Быть волонтером

Ольга Тараб
Кто такие волонтеры? Из какого теста слеплены эти люди? Почему так много могут сделать того, чему никогда не учились, к чему вообще невозможно быть готовым? Я задаю себе эти вопросы каждый раз, пересекаясь с волонтерами. Вот и сейчас, когда брала интервью у Ольги Авериной, волонтера «Станции Харьков», я словно открыла книгу судьбы сильной личности, женщины, каждый день помогающей переселенцам, лишившимся не только дома и привычных вещей, но и, казалось бы, всех гражданских прав.

— Оля, расскажи, где ты родилась, кем были твои родители, какими были твои школьные годы?
— Родилась я 18 августа 1979 года в городе Готвальд. Сейчас это город Змиев. Мама работала инженером. Папа — сотрудник транспортной милиции, прошел путь от рядового до подполковника. Оба сейчас на пенсии. А еще есть мой любимый младший брат — Александр. Сейчас работает в охранной структуре, участник боевых действий. Принимал участие в АТО с августа 2014 по октябрь 2015 года.
Если говорить о школе, училась я достаточно хорошо, хотя и не была отличницей. Участвовала в общественных мероприятиях, получала почетные грамоты и благодарности. Даже где-то есть грамота за 1 место в КВН. Кроме того, я училась в музыкальной школе по классу фортепиано.
Любила и люблю читать. Дома огромная библиотека, и до девятого класса я перечитала все, что в ней было. Особенно увлекаюсь историческими романами. Сейчас пытаюсь поддержать любовь к книгам у своего ребенка.

— Куда ты поступила после окончания школы?
— После 9-го класса я поступила в Харьковский техникум железнодорожного транспорта на специальность «бухгалтерский учет и аудит». Параллельно я подрабатывала. Это был 1997 год, достаточно тяжелые времена, огромные очереди к практически пустым полкам, талонно-карточная система, тотальный дефицит, задержки по выплатам.
Практически, как и все студенты, я училась и работала: мыла посуду в кафе, торговала на рынке. Несмотря ни на что это была достойная школа жизни, научившая как личной, так и финансовой независимости.

— У тебя два высших образования…
— Да, я окончила ХНАДУ (он же ХАДИ). Позже подала документы в магистратуру Харьковского регионального института при Национальной Академии Государственного Управления при Президенте Украины, на факультет государственного управления.
— Твое образование, твоя работа всегда так или иначе были связаны с юриспруденцией. А когда ты стала работать как самостоятельный юрист?
— Как самостоятельный юрист я стала работать с 2006 года.
— Получается, 2016 год для тебя юбилейный, десятилетие самостоятельной практики. Поздравляю.
— Спасибо.
— Давай вернемся на пару лет назад. Начался Майдан… Как ты восприняла те события?
— Я думаю, что не секрет, что Майдан повлиял на жизнь многих. Лично у меня произошла переоценка системы жизненных ценностей, я ощутила себя настоящим гражданином и патриотом своей страны, появилась гордость за нацию.

— Когда ты стала волонтером?
— Я стала волонтером с апреля 2014 года, со времени начала военных действий на Донбассе. Появились первые добровольцы, которые пошли защищать Украину по зову сердца, первые жертвы среди мирного населения. Следует признать полную неготовность государства и общества на тот момент к каким-либо действиям. Все чего-то ждали. Сама ситуация казалась какой-то эфемерной.
Вот тогда, собственно, и начало зарождаться волонтерское движение в Украине, появились первые так называемые «одинокие волонтеры», которые все свои заработки и личные сбережения тратили на продукты питания, покупали берцы, форму, связывались с родными раненых и погибших. Я была в их числе.
— Твой брат Александр был ранен…
— Я не очень люблю говорить об этом. Но да. Будучи в разведке, подорвались на фугасе, один человек погиб, а он и его товарищ получили серьезные ранения. Было длительное лечение, операции, впоследствии перевозка из Артемовского госпиталя в Харьковский военный госпиталь для лечения и реабилитации.

— Как ты узнала о «Станции Харьков» и стала членом команды?
— О «Станции Харьков» я узнала в Академии. Юлия Конотопцева была моим преподавателем по кадровой политике, но как-то никогда ни она, ни я не афишировали в стенах Академии, что мы волонтеры. Я проходила по коридору и случайно услышала какие-то слова о хостеле, переселенцах, помощи. Подошла к ней и прямо спросила, какую волонтерскую организацию она представляет, кому они помогают и какие потребности у них сейчас. Стала привозить детские вещи, игрушки, канцтовары, водила детей гулять в парк Горького. Потом, в июле 2015 года меня попросили помочь консультировать людей по юридическим вопросам. Сейчас я координатор юридической службы «Станции Харьков».

