Я солнце!

Андрей Абинский
Я эту девочку в фонтане искупаю.
Я на асфальте напишу ее портрет.
И что мне ночью делать с ней – я тоже знаю.
Я думал так, когда мне было 20 лет.
 
А. Новиков. Слова из песни.


   Абитуриент, Дима Лапин, сворачивал постель и собирался домой.

   – Что же я, такой умный, чтобы шестерых обскакать? – резонно говорил он.
   – Надо было в Абакане в лесной техникум поступать. Там моя матушка завхозом.
   – Лучше не придумаешь, – говорю я. – Как это в песне? Под крылом
самолета о чем-то поет…
   – Зеленое море тайги, – закончил куплет Дима. – Не факт, что синее море лучше.
   – Красное море – тоже ничего себе. – Это дело вкуса.
   – Я в смысле утонуть…

   Лапин был романтиком. В нежном возрасте все двери открыты и любой курс
ведет в светлое будущее. Отрок из Абакана часто донимал меня своими вопросами:

   – Андрей, ты в Японии был?
   – Был.
   – Как там, в Японии?
   – Нормально.
   – Императора видел?
   – Не, не довелось.
   – Скажи чего-нибудь по-японски.
   – Охаё годзаимас.
   – Что это?
   – Доброе утро, по-ихнему.
   – Ух ты! – восхищался Дима. – А правда, что в Америке негров лупят почем зря?
   – В основном, по морде. Это у них любимое занятие…
   – А в Корее собак жрут?
   – Жрут.
   – И ты ел?!

   Диме не повезло, он не прошел по конкурсу. Конкурс на радистов был
запредельным – семь человек на одно место.
   Я искренне сочувствовал Лапину. Тем более, что мое вступительное
сочинение  было списано у него. Лапин из трех вариантов выбрал проходную
тему: «Друзья и враги Семена Давыдова». Я тоже, потому что напрочь забыл
«Как закалялась сталь» и понятия не имел «Кому на Руси жить хорошо».
К тому же, я был переростком, а Дима – вчерашний школьник со свежей головой.
Я уложил «Поднятую целину» в три страницы, Дима исписал четыре листа.
Результат оказался зеркальным – мой опус потянул на четверку, а Димке вкатили
трояк.
   На экзаменах мне везло. К тому же я умел хладнокровно пользоваться шпаргалками.
   Есть такая байка.
   До экзаменов осталось три дня. Внутренний голос: «Гуляй, студент!»
Два дня до экзаменов. Внутренний голос: «Гуляй!»
Завтра экзамен: «Учи шестой билет!»
Выучил.
На экзамене вытянул убойный тринадцатый.
Внутренний голос удивлённо: «Ни фига себе!»

   Помню, на госах по ВМП попался мне тринадцатый билет. И в нем задание:
«Объяснить принцип работы изделия «УХЗЧ».
   Дежурный, Рома Соколов, подвесил на доске лист ватмана со схемой УХЗЧ.
Точно знаю – этого плаката я в жизни не видел и что такое УХЗЧ – понятия
не имею. Горький итог пропущенных занятий.
   На схеме было три десятка радиоламп, причудливо завязанных между собой.
Слева, под красной стрелкой, надпись: «Вход», справа, в конце схемы, «Выход».
Спросил у Соколова:

   – Что это за фиговина?
   – Усилитель хрен знает чего, – расшифровал аббревиатуру сообразительный Рома:

  – «Шпоры» нет. Нашим преподам наверняк завалишь. Выходи на майора.

   Я загрустил и начал прикидывать, как найти выход из этого входа.
Кроме родных преподавателей, экзамены принимал специально
приглашенный майор из штаба флота. Я дождался, когда он освободится
и по-военному отрапортовал:

   – Товарищ майор, курсант Абинский к ответу готов!

   Потом уверенно начал:

   – Сигнал, со входа прибора УХЗЧ, через разделительный конденсатор С1
поступает на управляющую сетку лампы Л1 и далее…

   По радиотехнике я имел заслуженную пятерку. Поэтому в лабиринте схемы,
через дифференциальные цепочки и ламповые каскады, благополучно добрался
до финиша с надписью «Выход».
   Майор одобрительно кивал головой, затем ткнул очками в классический
 ромб диодного мостика:

   – Вопрос на засыпку – для чего служит выпрямитель?
   – Выпрямитель нужен, чтобы выпрямлять.
   – А детектор?
   – Чтобы детектировать!

