Джутарка сражается, гл. 5 оборона одессы

Петр Чванов
Глава 5. ОБОРОНА ОДЕССЫ

Создав почти пятикратное превосходство над защитниками города, фашисты уже 10 августа  предприняли первую попытку ворваться в город. В этот день защитникам города удалось отбить несколько атак  фашистов. Бешеный натиск длился до 15 августа. Почти месяц шла ожесточённая позиционная война. Обе стороны несли огромные потери. Защитники Одессы только ранеными потеряли более 25 тыс. человек. Одесса  была полностью блокирована с суши от своей страны. Возникли проблемы  с продовольствием и боеприпасами. Командование ООР решало их за счёт доставки оружия и продовольствия морем.

 К середине сентября фашистам удалось оттеснить наши войска на главный рубеж обороны. Теперь фашистские вояки получили возможность обстреливать морские фарватеры, город и порт. Создалась критическая ситуация. Ставка Верховного ГК просила одесситов держаться любыми силами.
Сборщики урожая часто были свидетелями  боёв наших истребителей с немецкими  мессершмиттами, а иногда и сами попадали под пулемётный огонь немецких стервятников.

Женщинам почему-то никто не объяснил, что от налётов авиации надо прятаться в щелях, поэтому они пытались прятаться под телегами.
18 сентября на помощь защитникам Одессы морем из Новороссийска прибыли две новые  стрелковые дивизии, и дивизион «Катюш». Положение на рубежах обороны стабилизировалось. Чтобы восстановить  устойчивость обороны и лишить противника  возможности обстреливать город и порт командование ЧФ приняло решение высадить морской десант в районе  села Григорьевка.

Этот десант был высажен по приказу Ставки Верховного Главнокомандования. Шёл 48 день обороны города у моря. Фашисты яростно теснили защитников Одессы. Отряд боевых кораблей, в который входили крейсеры «Красный Крым» и «Красный Кавказ»; эскадренные миноносцы «Бойкий», «Безупречный» и «Фрунзе»; а также канонерская лодка «Красная Грузия» и более тридцати единиц морских охотников, торпедных катеров и баркасов* с двумя тысячами морских пехотинцев на борту, двинулся из Севастополя в направлении Григорьевки.

Общее руководство операцией возлагалось на командующего  эскадрой  вице-адмирала Владимирского. Командиром сил высадки был назначен контр-адмирал Горшков С.Г. При подходе к Тендровской косе ОБК (отряд боевых кораблей)  подвергся атаке авиации противника. Эсминец «Фрунзе», на котором шёл Владимирский был потоплен. Командование ОБК принял на себя контр-адмирал Горшков С.Г.
 
Подойдя к линии берега на расстояние около 15 кабельтовых (трёх километров), оба крейсера, стали на якорь и открыли артиллерийский огонь из всех орудий. Ровно в 01–30 после полуночи 22 сентября 1941г, после пятнадцатиминутной артиллерийской подготовки, началась высадка десанта. Одновременно в тылу противника, в районе села Шицли, был выброшен воздушно–десантный отряд в количестве 50 человек. Десантники серьёзно нарушили связь фашистских войск с их штабами и посеяли  панику  в тылу врага. Морские десантники с помощью торпедных катеров, морских охотников и баркасов, а также корабельных катеров и шлюпок, успешно высадились на побережье в районе Григорьевки, и с ходу атаковали фашистов.

Среди участников  высадки десанта был и джутовец,  Э.Л.Корень,  котельный машинист СКР «Алупка», который  под огнём врага несколько раз подходил к берегу, высаживал десант и снова возвращался  на корабль, с которого надо было доставить на берег людей, боеприпасы и вооружение. Одновременно с запада по противнику ударили силы 421 и 157 стрелковых дивизий, которые прорвали оборону противника в районе дислокации его войск  в Чабанке, Старой и Новой Дофиновке.

 В результате совместных действий сухопутных войск и бригады морской пехоты, высадившейся в Григорьевке, фашисты были отброшены от Одессы на 10 километров, и были лишены возможности обстреливать город и порт. Моряки захватили много трофеев, в том числе одну из дальнобойных пушек. Десантники на стволе орудия написали:
–Она стреляла по Одессе. Больше стрелять не будет!
Это орудие они провезли на лошадях по всем улицам Одессы, облегченно вздохнувшей после нескольких суток обстрела вражеской артиллерией.

