Двери

Татьяна Пороскова
Приходит время, и родители остаются одни,  и надо как-то жить дальше: заготавливать дрова, складывать их в поленницы, ремонтировать дом и работать на земле.

Не у всех дети могут приехать в родительский дом и помочь. У кого-то маленькие детки появились…
А уезжать к ним  пожилым не хочется. Свой угол бережёт, свои стены хранят.
Голос ветра уже стал понятен.
Иногда он органом запоёт.
Свистит разбойником, хлещет ветками, ломает их и швыряет на тропинку.
И шум дождя, и курлыканье журавлей, и голос маленькой птички в терновнике - всё ближе и ближе к тебе.
 Кусты сирени и рябины,  жасмины и кремовый шиповник - всё родное.

Крепкие женщины сами колют дрова. Я уже не решусь.
Кто смелее и выносливее, далеко уходят на лыжах. Но я опасаюсь далеко в поле уходить. Помню историю про волка.

Несколько лет тому назад женщина шла вечером с работы. Впереди бежала её собака. Вечерело. А дом был на самом краю деревни.
Тузик забежал вперёд.
Вдруг из темноты появился перед ней  волк с Тузиком на спине. Собака беспомощно  обвисла.
Женщина не растерялась,  выхватила жердь из забора. Замахнулась, закричала. Волк с Тузиком на спине скрылся в вечернем сумраке.

Почти каждый вечер перезваниваюсь со своей подругой, которая живёт за двенадцать километров.

Вчера она ходила в поле на лыжах. С восхищением рассказывала о прогулке, о податливом снеге.
Рядом шла натоптанная волчья тропа. Волки прошли   след в след.
- Свадьбы у них в феврале. Будь осторожнее. Не ходи одна,-  предупредила я.
- Ты меня волками не пугай. Они днём не ходят по полю, - смеялась она.
А я пожаловалась ей на свою дверь.

Дверь из коридорчика в большую комнату стала плохо закрываться Дверь заходила на косяк. И я подумала, что пол стал неровным.

Пригляделась к петлям впервые. Хозяин мой вместо шурупов вколотил когда-то гвозди и загнул. Ничего удивительного. Наверное, их просто не было в местном магазине. И мне одной с этой дверью не справиться. Каждый раз она натужно кряхтела, когда я её открывала и закрывала. А закрывать приходилось для тепла. И кот мог провода у компа перегрызть, и клубки мои от безделья раскатать.

Соседу сказала, что надо бы дверь посмотреть. Но у него другие заботы, какие часто случаются с мужиками. Прислал своего сына. А парнишка хоть и большой вырос, но дверь никогда не ремонтировал. Да и дрова наколол мне по себе. Одно полено почти с пол-чурки, еле поднимаю.

Огребаю снег после метели лёгкой лопатой. Мимо идёт другой мужик на пилораму. Не один год в школьной кочегарке проработал.
Поздоровались.
- Саша! Хоть бы ты зашёл, посмотрел мою дверь. Плохо она закрывается.
Но эта  работа для него мелковата. И  он ничего не пообещал.

Идёт мимо Ванечка, бывший мой ученик. Я зову его так, как раньше, а он ростом, наверное, под два метра.
- Давно приехал Ваня? Надолго?
- На неделю.
- Зайди, посмотри, что с моей дверью.
Ваня пообещал, но не пришёл

А я его знаю с самого рождения.  Его отец в то время был председателем колхоза. Написал он моему мужу письмо, чтобы  возвращался на родину. Зоотехник нужен. Девочка наша трёхлетняя часто болела. И я была готова ехать хоть куда, лишь бы был чистый воздух. Только спросила мужа:
- Электричество там есть? А школа?
Он ответил утвердительно.

Сегодня пошла за хлебом. У  снегохода стоит ещё один бывший ученик.
Разговорились о волках.
- Так,   мужики, которые работают на лесовалочной машине, рассказывали: Волки вышли прямо к машине. Не боятся. Если бы одно бревно было, можно было бы их бревном. А то целая пачка  брёвен зацеплена была.
Они охотников вызвали. Те двух убили, а третий убежал.

Ваня вышел из магазина.
-Я вам пообещал, но не получилось.
- Что у вас с дверями?
- Я думаю, там расшатались гвозди. Купила вчера шурупы на пять. Надо ёщё фомку. Но инструментов у меня нет, кто-то растащил.

- Всё найдём.
Я  быстрее пошла домой.

Ребята подъехали. Покачали головой, посмотрев на шурупы.
- Надо было на три.
Быстренько специальным молотком достали гвозди, поставили пистолетом шурупы, которые выставились остриём. Отломили их аккуратно. Положили в мою ладонь. Они были ещё горячие, как из печки. Отрезали лишнюю пену у косяков. Вывинтили патрон лампочки, которая почти взорвалась накануне у меня в руках. Всё они делали быстро и ловко.

- Молодцы! Пятёрку ставлю,- с улыбкой сказала я.
- А  почему раньше вы нам пятёрки не ставили? - тоже с улыбкой сказал Николай.
От  вознаграждения  наотрез отказались:
- Мы к вам не из-за этого пришли.

Они выдержали самый главный экзамен. В этой непростой   жизни пригодились их руки.
Поставили не одну баньку и  не один  дом под Москвой.

И какой-то странный ком застрял у меня в горле.

Мы с ними когда-то  помогали пожилым людям:
убирали снег, складывали поленницы….
А потом собирали старинные вещи по брошенным домам, делали школьный маленький музей.
И всегда в день пионерии, даже когда уже не было пионеров,
ходили в поход к речке…
А накануне одна из учительниц верхом на своём Моншере прятала записки то под доской, то в дупле…
Ребята азартно двумя командами искали  клад по найденным запискам.
У речки разжигали костёр  и варили уху.