   Пять баллов, как с куста! До сих пор не знаю, о какой схеме, какого прибора,шел разговор. Загадка века.

                ***

   Дима Лапин уложил в чемодан мой «Зенит» и придавил крышку коленом.
 
   – Дальше положишь, поближе возьмешь, – философски заметил он.

   Фотоаппарат я продал Лапину две недели назад. Из вырученных денег у меня
осталось три рубля и жалкая кучка мелочи.

   – Провожу тебя на вокзал, – сказал я.
   – Не стоит, мне и так хреново.
   – Не дрейфь, студент, уезжать всегда легче, чем провожать.
   – Кому как, – с кислой улыбкой ответил Лапин.

   Он был прав. Я оставался во Владике со статусом курсанта мореходки, а бедный
Димка возвращался в родной Абакан на щите. Се ля ви, как говорят французы.

   – Искупаться не хочешь напоследок? – спросил я Лапина на Посьетской.
   – Нет, я, кажется, и без того перекупался.

   Димка обычно готовился к экзаменам на берегу. Однажды он задремал
и его физиономия  приобрела контрастный цвет. Левая щека была девственно
белой, правая – ярко красная, поджаренная августовским солнцем.

   – Перед дальней дорогой не грех подкрепиться, – намекнул я на траверзе
пельменной. – С тебя прощальный банкет, с меня – плачь, слезы и добрые пожелания.

   Дима не возражал. Его мысли были далеко.

   – Две по три в одну, – заявил я на раздаче. – Со сметаной.

   Пока Дима расплачивался, я купил в углу заведения два стакана портвейна.

   – Я вообще-то не пью, – сказал Дима.
   – Мы не пьем, мы лечимся, – говорю я, – и не чайными ложками,
а гранеными стаканами.
   – Ладно, под пельмени можно, – согласился Дима. – Пельмени – лучшая
еда у нас, в Сибири.
   – И закуска тоже.

   Потом мы долго стояли на перроне. Нагретый солнцем зеленый вагон потрескивал,устало вздыхал и готовился в дальний путь.

   – Приезжай на будущий год, – сказал я Димке. – И подружись с грамматикой.
   – А это кто? – спросил он и полез в вагон.

   Поезд тронулся.

   У меня были другие планы. Я собирался вернуться на Сахалин, уволиться
из пароходства, а главное, попрощаться с друзьями и подружками.
К сожалению, мой оптимизм подкреплялся только мятым рублем в кармане
застиранных джинсов.
   Будущий писатель, Михаил Веллер, в студенческие годы, на спор, добрался
из Ленинграда на Камчатку без гроша в кармане. Я был немного богаче, но что
плохо – отнюдь не еврей. 
   «Летайте самолетами аэрофлота!» – приглашала реклама на здании
у вокзала. Чем же еще летать? Других самолетов просто не было. Однако
воздушный лайнер мне был заказан – цена билета превышала мой капитал ровно
в тридцать два раза.
   Легкомысленный мореплаватель Крузенштерн назвал Сахалин
 полуостровом. Если бы он не ошибся, я бы поехал в Холмск на крыше вагона
или попутным товарняком. Теперь мне оставалась только одна дорога – морем.
   В морвокзале я изучил расписание рейсов и выяснил, что завтра в Холмск
отбывает пассажирский лайнер «Оха». Оставалось добыть на него бесплатный
билет. Не мы ли моряки?! В кассе я предъявил удостоверение матроса и был
послан далеко – в отдел пассажирских перевозок. Там седой дядя в капитанской
форме сказал:

   – Иди в трансфлот, сынок, принесешь отношение.

   Я пошел, взял какую-то бумажку со своей фамилией и вернулся к капитану.

   – Билетов нет, кончились, – с деланным сочувствием заявил он. – Только
что отдал последний. Сам понимаешь, сезон отпусков…

   «Какого чёрта было гонять меня в трансфлот?!» – подумал я, а вслух сказал:

   – Мне бы только билет, даже без каюты. Согласен на стоячие места.
   – Это никак нельзя, – отмел мое предложение кэп. – А если форсмажор или
хуже того – кораблекрушение? Вдруг тебе не хватит места в шлюпке?!
   – Я хорошо плаваю.
   – Ты-то может и выплывешь, а меня посадят!