— Почему люди вообще становятся волонтерами, что в них такое особенное, что не дает им пройти мимо чьих-то проблем?
— Не знаю. Ты либо замечаешь, что рядом с тобой тот, кому ты можешь, а иногда и должна помочь, либо не замечаешь. У меня была возможность поездить и увидеть, что этот мир огромен. Но везде есть свои проблемы: социальное неравенство, межэтнические конфликты. Все не так радужно, как иногда мы себе представляем. В то же время во всем мире есть волонтерское движение. Тот же Greenpeace International (GPI) с главным офисом в Амстердаме и 30 региональными отделениями в 47 странах существует много лет. Многие скажут: подумаешь, спасают птичек-рыбок! А ведь в конечном итоге спасают нашу планету.

Африканский континент с его голодом, бедностью, болезнями, также нельзя сбрасывать со счетов. Туда отправляются гуманитарные грузы со всего мира. Сегодня волонтерские организации существуют в 80 странах мира. Международное добровольческое движение состоит из множества крупнейших организаций, таких как Армия спасения, Волонтеры ООН и других. Например, в IАVЕ (International Association for Volunteer Effort) — международную ассоциацию добровольческих усилий — входит более 90 организаций стран Европы, Азии, Африки, Австралии и обеих Америк. Эти крупные организации имеют своих представителей в большинстве стран мира. Более того, волонтерское движение в некоторых странах составляет во внутреннем валовом продукте 3–4 процента, это довольно большой взнос в экономику страны. Нередко в волонтерских движениях принимают участие целыми семьями, и это способствует сплочению семьи.

— Расскажи о своей дочке, я слышала, она начала очень рано читать…
— Мою дочь зовут Ева. Сейчас ей три с половиной года и она уже начала немного читать по слогам. Любит книги, счет, рисовать и складывать пазлы.
— Как вы добились таких серьезных результатов?
— Примерно с года мы посещаем центры раннего развития ребенка, очень много занимаемся дома, потихоньку учимся готовить. У нас довольно внушительная детская библиотека. По мотивам всем известных сказок устраиваем домашний театр. Мы проигрываем и проговариваем с ней представления. Кроме того, я противник использования гаджетов в присутствии ребенка до определенного возраста. Мы стараемся чаще гулять в парке, в зависимости от времени года посещаем каток или бассейн. Ходим в кино и театр.

— У тебя есть страсть: ты обожаешь путешествовать. С чего это началось, где ты бывала, какой отдых предпочитаешь, какие советы можешь дать начинающим путешественникам?
— Мне всегда было интересно, что там, за горизонтом. Очень долгое время все мои поездки ограничивались только территорией Украины. Но однажды случайно, листая какой-то глянцевый журнал, я наткнулась на статью о древнем городе Петра, главной достопримечательности Иордании, одном из 7 новых чудес света! Город, высеченный в скалах. Интересным фактом является то, что территория Петры на сегодняшний момент изучена лишь на 15%, так что не исключаю, что загадки древнего города когда-нибудь поразят весь мир! А теперь представь себе, что эти 15% — это около 800 различных исторических объектов на территории Петры! Я поняла, что я должна его увидеть, побывать там, дотронуться, окунуться в местный колорит.

— И?
— Наверное, мое желание было настолько сильным, что Вселенная услышала меня. И ближайшая выпавшая поездка по работе — это была поездка на международную конференцию в Египет. Конференция была рассчитана на 5 дней, включая пляжный отдых. Ну, я, конечно, походила по пляжу, насладилась красотами подводного мира и поняла, что это не мое. Собрала дорожную сумку и сказала ребятам, буду через пару дней. И впереди меня ждали, Израиль и Иордания. Иерусалим и Петра. Правда, почти без сна и все время в дороге, но я считаю эту поездку самой памятной в своей жизни.

— Где ты побывала в Европе? Какие советы можешь дать начинающим путешественникам?
— В Европе я была во многих городах. Это и Амстердам, и Будапешт, Брюссель, Берлин, Вена, Верона, Мюнхен, Милан, Монтре, Прага... Кто-то скажет: ведь это же дорого. На самом деле превратить обычное путешествие в бюджетное — дело ничуть не сложное. Для этого нужно лишь уделить планированию своей поездки немного времени. Лоукост вместо чартера, хостел вместо отеля, планирование трансфера по городу и организация экскурсий самостоятельно, а главное всегда путешествуйте налегке — вот и все секреты экономного отдыха.
***

Волонтеры — это люди, которые, когда начинается война, едут на вокзал, не для того, чтобы умчаться в далекие страны, а для того, чтобы встретить пострадавших из зоны боевых действий. Если они покупают крупы и чай, то не для своих кладовых, а для переселенцев, вывезенных из подвалов и не евших по три дня. Они сто пятый раз пересматривают свой шкаф в поисках чего-то, что можно отдать многодетной семье или совсем юной маме с ребенком на руках. Они никогда не будут в свой день рождения устраивать грандиозный фейерверк, потому что знают, что рядом могут быть люди, пережившие грохот орудий и ужас войны.
И напоследок добавлю. Как-то забегаю я в офис «Станции Харьков» и вижу в одной из комнат самые настоящие парты, стулья, учебное оборудование для деток. «Откуда?» — спрашиваю. «А ты еще не видела? Это Ольга Аверина купила».

Что тут скажешь? Поступки громче слов.

Ольга Тараб
Собственный корреспондент «Станции Харьков»
Фото Натальи Филатовой