Брейгель Времена года. Возвращение стада

Алина Алексеева-Маркезин
Питер Брейгель Старший.Возвращение стада,1565г.Дерево, масло. 117 ; 159 см
Музей истории искусств, Вена

       За создание цикла "Двенадцать месяцев" Питер Брейгель Старший получил главное свое прозвище - Мужицкий. Цикл картин , сюжеты которых основаны  на  часослове, первоначально содержал 6 или 12 картин, из которых сохранилось только пять.
                Мы рассмотрели с вами Жатву,а сегодня познакомимся с картинами Возвращение стада.Сенокос.

1. Жатва, 1565. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
2.Возвращение стада, 1565. Музей истории искусств, Вена
3 Сенокос, 1565. Дворец Лобковица в Пражском Граде, Прага
4.Охотники на снегу, 1565. Музей истории искусств, Вена
5 Сумрачный день, 1565. Музей истории искусств, Вена

                Исследователи до сих пор ведут споры о том, сколько же полотен входило в цикл "Времена года". Некоторые предполагают, что всего их было двенадцать (по числу месяцев в году). Но достоверные сведения есть лишь о шести картинах.

           До наших дней дошел документ, датированный 1594 годом. В нем говорится о шести работах, относящихся к этому циклу. Возможно, именно так и было на самом деле. Первой шла композиция, посвященная марту и апрелю: эти месяцы, в которые праздновалась Пасха, считались началом года. До 1576 г. годовой цикл в Нидерландах начинался с Пасхи .

            К сожалению, эта картина не сохранилась. Следующее произведение - "Сенокос" (май и июнь). Затем "Жатва" (июль и август), "Возвращение стад" (сентябрь и октябрь), "Охотники на снегу" (ноябрь и декабрь) и "Пасмурный  день" (январь и февраль).

               Существует и другая гипотеза, по которой цикл состоял из четырех картин, а "Сенокос" не имеет к нему никакого отношения. Все полотна имеют почти одинаковые размеры (1,5 м в длину) и написаны на дереве масляными красками, как и большинство других работ Брейгеля.

           Для всех них характерен ряд общих композиционных приемов, как бы объединяющиx эти произведения в единое целое. Исходным является множественность мотивов. Во "Временах года" эта множественность воспринимается не как ряд отдельных мизансцен, а как многообразие единого"космического" зрелища.

БРЕЙГЕЛЬ,ВОЗВРАЩЕНИЕ СТАДА.

      Переходные состояния природы передает  картина "Возвращение стад".Она посвящена ноябрю. Осеннее небо покрыто тучами. На деревьях горят золотом последние, не успевшие облететь, листья.

        Деревья, величественные скалы, берега, покрытые лесом, - все застыло в торжественном молчании. Создавая всю эту красоту, автор не забывал и о своем времени, жестоком и мрачном.

             О нем напоминают едва заметные вдали виселицы. Но не это привлекает внимание зрителя. Суровый, холодный пейзаж оживляют люди и животные. Крестьяне гонят стадо домой. Глядя на картину, ощущаешь, как тишину природы нарушает мычание коров и выкрики пастухов.

      И перед этим праздником жизни как будто отступают мрачные, злые силы. Хочется бесконечно любоваться игрой насыщенных золотых, рыжих и коричневых оттенков, слушать звуки осеннего вечера и вдыхать прохладный влажный воздух.   

      Древнегреческие философы-стоики считали Вселенную разумно устроенной и прекрасной структурой, в которой каждому живому существу отведено свое место: «Лошадь создана, чтобы тянуть и носить, бык – пахать, собака – сторожить и охотиться; человек же рожден, чтобы взглядом охватить весь мир».

          Несомненно, Питер Брейгель был знаком с этой философией, и есть основания полагать, что некоторые из этих идей вплетены в идейный строй его картины. Абрахам Ортелий, фламандский картограф, говорил о своем друге, что Брейгель «писал много такого, что написать попросту невозможно. Во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено»

           Коровы, деревья и люди написаны в одной тональности. И хотя на пастухах лежит особая ответственность за живые существа, но, в конце концов, они скроены из того же вещества, что и остальные живые создания, и должны исполнять свое предназначение.

           В картине «Возвращение стада» погонщики как бы несут в себе все живое и деятельное, что есть в этом пейзаже, все композиционные линии сходятся к их группе, в свою очередь, двигающейся к виднеющимся неподалеку домам родной деревни.Вдали виднеется красивый пейзаж.

МНОГОЕ В ЭТОЙ КАРТИНЕ ОСТАЁТСЯ НЕЯСНЫМ.

Почему вслед за пастухами шагают люди, вооруженные кинжалами?
Почему на одном из них стальной панцирь и стальные наплечники?

Может быть, крестьяне в эти трудные времена боятся нападения и приготовились защищаться?

А может быть, это не мирное возвращение стада, а угон стада, и не крестьяне, вооружившиеся на всякий случай, а вражеские солдаты гонят его. Куда?
Может быть, к замку, угрюмому и неприступному, виднеющемуся вдали… Трудно сказать.

Видно только — они спешат, эти люди, и не только близящаяся непогода заставляет их торопиться.На берегу реки — в который уже раз у Брейгеля — как знак тревоги и боли, как клеймо времени, а может быть, как его привычная примета — виселица с повешенным и столбы с колесами для колесования.

Зачем они художнику? Крошечные, едва заметные черточки, их можно и не заметить, но, заметив однажды, их уже нельзя исключить из этой картины