   Разговор был окончен.

                ***

   Наступило завтра. На пассажирском причале, у низкого борта «Охи»,
суетилась толпа провожающих. Патлатый чувак с гитарой пел под Хиля:

   Так провожают пароходы,
   Совсем не так, как поезда…

   Шум, гам, прощальные поцелуи, обещания писать. Матросы убирали
крысиные щитки и травили шпринги. Подошли два буксира.
   «Комсомолец Евданов», – загремела команда буксиру. – Оттяните «Зину
Портнову»! Соседний пароход мешал отшвартовке лайнера.
   На трапе командовал толстый пассажирский помощник. Своим животом он
перегораживал весь проход. Рядом с ним скучал милицейский сержант. Шанс
попасть на судно был нулевой.
   Я в тоске слонялся вдоль борта в надежде увидеть на палубе знакомое
лицо. И увидел. Не сразу вспомнил, как его зовут, поэтому заорал:

   – Карифан!

   Карифан оглянулся, узнал меня в толпе и повис на планшире.

   – Во, дела! Ты чё тут?
   – В Холмск мне надо. Выручай, друг!
   – Давай сюда! – крикнул матрос и протянул мне руку.

   В одну секунду я перемахнул через фальшборт.
 
   – Жди меня после швартовки, – сказал моряк и побежал на бак.

   На всякий случай я выписал противолодочный зигзаг, чтобы затеряться
в толпе пассажиров.
   Буксиры уже разворачивали судно на кормовых продольных. Так я оказался
на лайнере на правах морского зайца. А у зайца, как известно, никаких прав нет.
   Зато высадить меня на ближайшей станции уже не получится. Пароход – это тебе
не электричка.
   Мой карифан называл себя Сима. До этого мы встречались два раза.
Однажды, я томился в очереди у кассы пароходства, чтобы получить
«бичевские» – небольшие деньги за две недели резерва. Зажав в кулаке тощую
пачку «рыжих», я услышал:

   – Карифан, одолжи трояк.

   Обычная просьба обычного «бича». Мне в ухо дышал потрепанный дядя,
лет около сорока. Рыжая щетина на его скулах росла кустиками. Он сильно
смахивал на Паниковского.

   – Держи, – я легко расстался с тремя рублями.
   – Спасибо, кореш, – Паниковский блеснул золотой фиксой и исчез.

   Вечером я встретил его за столиком у пивного ларька.
 
   – Швартуйся сюда, угощаю, – сказал Паниковский и подвинул мне
запотевшую кружку. У него была довольная физиономия сытого кота.

   – Свежак?
   – Только что, – ответил он. – Я Сима. Или Сашка. Как тебе больше…
   – Андрей. Очень приятно.
   – Бичуешь?
   – Угу.
   – Я тоже.

   Потом я принес еще две кружки. Сима благодарно кивнул и сказал:

   – Давай за Яшку. Не чокаясь.
   – Что это с ним?
   – Мент его застрелил, зараза! Аккурат здесь.

   Яшкой звали старого ободранного козла. Жил он на улице Морской
и спускался сюда разговеться пивком. Пиво закусывал брошенными окурками
от сигарет. Кто-то привязал козлу лоскут тельняшки вместо галстука и Яшкина
бородатая морда выглядела импозантно. Была у него и морская фуражка,
«мица», но он скоро потерял ее по пьяне.
   Яшка пристрастился к угощению и, если
на него не обращали внимания, напоминал о себе, боднув кого-нибудь в зад.
И однажды нарвался на пьяного милиционера.

   – Жаль Яшку, – сказал я, – добрый был кореш, хоть и козел…  А что мент?
   – Сбежал, падло. Больше он сюда не придет.

   Так я познакомился с карифаном Симой.

                ***

   Трусливо оглядываясь, я затесался в группу пассажиров. Это были моряки.
Водоплавающих легко вычислить в любой толпе. Нормальные люди стоят ровно,
сдвинув ботинки. Моряк, даже на твердой земле, ставит ноги на ширине плеч.
   Наконец появился Сима. Он издали помахал мне рукой и провел вниз,
в свою каюту. Каюта была крохотная, но с двухярусной кроватью и узким диваном.
 
