолжала движение,  не  смотря  на  то,  что  на  лодке  не было радиолокатора.  Видимость  была сто – сто пятьдесят  метров.   Вдруг  из  тумана  вынырнул  эсминец,  идущий  контркурсом.  Он дал один  короткий  сигнал  и отвернул вправо,  как положено  по правилам.  Лодка  тоже дала  один  короткий  сигнал, а  отвернула  почему-то  влево.  Тогда эсминец  отвернул  ещё  правее – а  лодка ещё  левее.   Видя, что  разойтись  они  не смогут,  на  эсминце  начали срочно  отрабатывать  задний  ход,  но  столкновения избежать  не  удалось,  так  как   для  таких  скоростей, с  которыми  корабли  шли навстречу  друг  другу,  граница критического  расстояния  была уже пройдена.  Слишком  было  поздно.  Эсминец  своим острым  форштевнем,  специально  предназначенным  для  тарана,  рубанул лодку  в  районе  кормового  отсека  и,  как бритвой, отрезал  его.

 В  считанные  минуты лодка затонула. Четыре  моряка: командир  лодки, вахтенный офицер,  рулевой  и  сигнальщик,  что  находились  на  мостике  лодки,  мощным  ударом  были выброшены  в море  и потом подобраны  эсминцем.  Восемнадцать  человек  остались  на  лодке,  которая  на глубине  пятьдесят  шесть  метров  легла  на  грунт.   Сразу погибли  три  человека  в кормовом  отсеке.  Пятнадцать  моряков  находились  в  лодке. Они  выпустили  аварийный  буй  с  телефоном  и сообщили  о  состоянии  лодки.   Прибыли спасатели.  Командир  эсминца предложил  отбуксировать  лодку  на  мелководье,  где  подводники  могли бы  легко  выйти из лодки.  Но  начальство отвергло  этот  вариант.
    
Пока  пытались  что-то  сделать,  чтобы спасти людей,  поднялся  шторм.  Аварийный  буй  сорвало.  Почему-то в  шторм  начали  спускать  водолаза.  Налетевшей  крутой  волной  порвало  воздушные  шланги и водолаз погиб.  Сильный  шторм  бушевал  шесть  суток.  Так что  спасателям  самим пришлось  спасаться  в бухтах.  На  месте  гибели  лодки  дежурил  эсминец.    

Когда  немного  утихло, спасатели  спустили  к  лодке  водолаза.  На позывные  постукиванием  по  корпусу  из лодки  не  отвечали.   Лодку  отбуксировали  на  мелководье,  как вначале предлагал  командир  эсминца,  и  начали извлекать  тела  погибших  моряков.  Подняли  восемнадцать  трупов. Пятнадцать  человек  команды,  оставшиеся  в  живых  после столкновения,  задохнулись  в  течение  этих  шести  штормовых  дней.   

Как  выяснило  расследование,  они  пытались  спастись.  Готовились  к  выходу  из лодки.  Они  почти  все были одеты  в  легководолазные костюмы,  но  в  дыхательных аппаратах  не было  кислорода.  Баллончики  были  пусты, вентили  на  них  заржавели.  Не было  запаса воздуха и  в  баллонах  высокого  давления  по  всей  лодке.     В  конце  концов,  в  самую критическую минуту  их  подвела  их  же  беспечность.   

Они  знали,  что  лодку  скоро  на слом,  и  не  следили за своими  аппаратами.  Вероятно, полагали,  что  в море выходить  уже  не  будут.  Но  всё равно так  нельзя было  относиться  к спасательным  средствам.  Лодка  же  числилась  боевой  единицей.  Значит,  все механизмы  и прочее должны быть  готовы  к немедленному действию.  А  тут  такая  беспечность! 
    
Хоронили  их в  Таллинне.  Моряки – подводники  не  дали  везти  гробы  на  машинах,  а несли на  плечах  через весь город.  Зрелище было  впечатляющее  и   печально – душераздирающее.  Народу было  несколько  тысяч.  Все  моряки, которые были  в  этот  день в увольнении,  пришли на  похороны,  да от  кораблей  были большие делегации  и ещё  гражданское  население пришло.  Родственники  всех погибших  приехали  в  Таллин.
                * * *

Второй случай бал  в  1957  году.

     Лодка  617  проекта, класса  «М», двигатели  которой  работали  на  жидком  кислороде,  вышла  в море  на  какие-то  испытания.   Её  обеспечивал  эсминец.
    
В  подводном положении  на  лодке  возник  пожар  в моторном  отсеке.  Жертв  не  было.  Людей  из аварийного  отсека  эвакуировали.  Отсек  загерметизировали и  включили  орошение  переборок  смежных с  ним отсеков.  Включили  также   осушение  этих отсеков.
    
Лодка срочно  всплыла.  А  так  как  загазованность  по всей лодке  была  сильная,  то  командир приказал  открыть все  три  люка, а команде  выйти  наверх.  Подошёл эсминец.  С  него  запросили:  «Нужна  ли помощь?»  Командир  лодки ответил,  что  справились  своими  силами.  Сейчас  немного  отдышатся  и своим  ходом  пойдут в базу.  Через  некоторое время  он  скомандовал:

–  Всем  вниз.
Моряки  начали спускаться  в лодку.  Вдруг  она на  ровном  киле  быстро  ушла под  воду.  Не  успевшие  спуститься вниз  моряки  во  главе  с командиром, оказались  в  воде.   
    
На  эсминце,  выйдя  из оцепенения  от  разыгравшейся  на  их  глазах трагедии,  объявили  тревогу  «Человек  за  бортом»  и начали  вылавливать  плавающих моряков.  Почти  половина  команды – пятнадцать человек - погибли.   Спасательные  суда  подняли лодку  быстро. Привели в базу.
    
Причины  аварии  и  гибели  лодки   расследовала  специальная  комиссия. Выяснилось:  когда  загерметизировали  аварийный отсек,  а  в смежных  с  ним отсеках  включили  орошение  переборок,  чтобы они  не  накалялись,  естественно,  включили осушительные насосы.   Пока   команда  дышала  свежим  воздухом, очищая  лёгкие  от  ядовитого  дыма,  насосы  исправно  качали  воду  в  лодку,  охлаждая переборки,   а  осушительные насосы  работали  вхолостую,  так  как    всасывающие  патрубки  были забиты ветошью,  небрежно  оставленной в  трюмах,  что  категорически  запрещено.   В  результате  отсеки  были заполнены  водой,  и  лодка, потеряв  плавучесть, ушла на  дно, унеся с собой  пятнадцать  молодых  жизней.