Три жизни глава 2 часть 1

Галина Дейнега
ГЛАВА 2. ШЕРСТЮК

2.1.

Мария, считая, что роду Полозовых выпало слишком много испытаний, желая дочери счастья, решила переоформить её докуметы на фамилию отца. Правда, тот так и не объявился, за все прошедшие годы не поинтересовался дочерью.

Как только Лиана Полозова стала Лианой Шерстюк случилось непредвиденное. В их город прибыл декан Киевского института физической культуры и спорта Леонид Николаевич Соболев. Он собирал украинских спортсменов в возрасте до восемнадцати лет для участия во Всесоюзном соревновании по спортивной гимнастике, которое должно состояться летом в Казани. Этот симпатичный кудрявый человек среднего роста с посеребрёнными висками, выразительными голубыми глазами и идеально подвешенным языком сделал Лиане заманчивое предложение — поехать в Киев на отборочные соревнования.

С детства Лиану тянули даль, ширь, глубина, высота, неизвестное, опасное, где можно размахнуться. Самыми пленительными из детских сказок были слова о неизвестном и необычном. Уже успев полюбить путешествия, перемены в жизни, познать чувство свободы, она в душе согласна была ехать хоть на край света, но, глубоко вздохнув, ответила Соболеву: «Нет».

— Мама не пустит, — пояснила Лиана свой отказ. — Да и в институт поступать надо.

— Маму я уговорю! А учиться надо в Киеве, в институте физкультуры.

Леонид Николаевич, большой мастер красивых речей, часа полтора уговаривал Марию отпустить дочь. Обещал держать девочку под строгим личным контролем. Мария сдалась, и как только закончились занятия в школе, Лиана отправилась в Киев.

Город встретил девушку густым ароматом буйно цветущих каштанов. Облачка пыльцы летали повсюду. Солнечная погода создавала хорошее настроение. Будучи в отличной форме, Лиана успешно прошла отборочные испытания, и её включили в команду Украинской республики. На сборах Лиана подружилась со школьницей из Херсона Ларисой Дирий, которая была на два года младше. Та показывала блестящие результаты, но, выполняя упражнение на бревне, упала, и её отчислили. За девочку, отличающуюся особой красотой движений (сказывалось обучение в балетной школе), заступился тренер Мишаков. В будущем он сделает Ларису Дирий (Латынину по мужу) королевой гимнастики. Фотографии Соболева, Мишакова, Латыниной в альбоме Лианы появятся позже.

Из Киева украинская команда гимнастов отправились сначала в Москву. Побывали на Красной площади. Впечатлений уйма! От Москвы до Казани поезд шёл трое суток. Он то еле тянулся, то вдруг пускался отчаянно греметь, а затем надолго останавливался в лесу. Пассажиры высыпали из душных вагонов, гуляли. По свистку паровоза все неохотно возвращались в вагоны, поездка продолжалась.

Лиана, выросшая на Украине, где белые хатки, сады, палисадники, впервые увидела среднюю полосу России с тёмными бревенчатыми избами. Пейзажи оказались совершенно не похожими на виденные ранее. Удивил и понравился красивый город Казань с кремлём, мечетями, минаретами.

На Всесоюзных соревнованиях украинская команда не показала высоких результатов. Соболев внимательно следил за выступлениями, фиксировал в блокноте недочёты, а по возвращении в Киев сделал подробный разбор соревнований. Гимнастов оставили в Киеве ещё на месяц для тренировок.

Отпуская Лиану домой, Соболев вручил ей экзаменационный лист, пояснив, что вступительные экзамены в Киевский институт физкультуры она может сдать в Днепропетровске, в физкультурном техникуме, и заверил, что её ждут к началу учебного года.

В Киеве вопрос с учёбой Лианы был уже решён, а дома продолжали спорить. Мария просила дочь одуматься и поступать вместе с Лией в металлургический институт. Игорь считал иначе:

— Мама, ну почему ты против? Пусть учится в Киеве.

— Да не серьёзно это. Институт физкультуры! Лучше бы инженером стала.

— Ей спорт нравится! Отпускай!