   – Прыгай наверх, – сказал Сима. – В коридорах не светись, реклама нам ни к чему.
   – Сигарет мне купи, – попросил я и протянул Симе последний рубль.
   – В столе возьми пачку, – отклонил мою руку благородный моряк. – С ноля у
меня вахта. Пойду пока к чумичкам, забубоню малость.

   Я мало что понял из его тирады и остался в одиночестве. За переборкой
ровно гудела машина. Судно плавно качалось на встречной волне. Сима, однако,
скоро вернулся. И не один.

   – Андрюха, уступи девушке место. Она поедет с нами, – сказал Сима. – Если
что – вот ключ. У меня есть второй.

   Сима захлопнул дверь с обратной стороны.
   Девушка была красивой. Пухлые губы, большие синие глаза, мальчишеская
стрижка. Остальную фигуру скрывало мохнатое пончо с зелеными и красными
разводами.

   – Лиля, – сказала девушка.
   – Андрей, – ответил я.
   – Ты здесь матрос?
   – Нет, заяц, безбилетник, – честно признался я, вставая с дивана.

   От нее сильно пахло цветами.

   – Куда это он? – спросила Лиля и кивнула на дверь.
   – Забубонивать к чумичкам.
   – Где это?
   – Если б я знал…

   Перед зеркалом девушка выбралась из пончо и поправила волосы. Черная
водолазка плотно облегала ее фигурку. Золотая цепочка спускалась
на маленькую грудь. Джинсы трещали на узких бедрах. Гибкая стройная кошечка.
   Кошечка отпахала путину на плавбазе «Кооперация» и теперь
возвращалась с экипажем в порт Невельск.

   – Угодила здесь в третий класс, – сказала Лиля. – В каюте одиннадцать
мальчиков и все курят. Уж лучше я с вами, по-человечески. Угостишь сигареткой?
   – Силь ву пле,– я протянул ей пачку «Опала» и зажёг спичку.
   – Мерси. Парле ву франсе?
   – Где там… Выпивал с французским моряком в японской чайхане.
   – Говорят, французы заводные ребята.
   – К тому же едят воробьев и лягушек.
   – Б-р-р-р! – сказала Лиля и добавила: – Зверски хочу есть. Проводишь даму
в ресторан? У нас прощальный банкет для экипажа.
   – С нашим удовольствием, – сказал я и достал из кармана неразменный
рубль. – Угощу тебя газировкой.
   – А зайцу – салат из капусты?
   – На капусту не хватит. Я буду смотреть на тебя.
   – У нас все схвачено, за все заплачено, – засмеялась девушка. – Обещаю
тебе массу вкусных впечатлений.

   Она приподняла локоть и я смутился, нечаянно коснувшись рукой ее твердой груди.

                ***

   В ресторане было шумно, дымно и весело. На эстраде, под картонными
пальмами, в брызгах света от зеркальных шаров, играл джаз-банд. «Ай римбер зэт
джулай морнинг!» – пел артист в ковбойской шляпе. Он высоко задирал
гриф электрической гитары и отчаянно терзал вибратор.
   Три длинных стола занимал экипаж «Кооперации».  Многие рыбаки были
в морской форме с золотыми погонами. Бисерные японские галстуки сыпали
искры на хрусталь бокалов. Нашлись свободные места и мы с Лилей устроились рядом.
 
   – Андрей, мой братишка, – представила меня девушка ближайшим соседям.

   Ассортимент закусок был впечатляющим. Наверное, в провизионке не осталось
снеди, которой не было бы на столе. Пир богов для нищего студента. Из напитков
– ледяная водка и вино из провинции Шампань. Пил я мало, зато много ел. Салат
из свежих крабов, приготовленных на морской воде, бутерброды с красной икрой
на желтом деревенском масле, креветки и медведки в обрамлении благородных
маслин. Под аплодисменты принесли дымящийся шашлык.
   Рыбаки сразу забыли, как меня зовут и стали обращаться запросто:

   – За тех, кто в море, братан!
   – Ешь, пей, водяры не жалей!
   – Не откушаете ли чилимов, братишка?
   – Извини-подвинься, брудер, – сказал могучий амбал, пробираясь к своему
креслу.
   – Это Бедарев, – сказала Лиля. – Он бывает опасен.

