Вечер

Алексей Шутёмов
  Вечер за окном погрузился в туман. Даже уличный фонарь светит чуть тускло, а огней города не видно вообще. Спать надо, но не могу. Включаю свет, стараюсь не смотреть на шкаф с книгами, хотя он и так завешен скатертью. А меня ведь в своё время предупреждали… И я согласился. Знать бы мне раньше… Но — всему своё время.

    Тогда я работал учителем в школе, и на августовском педсовете меня уволокли в какой-то кабинет. И «обрадовали» — мне предложено совершить рейс на ближнюю планету. Хотя о космонавтах, собиравшихся в межзвёздные полёты говорили довольно часто, и отбор в этот отряд был строгий, меня это никаким боком не касалось. И я перво-наперво удивился.

      — А почему я? -

      — Видите ли, есть несколько щекотливых обстоятельств. Первое: абсолютно неизвестно, какие неожиданности ждут экспедицию. Поэтому потребуется принимать нестандартные решения. Второе: есть интересная программа по резкому повышению уровня интеллекта. На одной из комет зонды сумели собрать вещество, подобных которому во всём известном науке космосе до сих пор не найдено. Проведённые опыты на мышах показали скачкообразное увеличение эффективности работы мозга. -

          — А я тут при чём? -

          — А вот и третье, молодой человек: последствия столь резкого роста интеллекта для личности не могут пройти безнаказанно. Но это не самое худшее — через некоторое время ваш интеллект вернётся на прежний уровень. А подобное возвращение может пережить далеко не всякий. Собранного вещества хватит только на одного человека, последствия его воздействия на организм до конца неизвестны. Поэтому нам очень важно не ошибиться с добровольцем. -

          — И всё-таки, почему я? -

          — Вы — твёрдый хорошист, и в учёбе, и в работе. Звёзд с небес не хватаете, но и последних не пасёте. Если наши выводы верны — вы сумеете выполнить возложенные на вас задачи. -

          — А если расчёты окажутся неверными? -

          — Ничего не поделаешь — риск есть. -

         Я думал тогда — я уже сошёл с ума, или меня разыгрывают? Не похоже. И кто эти дядьки в костюмах? Врачи? Конструктора? Спецслужбисты?

           Больше они мне не встречались. Инъекции вещества дали свои результаты — я спокойно решал математические задачи, хотя после десятого класса дал себе слова более не прикасаться к этой науке. Всё неожиданно стало легко и понятно. Я удивлялся элементарности решений. А медики иногда кивали друг другу.

           Потом я отправился в полёт. Лететь предстояло в одиночку — корабль был заполнен грузом. Задача была проста — создать на планете базу. Но что ожидало по прибытии — загадка. Действие загадочного вещества должно было, по расчётам, продолжаться до конца экспедиции. В теории. Но что произойдёт на самом деле — этого не знал никто.

           Одиночный полёт на протяжении нескольких лет — это тоже один из факторов, повлиявших на то, что выбрали меня. Хотя и полёт в составе экипажа был не менее рискованным.

        Дни шли в рабочем ритме — упражнения, решение задач, наблюдение за приборами, отчёт на землю, приём ответной радиограммы. Впрочем, я привык к такому ритму.

       Но вот я и достиг планеты. По составу атмосферы она была вполне пригодна для жизни, вот только напоминала болото — жуткая влажность и постоянная гроза делали пребывание на этой планете затруднительным. Я немного подумал. На земле грозовые тучи гасят цементом и йодистым серебром. А цемент сносного качества был на соседней планете, с разреженной атмосферой, и для жизни непригодной. А на борту корабля были добывающие машины. Дальше — болота. Чтобы их осушить, вполне можно было использовать эвкалипты, а запасы самых разных семян занимали едва ли не больше места на борту, чем строительное оборудование. В теории всё это выглядело красиво, но что могло получиться на самом деле — опять никто не знал.

    С грозою надо управляться постоянно — автоматические зонды посыпали цементом тучи без остановки. А вот роста эвкалиптов надо было ждать годы. Надолго задерживаться я не мог.

        Сейчас на этой планете работает научная база, туда летают экспедиции. А я вернулся к себе. Наверное, я бы смог куда лучше описать эти события, если бы хоть немного сохранил тот уровень интеллекта. А так — сухое и корявое перечисление событий… Я старался не видеть старые книги, теперь ставшие непонятными. Как тот человек, что читал записи человека-невидимки. Но он хотя бы их никогда не понимал.

   Вечер. В комнату заходит человек в скафандре. Вполне земной внешности. Ну вот, пора врачам сдаваться.

      — Ну что, землянин, ты верно использовал нашу посылку. -

      — Вон оно что! А планета — это тоже ваша посылка? -

      — Нет, она вам подвернулась случайно. -

      — А что мне делать теперь, со своим прошлым? -

      — Ничего. Вот с этим ты справишься и сам. -

      — А почему вы не расскажете людям о себе? -

      — Вы пока не готовы. Нам по душе партнёры, а не ученики. -

      — Но зачем вы пришли ко мне? -

      — Мы долго обсуждали эту возможность. Думаю, тебе будет лучше знать правду. Ты выдержишь. -

       Он поклонился, и ушёл. Куда — я так и не понял. Но теперь я точно знаю — за одной проблемой всегда приходит другая...