Своё слово сказала и Клавдия, окончившая Киевский институт физкультуры:

— Конечно, учиться надо в Киеве! Тем более, что туда приглашают.

Серафима промолчала. Как человек набожный, она знала, что сказано в Писании: «Иди, юноша, в молодости твоей, куда ведёт тебя сердце твоё и куда глядят глаза твои», но Ляля-то — девочка, маленькая, худенькая. Как она будет жить одна, вдали от дома? Только на молитву и надежда.

Мария волновалась: «В чём же Ляля поедет?» и срочно занялась сборами. Выделила дочери блузку из своего гардероба, сшила юбку, перелицевала пальто.

Провожали Лиану всем двором. На вокзале Мария разрыдалась.

— Мама, ну зачем плакать?

— Так на полгода расстаёмся.

К самому отходу поезда на вокзал проводить племянницу прибежал Пётр Георгиевич. Он крепко обнял Лиану, поцеловал и украдкой смахнул набежавшую слезу. Его поведение удивило Лиану.

2.2

В Киев поезд пришёл на рассвете. Из вагонов высыпали пассажиры. В основном молодёжь. Разливалась утренняя заря, светлым пламенем разгорался ясный ликующий день, а в душе Лианы, ярче, чем заря, светлее августовского дня росли и крепли юные мечты о новой счастливой жизни.

Общественный транспорт ещё не ходил. Проезжающий мимо грузовик остановился. Водитель шутя поинтересовался:

— Банда, куда вас доставить?

— В институт физкультуры! — ответили хором.
— Студенты? Отвезу так. Забрасывайте вещи! Быстро в кузов! Поехали!

Институт физической культуры и спорта (в обиходе физинститут), созданный в 1930 году в Харькове, после войны был переведён в Киев. Располагался он в здании бывшей школы. Для спортивных занятий арендовались залы в спортивных обществах города. Оказалось, что из сотни первокурсников, тридцать три человека прибыли из Днепропетровска: три выпускника школ, а тридцать — выпускники физкультурного техникума.

Новичков ждали. Оформив документы, прибывшие отправились поселяться в общежитие. «Вот здесь и располагайтесь», — комендант открыла дверь и перед девушками предстала просторная комната, в которой Лиана насчитала двадцать четыре кровати. Высокая девушка, как позже выяснилось баскетболистка, удивилась, глядя на миниатюрную Лиану:

— А это чья сестричка?

— Я учиться приехала!

— Коль так, беру над тобой шефство. Занимай кровать рядом со мной. — И, обращаясь ко всем, добавила: — Слышали? Чтобы никто её не обижал!

Началась интересная, насыщенная событиями студенческая жизнь. Помимо занятий и многочасовых тренировок, студенты активно участвовали в городских мероприятиях, откликались на просьбы различных служб, приходивших в институт со словами: «Выручайте! Это наш город, наша страна, надо поднимать общими силами». И поднимали: сажали деревья, откапывали ночью от снега застрявший состав с хлебом, выполняли много других работ и поручений.

На фотографиях того периода представлены гордые, счастливые лица. Их гордость основана на осознании своей красоты и силы. Да, красоты и силы, так как молодость по существу красива и сильна потому, что каждый предчувствует, что кто-то выберет и полюбит именно его! Молодость — это надежда, вера, оптимизм!

В Лиану сразу же влюбился Антон, студент школы тренеров. Очень настырный парень приходил с цветами и коробками конфет. Лиана прогоняла его:

— Антон, не ходи ко мне. Ты мне не нравишься. Зачем я тебе? Я же ещё девочка.

— Вот мне и нравится, что ты ещё девочка.

Добродетель порой привлекает сильнее, чем порок. И это хорошо. Иначе кто бы мог устоять против искушений.

— Возьми конфеты, — настаивал ухажёр.

— Конфеты возьму, но есть не буду. Девчонок угощу. Больше не приходи!

Этот Антон ещё появится в её жизни.

2.3.