   Я не раз общался с разудалыми рыбаками и был несколько удивлен их светским манерами.

   – Галантерейное обращение, – сказал я Лиле.
   – Еще не вечер, – ответила она загадочно.

   Потом много танцевали и тост следовал за тостом. Пили за капитана,
за рыбацкий фарт, за то, что рыбак – дважды моряк, за прекрасных дам, за сайру,селедку и траловую лебедку.
   Лилю часто приглашали на танец и она не отказывала никому. Старший
помощник кружил ее в вальсе. Получалось у них красиво. Я ревниво смотрел на
парочку и жалел, что рядом не я. Потом Лиля позвала меня на дамское танго.
В танце она была воздушной, легко угадывала ритм и в финале грациозно упала
мне на руки. Публика одобрительно захлопала в ладоши.

   – Ты классно танцуешь, братишка, – похвалила меня девушка.
   – Это из детства. В младенчестве я посещал балетную студию. И даже
танцевал партию Ваньки в «Докторе Айболите».
   – Ух ты!
   – Ух – я!.
   – А кто была Танькой?
   – Танька Ивченко, самая худая девчонка. Я мог поднять ее на руки.
   – Надо же! Матрос Андрейка – балерун! Как это тебя угораздило?
   – В балет друг затащил. Там были красивые девочки.
   – Да, это у тебя из детства, – засмеялась Лиля, – способность нравится девочкам.
   – Талантливый человек, талантлив во всем, – скромно признался я.
 
   Лиля нежно сжала мне руку и я понял, что погиб.

   – Вы очень похожи друг на друга, – сказал подвыпивший Бедарев, когда мы
вернулись к своему столу.
   – Как две сардины, – ответил я.
   – Обидишь сестренку, самолично набью тебе морду! – хмуро пообещал Бедарев.

   Видимо, вечер уже наступил. Рыбаки здорово надрались. Пили водку
стаканами, окурки тушили в салатах, вспоминали старые обиды и не стеснялись крепких слов. В дальнем углу назревала потасовка.

   – Драку заказывали? – спросил я Лилю.
   – Пойдем отсюда, – сказала она и спрятала бутылку вина в сумочку.
   – Ничего интересного уже не будет.

   Мы ушли по-английски, не прощаясь. У двери я оглянулся. Здоровенный
амбал целился графином в голову своего соседа.

   – Это Бедарев, – сказала Лиля: – Он всех бьет.

                ***

    Каюту мы нашли не сразу. Пассажирский лайнер, это целый город
со своими улицами, перекрестками и тупиками.
   В каюте Лиля вынула из сумки бутылку шампанского и толстую ученическую тетрадь.

   – Мои лучшие стихи. Любишь поэзию?
   – Очень! – соврал я. – Особенно под рюмочку.

   Я раскрыл тетрадь и прочёл наугад:

Краплет дождь, чернеют тучи,
Влажный воздух ловит звук –
Парохода бас могучий,
Каблучков спешащих стук…

   – Как тебе это? – перебила меня Лиля.
   – Недурственно. По-моему, это Цветаева.
   – Н-у-у-у… изволь дальше.

Кто-то парус поднимает,
Путь в тумане волн далёк.
И мерцая, грустно тает
В черном море огонёк…

   – Не, это не Цветаева, – блеснул я эрудицией.  – Это Капутикян!

   Лиля расхохоталась:

   – Эх, Андрюшка, Сильва никогда не писала про море.
   – А кто ж сочинил «Белеет парус одинокий»?!

   Это ее взорвало:
 
   – Я тебя задушу! Своими руками! Это стихи Гурченко.
   – Которая жена Кобзона? Я ее видел живьем. На концерте в Магадане.
   – Гурченко – это я.

   В эту секунду мигнул и погас свет. Чух, чух, буммм! – послышалось из
машинного отделения и двигатель остановился. Повисла жутковатая звенящая
тишина. Было слышно, как за бортом плещутся тяжелые волны. Качка усилилась.
Мебель ожила и начала подозрительно скрипеть.