В середине сентября 1941 года, не добившись успеха в разгроме одесского оборонительного района, фашистское командование предприняло первую попытку захвата Крыма с суши. С этой целью оно подготовило  значительные силы,  в том числе 11-ю немецкую армию, румынский горный корпус и крупную авиационную группировку под общим командованием генерала Манштейна. 
30 сентября Ставка ВГК приняла решение о переброске войск, оборонявших Одессу в Крым, над которым создалась угроза вторжения фашистов. Судьба Одессы была предопределена.

01.10. 1941г. началась плановая эвакуация войск ООР и благополучно закончилась 16 октября в  03-00.
Погрузка  проводилась настолько организованно и скрытно, что противник догадался об этом только через 6 часов после отхода из порта последнего транспорта.
Уроки:
-Мирный город Одесса, не имевший военной промышленности оборонялся 73 дня и не был побеждён.
-Впервые в истории ВОВ под Одессой в районе Григорьевки был успешно высажен морской десант.
-Впервые в истории ВОВ огромный гарнизон был скрытно выведен из города.
Фашистское командование, не подозревая о начавшейся эвакуации городского гарнизона, уже не планировало очередного штурма. Зато авиация продолжала наносить удары по военным и промышленным объектам.
 
В начале октября Лида и её соседка Анна Юзифович попали под очередную бомбёжку. Они, как обычно трудились на поле. Внезапно  налетели самолёты. Острая боль пронзила мизинец правой  руки Лиды. Она вскрикнула и схватилась за раненую руку. Аня Юзифович тоже держалась рукой за бедро. Сквозь пальцы девушки сочилась кровь. Они решили вернуться домой. Когда они подъехали к дому, они увидели медсестру, которая, сидя на копне соломы, подшивала подворотничок на чью-то гимнастерку. Лида спустила с телеги левую ногу и хотела подойти к медсестре. Кто-то крикнул: -Ложись!

Больше она ничего не помнит. Очнулась в своей комнате на кровати. Над ней склонился врач. Нога была перетянута жгутом, и из подошвы струилась кровь. Кроме того, на теле были обнаружены несколько осколочных ранений мягких тканей. Врач из Селекционного институт навещал её ещё не раз. В свой последний визит он обнаружил, что началось рожистое воспаление правой руки.
-Вам надо ехать в больницу, кисть правой руки, видимо, придется ампутировать! – заявила он, но Лида была другого мнения.
-Будь, что будет, - решила она. – Лучше ещё немного подождать.
Но ждать было уже некогда.17 октября на улицах Дальних  Мельниц появились румынские солдаты, рассчитывать на помощь больницы не приходилось. Они превратили районную больницу в госпиталь для фашистов. Вскоре Лиду навестила бабка Устинья Нежданова. Она жила неподалеку на ул. Литовская. Осмотрев больную, она сказала.
-Скорого улучшения состояния не жди, но и в больницу на прием  к румынам не ходи. Они сразу же спросят, а где ты могла получить такие ранения?

Когда стало совсем плохо, мама пригласила доктора Чеховича. Он жил на улице Степовой.  Доктор Чехович носил мягкую велюровую шляпу, чеховскую бородку  и костюм-тройку с часами на цепочке. Он разделся, помыл руки и, подойдя к Лиде, вдруг засмеялся.
-А это та хулиганка, которая меня  сдала в милицию?
Лида покраснела. Она сразу вспомнила, как сразу после начала войны она увидела на улице доктора Чеховича. В Дальних Мельницах никто таких нарядов, которые были на незнакомце, не носил. Наслушавшись рассказов про шпионов, Лида решила, что по улицам их микрорайона разгуливает гитлеровский агент. В это время на улице появилась группа школьников.
 Поравнявшись с незнакомцем,  она схватила его за руку и закричала:
-Держи шпиона!
 
Мальчики сразу начали помогать Лиде задерживать шпиона, а девочки бросились в соседний двор и притащили тачку.
 Они прикрутили руки Чеховича к оглоблям тачки  и доставили его в отделение милиции на улице Михайловской. Милиционер принял «шпиона», поблагодарил девочек, и  они гордые и довольные разошлись по домам. И вот новая встреча.

Доктор внимательно осмотрел раны Лиды.
-Да, дорогая, тебе крупно не повезло, на танцы ходить  ты будешь не скоро, - пошутил Чехович, а чуть помолчав,  добавил: - а может это и к лучшему.
Он ещё не раз посещал раненую девушку. Только  к концу 1941 года Лида смогла встать на костыли. А Новый 1942 год она встречала уже с палочкой.
Всего за период обороны Одессы вражеская авиация совершила 350 налётов на город и его окрестности. В результате бомбардировок и пулемётно-артиллерийского огня убито 1105 человек, ранено 1886 человек, из них 849 человек – тяжело.