В первую сессию Лиане предстояло сдать два экзамена: химию и анатомию. В школьные годы из всех преподавателей она особенно уважала химичку. Та никогда не повышала на учеников голос. Задания по химии Лиана выполняла регулярно и имела твёрдую четвёрку. Владение стенографией (обучили в школе) позволило ей сделать подробные конспекты прочитанных в институте лекций, а феноменальная память — успешно подготовиться к экзамену. Ожидая в коридоре своей очереди, она вздремнула, сидя на подоконнике.

— Проснись!— растолкали её сокурсники. — Химик уже всех выгнал. Твоя очередь!
Стряхнув сонное состояние, Лиана вошла в аудиторию. Преподаватель смерил девушку взглядом: широко открытые глаза, две косички с бантиками. И что она понимает в такой серьёзной науке — в химии?

— Так. Берите билет.

Лиана, уверенная в себе, сразу начала отвечать, да ещё теми же словами, какими читал этот материал преподаватель на лекции. Его брови поползли вверх. Он стал задавать вопросы по другим темам. А потом перешёл на откровенную беседу. Настроение у преподавателя значительно улучшилось.

— Отлично! — оценил он знания Лианы и смилостивился: — Может я зря выгнал предыдущих студентов? Пусть попробуют ещё раз! Так им и передайте.

Второй экзамен Лиана тоже сдала на отлично. К тому же у неё первенство на городских соревнованиях по гимнастике. В результате — Доска Почёта и повышенная стипендия. «Я ли это?» — удивилась девушка, привыкшая считать себя троечницей. Природная скромность уберегла её от легко возникающего в таких случаях тщеславия, но, окрылённая успехами, она предприняла решительные действия. Пора перестать выглядеть пятиклассницей! Косы долой! Модная шестимесячная завивка! Потрачено полдня, зато вышла Лиана с пахучей головкой, украшенной мириадами блестящих завитков, и с той особенной гордостью, с которой всегда женщины выходят из парикмахерской. В повзрослевшем виде она заявилась домой на первые студенческие каникулы.

А дома Лиану ждали грустные вести. Новорожденный сын Игоря прожил всего четыре дня. Умер и дядя Петя. Вспомнилось его необычное поведение на вокзале при проводах. Там они в последний раз видели друг друга.

Начался второй семестр. Тренеры различных видов спорта стали предлагать Лиане перейти в их группы.

— У тебя такие сильные руки. Ты можешь стать чемпионом мира по метанию копья!

— Переходи на зимние виды спорта. Коньки, лыжи. У тебя есть потенциал!

— Нет! — отвергала Лиана предложения, считая, что только гимнастика её призвание: здесь и снаряды, и вольные упражнения под музыку, красота, изящество, сила, ловкость — это жизнь!

С наступлением весны студентов стали часами гонять по стадиону, отрабатывая упражнения для майского парада. Приказано: девушкам загореть! Апрель в тот год выдался прохладным, но всё свободное время Лиана с сокурсницами загорала на склоне Черепановой горы. На параде они смотрелись эффектно в белых шёлковых платьях, украшенных украинским орнаментом; шли стройными рядами, синхронно выполняя упражнения.

На летних каникулах Лиана и Лия радостно встретились в Днепропетровске. Посекретничали обо всём. Студенческая жизнь увлекла их разнообразием событий, быстрой сменой новых впечатлений. Их голоса звучали звонко, глаза играли бесконечной сменой выражений. Лиана доложила о своих спортивных и учебных успехах. Она, наконец-то, поняла, что с её способностями вполне возможно получать оценки «отлично» и повышенную стипендию. Лия, ставшая ещё более привлекательной, чем в школьные годы, с блеском горящих весельем  глаз, улыбаясь розовыми губками, поведала сестре, что в неё по уши влюблён однокурсник Лёлик. Обожает! Всё за неё делает: пишет, чертит, выполняет курсовые задания. Занимается ли она спортом? Зачем изнурять себя тренировками? Пока молоды надо забавляться жизнью. Это так понятно, так свойственно милой беззаботной юности! Выйти замуж Лёлик пока не предлагает, но это впереди.

Мечты, мечты. Жалок тот, кто в юности не тешил себя мечтами, в которых всё кажется доступным и возможным, для которых нет преград.
Продолжение http://www.proza.ru/2016/02/17/38