   – Пароход разворачивает лагом к волне, – загробным голосом сказал я
 – Уже трещат стрингеры, стонут пеленги и ломаются юферсы! Слышишь?
   – Жуть! Ты это придумываешь специально, чтобы меня напугать?

   Где-то послышался глухой удар.

   – Вот! Уже рухнула грот-мачта, – сказал я. – Пора одевать чистые тельняшки.
   – Ой! А до земли далеко? – спросила Лиля и подвинулась ближе ко мне.
   – Не очень, – говорю, – примерно с километр.
   – В какую сторону?
   – Вниз!

   Лиля стиснула мою ладонь и спросила тревожным шепотом:

   – Мы не утонем?
   – Не бойся, я с тобой, – сказал я и привлек девушку к себе.

   От запаха ее волос у меня закружилась голова. В полной темноте наши
губы легко нашли друг друга. Я слышал, как часто бьётся ее сердце под тонким
свитером. Мои пальцы пытались разгадать секрет застежки на ее чуткой спине,
когда вспыхнул свет.
   Через секунду в каюту ворвался взъерошенный Сима. Мы едва успели
принять позу школьников  – руки на коленках.

   – Фу, жара! – сказал Сима, отдуваясь. – Козёл динамки параллелил,
параллелил, да не спараллелил. Вспышку прое..табанили! Гирокомпас спёкся,
ушел с меридиана. Рулить будем по магнитному.
   – Стучать надо, когда входишь в присутствие! – нагло заявил я. – Вашего
Козла не Яшкой кличут?
   – Не, его зовут Валерьян Адамович. Третий механик. Парнокопытных здесь
двое: один  – Козёл, другой – Баран, старший электрик.
   – Хорошая компания.
   – И оба говорят, что ударение в фамилиях надо делать на первом слоге.
   – Кто ж им поверит?! – засмеялась Лиля. – Отметим знакомство?

   Я уже скручивал мюзле на серебряном горлышке бутылки.

   – О, шампусик?! Шикарно живете! – сказал Сима. – Давай, наливай, мне на
вахту пора.
   – У нас еще в запасе четырнадцать минут, – говорю я.

   Часы показывали без четверти двенадцать.
   Сима одним махом опрокинул в рот стакан и громко рыгнул:

   – Извините, шампанское. С этой работой всю пьянку запустили. Все, бегу!

   Он сдернул с крюка штормовку и лукаво подмигнул:
 
   – Приятных снов. Не шалите, воробышки!
   – Спокойной вахты! – хором сказали мы.
 
   Мы с Лилей остались вдвоем.
   Слова были не нужны. Не было этих дурацких: «не надо–не надо…» или потом:
«Не подумай, что я такая… Я вовсе не такая…».
   Бесстыдно голые, мы отдыхали на диване и прикуривали от одной спички.
Лиля что-то ласково шептала мне в ухо. Я, наверное,  краснел, стесняясь своего
нескладного тела.

   – Тебе было хорошо? – спросила Лиля.
   – Да, а тебе?

   Девушка выскользнула из моих объятий и в восторге вскинула руки.
Маленькие упругие груди задорно подпрыгнули вверх.

   – Я солнце! – воскликнула она.  – Я большое красное солнце!
   – Не заняться ли нам астрономией? – спросил я и легко поднял ее на руки.
 
   И была ночь, и был день. Днем мы гуляли на палубе, говорили о пустяках,
подолгу сидели в баре с коктейлями. В ожидании ночи пытались играть
в шахматы в биллиардном зале.
   Лиля читала свои стихи. Её хрипловатый голос проникал мне в самое
сердце. Или в желудок. Я не сильно разбираюсь в анатомии.
 
   К сожалению, все хорошее быстро проходит. Утром «Оха»
пришвартовалась в пассажирской гавани порта Холмск. Там рыбаков ожидал
синий «Икарус».
 
   Сеял мелкий нудный дождик. В тумане тоскливо выла сирена. У Лили были влажные холодные губы.
 
   – Будешь помнить меня? – спросила она.
   – Буду, – ответил я.

   А продолжения не будет.
   И мы расстанемся вот-вот.
   Мне осень голову остудит,
   Повесив звезды в небосвод.
   И ты останешься случайной,
   Мне поцелуй в ладонь зажав,
   На самом ветреном причале,
   Где все прощаются, дрожа.

Владивосток – Холмск. Август.