Самая развесистая клюква

Николай Старорусский
Мне уже приходилось писать о том, как неправильно комментируют догматику и историю христианства в СМИ в связи со встречей в Гаване. При этом явно проявляется желание выдвинуть на первый план римо-католическую церковь (http://www.proza.ru/2016/02/15/1187).  С некоторой натяжкой это можно объяснить невежественностью.

Но вот «МК в Питере» цитирует известного в прошлом популяризатора и пока еще дьякона Кураева – несомненно ведающего, что творит:

« Это отнюдь не первая встреча Римского Папы с главой Русской православной церкви.   В 1438-1441 прощло несколько таких встреч. Тогда русскую церковь возглавлял и представлял митрополит Исидор, митрополит Киевский и всея Руси, правивший из Москвы. Но те встречи закончились подписанием Флорентийской унии. А еще точнее – радикальным изменением  статуса русской церкви. Она стала автономной».

Перед нами – классический пример подтасовки.  Все события по отдельности имели место.  Но что поймет отсюда неискушенный читатель?   В результате долгого и плодотворного общения Исидор добился, что наша Церковь стала независимой (от Константинополя, не от Рима! - НС).  И, по-видимому, согласилась на унию – объединение православных и римо-католиков.

На самом же деле все было совсем иначе, почти наоборот.
Действительно, Рим обещал Константинополю помощь в зашите от наседавших агарян в обмен на такую унию.  Под давлением обстоятельств и императора, после длительных богословских дискуссий почти все православные иерархи проявили слабость и согласились на унию. Подписать бумаги отказался св. Марк Ефесский,  яркие и глубокие выступления которого и сейчас очень интересно и полезно читать (есть в русских переводах).  Но в Церкви, ведомой Духом Святым, арифметическое большинство – не главный аргумент. Вскоре по возвращении, встретив непонимание на родине, почти все опомнились, признали слабость и ошибки, и фактически уния не состоялась.

(Стоит заметить, что и Вселенским собор признавался только после принятия практически всеми верующими, не ранее следующего собора. История знает и «разбойничий собор», дезавуированный последующим).

Предстоятель Русской церкви (не глава – как-то неловко читать такое у дьякона), вернувшись в Москву, на  богослужениях стал поминать и Римского папу, чем вызвал недоумение  и негодование народа.  Царской властью он был отстранен и изгнан. Позже стал на Западе католическим епископом, кажется.

После такого безобразия Русь перестала принимать митрополитов из Византии, и предстоятелями были только русские. Восточные патриархи признали нашу Церковь как поместную самостоятельную.

Может быть, и хорошо, что появилась такая развесистая клюква, по Марку Твену. Истинная цена авторов особенно очевидна.